* * *
Стадо диких лесбиянок
разгулялось в эвкалиптах
Дождь размером с холодильник
падал с огненных небес
Бес попутал холодильник
дверцу вежливо захлопнул
и упав на лесбиянок
откусил кило дождя
Дождь поехавший по фазе
двинул девушек на дозе
Бес прилип в нелетной позе
Небеса молчали вслух
Клюнул жареный петух
Лесбиянки-суфражистки
стали куколки и снобы
между ног сплошные зубы
меж зубов другие зубы
а потом уже ну это
ну забыла как называется
в общем одно из двух
как мы идем к закату
или сидим и ждем когда сам придет
Что-то в воздухе сверкнуло
Что-то чиркнув улетело
телки сделали прививки
дедка репку порешил
вышла нежить из тумана
вышла пуля из нагана
Ухо спрыгнуло с банана
К папе мама подошел
и кусочек откусил
И сказал Нехорошо
Нехорошо и стыдно
Да Нам всем очень стыдно
что мы живем в таком безнравственном обществе
ПОЭЗИЯ ТИШИНЫ И ПОКОЯ
Рождественские чтения на смоленской турбазе "Хвойная" 1
Смоленск это город на Луне. Там дымчатые горы и глубокие черные ущелья, в которых горят высокие свечи и бродят заблудшие души поэтов бессмысленных в своей возвышенной грубости существ, фанатеющих от вдыхаемого нового смысла старых слов и выдыхаемых продуктов творческого сгорания. Раз в год прилетает огромная птица Голубев, принося в клюве 200 килограммов еды, в животе несмолкаемое урчание рифм, а на хвосте печать Гуманитарного Фонда /по-видимому, открывающую доступ к тщательно охраняемому складу с горючим/. Души оживают и начинают клубиться. Загадывать друг другу загадки о смысле жизни, писать письма на червонцах, зажигать огни-подснежники, вызывать духов, томиться бумажными вожделениями и яблочными страхами, называя все это то "Поэзией тишины и покоя", то "Прозой здорового образа жизни", то "Вечером художественной самодеятельности". Наиболее отвязанные приходят в полное творческое неистовство и выдвигают проекты коллективного самоубийства с вариантами /украшение елки телами повешенных поэтов, распятие на скрещенных лыжах и т.д./, но затем, уступив внезапному наплыву высокой духовности, ограничиваются "Часом религиозной поэзии" и чтением стихов при луне.
К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ ПОЭЗИИ
В первом /достаточно грубом/ приближении в современном литературном процессе можно выделить две тенденции, в соответствии с которыми поэты делятся на "спящих" /или "заумников"/ и "бодрствующих" /или "ёрников"/. Главное различие между ними заключается в отношении ко времени.
Спящие /заумники/ не замечают его течения. Для них не существует смены событий, они в значительной степени внеконтекстуальны и обращены к вечным ценностям и своим собственным ощущениям. Идя от Хлебникова и Мандельштама, они живут в остановившемся времени, включенном в пространство, и работают с этим объединенным пространством, с его сложной топологией, оставаясь один на один с миром и архетипами. Словно семь спящих отроков эфесских, они замкнуты в вечности, надежно укрыты в пещере внутреннего "я" от превратностей, суеты и угроз внешнего мира. /Апогей Жданов./
В противоположность заумникам ерники не спят никогда. Это вечно бодрствующие часовые, охраняющие игольные уши разумного-доброго-вечного от валом валящих сквозь них верблюдов пошлости, ханжества и совкового дебилизма. Наследуя обериутам и абсурдистской традиции в целом, ерники живо реагируют на эпоху, среду, идеологию. Вместо обращения к "старым" архетипам , они пародируют насаждаемые "новые", обнаруживая их подложность, мнимость. Таким образом, утверждение истинных ценностей происходит в апофатической форме и через отрицание ложных. /Апогