Бабочка в мозгу
Что открылось мне
В этой комнате при луне?
Светлая боль?
Бегущая к кораблю Ассоль?
Расскажу, изволь.
Я увидел бьется снаружи об окно моль.
А в комнате невыносимо
Электричество горело неугасимо
Сердце, покрытое тиной
Тела сердцевина.
Билась об окно бабочка
С бархатными глазами,
Которые расцвели твоими голосами
Так, что я потерял сознанье.
И мне открылась тайна,
Что ничего не было между нами.
О, моль!
Где твой Анатоль?
После закрытия школ
Он из твоей жизни ушел.
Возвратилась боль.
Папоротник расцвел.
Неужели это я,
Горстка праха, земля?
Бабочка сгинула в зрачке,
Проникла в мозг, застыла на виске,
Чтобы помочь моей тоске.
О, если суждено мне кровь пролить
И нагло вторгшуюся в мозг убить,
То оборвется паутины нить?
Нежданная гостья
Сметает пыль с моих костей
И ждет к себе подруг-гостей.
Мой череп мавзолей.
Как пуля улетит в простор полей
Из черепа.
Я умираю осторожно.
А счастье было так возможно.
И Богоматерь ест пырей
В стране дичающей. Морозно.
* * *
Отчего больно так,
Будто мне подан знак.
Но час пробьет,
И я стукнусь хвостом об лед.
Сколько в России продолжится самодержавия гнет,
Никто в толк не возьмет.
Но наступят иные времена,
И самоубийце власть писать стихи дана.
Может, уйти во мглу,
Не сказав об этом никому,
Разорвать крючком верхнюю губу?
Завтрашний день
Наступает, как тень,
И говорит: "Латы ради Прекрасной Дамы надень".
Завтра смерть.
Раковая опухоль будет на меня после смерти смотреть,
Раковая опухоль всех болей человеческих.
Этот год я не думал о смерти,
Любовался Девой в кювете.
Пил с персианкой кофе в Кувейте,
Трогал Аси Львовны скелет.
Но расплата на вершине Машука
Ждет меня века.
Я не выпрыгивал из форточки, как Охапкин,
Не целовал у Девы лапки.
Со мною весь этот год была тоска.
Но моя жизнь никому не нужна,
И Брут мой куда-то убежал,
А его так убить меня убеждал,
Он оправдывался, плакал и дрожал.
Время письма
Подходит к концу.
Видишь дома?
Пошли просьбу Отцу,
Чтобы одну из лилий
Тебе из гортани удалили.
Арсенальная
Каждый день
Собираюсь уйти в тень.
Делаю жгутики в азарте,
Словно я кот в марте.
Вспоминаю Арсенальную.
Жизнь я там прожил не хрустальную.
Земную жизнь пройдя до половины,
Я попадаю в сумасшедший дом в бытия сердцевину.
Люди там сделаны из глины
И плетут корзины.
У входной двери сидит эмвэдешник с ключами,
И ходит санитар ночами,
Посматривая в окошко, не насилуют ли кого в спальной.
А больные
Чуть живы,
И врачи с ними игривы.
По коридору пробираются гомосексуалисты-пассивы,
Наблюдать за ними красиво.
У больных стынет кровь в жилах.
У врачей большие прерогативы,
Но они не спесивы.
Санитары больных хлопают по плечу
И ведут ко врачу.
Я на больных стучу.
После обеда приходится глотать по кирпичу
Аминазина,
И месить эту глину.
А потом спать
Или в карты играть
Время убивать.
На окнах решетки,
А в руках воров четки.
Вши ползают по носоглотке.
Каждый день выводят гулять
Человек двадцать пять,
И снежок поскрипывает под ногами,
И проволока заменяет красное знамя.
После нескольких лет теряешь сознанье,
Понимаешь, что жизнь это тайна.
Домашняя культура
Что означает утро,
Когда свет освещает комнату и дышится трудно?
Я смотрю на люстру.
Она сохраняет тайну домашней культуры.
На стене висят картинки-дуры,
И Бог поп-музыкант не отходит от аппаратуры.
Я смотрю на голые стены.
За обоями в соседней квартире обитают Камены.
Обои скрывают бетон,
В комнате стоит воздуха стон.
Хрусталик заигрывает с зеркалом на стене,
И дрожит от холода цветок на окне.
В зеркале отразилась комната опавших хризантем.
Язык зеркала нем.
Какое-то оно холодное, чужое
Говорит о том, что нас в комнате трое.
И дивана складки
Играют со зреньем в прятки.
Меня привлекают обои.
На них нарисовано взятие Трои.
Серебряные цветы на них повторяются
И говорят о том, что не надо отчаиваться.
А на столе фикус с длинными ушами
От стыдливости теряет сознанье.
Он говорит, что жизнь это тайна.
Главное в ней созерцанье.
Главное для него питанье.
Лампа настольная под покрывалом,
Словно птица под носовым платком,
Поет ни о ком.
И магнитофон стоит загадочный
С музыкой упадочной.
Я с бабушкой в этой комнате танцевал рок-н-роллы, как припадочный.
Продолжайте жизнь, вещи мои.
В книгах закладками лежат рубли.
Эта комната создана не для любви.
Здесь раскрывались губы твои,
И ты наполняла комнату
Шорохом платья, станом легким и томным.
И я одна из вещей,
Кровати и зеркала дщерь.
Глазное яблоко добра и зла вынашивает хрусталик,
А на столе вторжением иного мира стоит водки шкалик.
Френолон
1
Принял таблетку френолона.
В голове наступило жжение.
Кровь свернулась,
И что-то во мне обернулось
На психиатора, который становился в это время на колени.
Он весьма приятный человек,
Долго разглядывал под моим глазом кровоподтек
И потом изрек:
"Укол я отменяю
И френолон назначаю".
Я вышел от него бодрой походкой
И увидел девочек и мальчиков-одногодков.
Сел в автобус-лодку
И поехал домой.
Рядом сидела девушка с костылями и красой в зрачке неземной
И читала книгу "Багряная летопись".
Пожалуй, от френолона я получаю сейчас даже кайф.
Может быть, девушку, что видел в автобусе, не увижу уже никогда.
Есть ли хуже этого беда?
Я положил ноги на стол,
И френолон гулять по моему телу пошел,
Включил Боба Дилана и погрузился в нирвану.
Френолоном полны мои карманы.
Но дыхание затруднено.
Что-то душит меня.
И может быть, я никогда не достигну вас, Елисейские поля.
2
На грани депрессии
После приема френолона.
Бабушка вошла,
Достала рубашку, на которой написано "Демис Руссос",
"Мама еще купила", сказала.
Да, такова жизнь
Френолон и разговоры о тех, кого нет,
Кто не может узнать, что у меня болит.
Так увечат меня френолоном.
Я сегодня с вернувшейся тоски
Выпил два стакана сухого вина в шалмане,
И девушки мое внимание не отвлекали.
Зрачки остекленели
И образ психиатора из мозга не выпускали.
Психиатр Пиковая Дама
Взял меня обманом,
Сделал почти душевнобольным,
Рыбаком, пришедшим с берегов Мертвого моря.
Но так хорошо, что я с ним не спорил,
Не рассказал о Вселенском горе.
А теперь депрессия тронула оспою море.
По воде идут трое.
То не тяжесть земли в теле, то свертывается кровь.
На улице мальчик поднимает ласточкой бровь.
Но телу не суждено
Спуститься с пятого этажа на землю
И увидеть в его глазах хаос деревни.
Стихотворение с бабушкой
К чему все длится эта дребедень
Что ни день, что ни день?
Завтра у психиатора снова я буду олень.
А пока
Из-под век высовывается два червяка.
Завтра, может быть, сделают укол, и я скажу им: "Пока".
Но не развяжутся шнурки у башмака.
В этом состоянии
Хочется сделать возлияние
В честь Вакха,
Разбить стекло кулаком, превратиться внизу на асфальте в булавку.
Бабушка входит. У нее платье, словно пропеллер.
Поселим ее в стихотворении,
Чтобы не скучно было беседовать с поколением.
И вот бабушка в стихотворении. Поздравляю ее с новоселием.
Смотрит на меня, что-то соображает.
Выйдет на кухню и яичницу мне поджарит.
Сегодня на обед было мясо
И ложка мельхиоровая высшего класса.
Бабушки масса
Склонилась над спиртовкой,
Орудуя ловко,
Положила мышь-мясо на сковородку-мышеловку,
Обернулась, погладила меня по головке,
Посмотрела бусинками на меня
И увидела, что перед ней свинья.
Петербургская ночь
Европейская, нет, петербургская ночь.
По улице ходят поэты живые гробы
Одной судьбы.
Может быть, у Платона
Есть ткань из тонкого шелка?
По телевизору выступает Леонтьев.
Элита советская от наслаждения стонет.
Огромная машина,
Где ум рвущаяся паутина.
Где вы, Альбертина?
Ведь человек создан из глины.
В нее вложен драгоценный камень
Чистыми, холеными руками.
А мы в карты играем,
И входит человек с чаем,
Но дом этот необитаем.
"Эй, человек, чаю!"
Кричит Пушкин на пьедестале.
И советская элита
Собралась у культуры корыта,
Что ведет происхождение с Крита.
Может быть, наша судьба
Раствориться в этих гробах,
Чтобы напечатали наши тома
Не за границей, а дома,
Чтобы ораторы читали наши стихи с балкона.
Но достижения наши ничтожны,
Ведь убить себя невозможно.
Зря хвалится достижениями второй культуры Борис Иванов
И ест туркменский плов.
Петербургская ночь. Закрыты могилы
На Серафимовском, на Литературных мостках,
И идут похороненные на чердаках
Создавать мифы,
Что мы не скифы,
А европейцы.
Бьется жизнь в маленьком тельце.
А в бредущем по улице Миронове механическом пальце
Мысли-китайцы.
Закрываются дома отдыха.
Советская элита
Разъезжается с Крита.
Исчезновение
Толчками останавливается кровь-товарняк.
Смерть это щелчок по носу, пустяк.
Наступит в голове сквозняк,
И за спиной встанет лучший брат,
Который жизнь всю мою провел в гостях,
Играл на арфе, на костях,
И мертвецы вставали из могил,
И ангел за горизонт не уходил,
Потому что был бескрыл.
Я плоть свою похоронил,
А сам и ем, и сплю,
И бабочек горбом ловлю,
Дарю им по рублю,
И, привязав к календарю,
Гублю без возврата.
Так жизнь обернется утратой
В объятиях Ленинграда.
А зренье по-прежнему радо
Травы полевому стеблю,
Что держит на кончике тлю
И под корнями гада.
Зачем вырастает растенье,
Когда наступил уже день воскресенья?
Дома на улиц блюде
Спят, словно голуби в простуде.
Один из них мой дом.
За матовым стеклом
Собрались вещи на Вечерю
После Хозяина потери.
Хозяин ушел давно
И сироты-вещи у меня
Боятся руки огня.
Они созданы не для,
А просто так,
Как вечности знак.
Здесь я напивался.
Магнитофон шатался.
А когда отсыпался,
Вещи спали, возвратившись в мой фаллос.
Ворон музыки по комнате шатался
И клевал жемчужины
Рылеева и Бестужева.
Тела после вскрытия комнаты не обнаружено.
ОБВОДНЫЙ КАНАЛ
(композиция из 12-ти частей)
1. Вступление. Котельная
Миронов поэт-призрак.
Призрачен его абрис.
Он мне наливает мяты
И закладывает уши ватой.
Говорит о журналах
Новых, не старых.
Весь он в мыслях о сегодняшнем дне
И вине,
Дне.
Сидит в кресле призрак,
Рисует эскиз.
Человек или нарцисс?
Подпольный низ.
И я остался подпольным человеком
Вместе с прошедшим веком.
Миронов в тумане
Цепко следит за своим сознаньем.
Он в ванне,
В слов океане.
И горит лампа в котельной
С тоскою елейной,
Сейчас понедельник.
Миронов показывает стихи других,
Но он не скиф.
Он создает свой миф
Иероглиф
Гриф.
И никто к нам в котельную не постучится,
Потому что Миронов не птица.
Лишь мелькнет за окном жеманная очень девица
Киска,
Тварей из Упанишад лица
И мяукнет киска.
Что? Не спится?
Вертится спица,
И дрожит роговица.
2.
На Комендани мало народу.
Кто смотрит на лужу, кто в воду,
И никто не любуется природой.
Да и природы нет здесь.
Одно послепетровское болото,
Рвота.
Я возвращаюсь из больницы,
Где санитарки, Тамарки, девицы,
И передо мной открывается день многолицый.
Возле церкви стоит покойницкая машина.
И я тоже сгину,
Передам поклон Августину:
Отцу и Сыну.
Я иду по незримо-коменданоостровским полям,
Оставляя позади себя храм.
Женщины-Будды плотно сжимают губы.
Из-за дамы-дамбы ветер
Светел.
Бабушка встречает меня,
Обед для.
После больницы приходится начинать все с нуля.
Здесь магазины
Открыты для Инны,
Для девочки синей,
Что завивается
И по утрам одевается
Так я завираюсь.
3.
Что ж не гулять гегемону?
И я гуляю.
Какие-то бестелые люди проходят мимо
Соседи.
Маленькие девочки провозят коляски,
И сердце бьется как в сказке.
Так люди снимают маски
По указке.
Здесь-то в корабле на корабле
Живет обрюзгший христианин Пазухин,
Что побывал в Лондоне.
Новое поколение будущие солдаты
Вырастают из рабочей зарплаты.
Идут моей жизни дни-паразиты, дни-гады
Эллады.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Поэты
Никого не вижу.
Приходит бабушка, приходит отец,
Суровые тени
С верой в воскресенье
Сердец.
Я комнатное растение,
Я чтец.
Читаю залпом книги
Елены Шварц Эвридики,
Где Единорог дикий,
Где череп-чепец.
Весеннее солнце
Проникло и в мое оконце,
Легло на фотографию Шельваха-японца,
Что держит в руках багрец.
А Миронов с безумными цветами
Скитается по проспектам,
Канувшим в Лету.
Мир Поэту!.
Дом Поэта на Мойке стоит.
Это Крит,
Где тени
И очередь воловья,
Чтение у изголовья,
Пасмурный из окна вид
На Зеленый дворец,
Где Август окутан в багрец,
Где линии жизни на ладони,
Которую мы не тронем,
Чтоб с прекрасной златокудрой головы
Сорвали царский венец.
7. Стихи, написанные под музыку
Кругом дети.
Завелись они в моем скелете.
У них свой транспорт,
Свои игры.
Растут зубы дракона, растут скифы.
Звучат их голоса-колокольчики,
Бегают мальчики.
Я хозяин
Своего дома.
И радиоактивное Солнце
Светит.
В легких георгин дыхания, в легких ветер.
Я один, Свете!
Иду по асфальту
Дворовой Фиальты.
И сердце твердо
В предчувствии морга,
У меня расширенная аорта.
Мелькают воланы
В Калидоне.
Мы детей не тронем
В стихе-стоне.
Светит светило.
Крестная сила.
Вечер.
И в окнах горят Пастернака свечи.
Город мой уже изувечен.
Вечность. Новгородское Вече.
Варяги
Добрались наконец до браги,
Снова начали пить
И детей как рыжики накалывать на копья.
На лицах снега хлопья.
Страна холопья,
Совсем иная страна
Без дна.
Я иду по дворику,
Смотрю на детей.
Мамаша говорит одному:
"Цикуту пей,
Не пролей".
Я пырей,
Вырос среди полей,
Среди жизни ничей.
Возвращаются с работы
Люди рвоты,
Варяги
Из папируса и бумаги,
Полные кровяной влаги.
Девушки Греции наги,
Рисуют абрис на асфальте
В Фиальте.
Это путешествие
Само стихотворение,
Произрастание из тленья,
Повторное прочтение.
Спи, малютка мой прекрасный.
Солнце ясно.
Мы безгласны
В бытии.
Отделяемся от земли,
Всходим на корабли,
Чтоб достичь сладкогласья
В церквях,
Этих церковных шатрах,
Где шрам
И иконы туман.
Туда!
Войти
Чтоб с младенцем руки сплести
В яслях караванного пути.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9. Вечер. Овощи
От заснеженной ветром Гавани
Уходят вдаль корабли
В поисках Святой Земли.
Сколько пыли!
Овощей изобилья,
Гнили.
Вселенная запаха.
Где алые гвоздики продают
У станции метро "Пионерская"
И мелькает форма милиционерская.
Бьется осторожно сердце,
Некуда деться.
Я постоялец,
Отрезанный палец,
По проспектам скитаюсь.
И звезды горят,
Освещая земной Ленинград,
Город утрат,
А я тайно рад.
Здесь на Комендани
В овощном тумане
Я пребываю в нирване,
Смотрю в дали,
Вспоминаю Дали,
Эту жизнь изнутри,
Когда нас было три.
10.
Икона.
Взрослый младенец
У сердца.
Дверца.
Слышатся глухие удары
И раскалывается доска.
Века
Пламенея летят над иконой.
Так познаешь грусть.
Пусть.
Путь.
Церковь деревянная,
Служба окаянная
И священник, Иероним, лев
Читает проповедь
В церкви-Акрополе
Перед ареопагом,
Где судьи наги.
Прожжена моя бумага
В ГУЛАГе.
11. Державин
Читаю старца Державина
О Параше.
Он занят любовью
В "Записках у изголовья",
Пропитан кровью.
Его стихи адресованы Ною,
Который и среди нас ходит.
Державин пьяный
И петербургские туманы,
Лихач рьяный,
Картуз рваный.
Он сановник,
Почти что покойник.
Он сангвиник
И великий алхимик
Петербургских линий.
Мрак падает на город синий.
Он горы сдвинет.
Что-то происходит в эфире,
Чтоб родился поэт стерильный
В петербургской сини
На островах,
Замочив николаевки рукав.
Он в бегах.
Полиник
Среди поликлиник
И взбесившихся собак
Город-Шварц, Город-Долинин.
12. Державин
Читаю Державина
Первого деревенского писателя православной Руси.
Надгробное рыдание
О Лизе
Иной жизни эскизе.
Иисусе Спасе, спаси!
Спи
Часа три.
Тянется убогий слог
Дворянских дорог.
Итог.
Державин умер
В июле,
Подведя своей жизни итог.
В монастыре затрещали сорок соро́к.
Его усадьба
Стоит в Петрограде.
Там решетка
И взгляды окон четки.
Мимо проходит
Похмельная глотка,
Военная пилотка,
И Фонтанка струится,
Пол-девицы,
И Никольского собора колокольня
Служит службу все достойней
и достойней.
В мессе заупокойной
Обойма. |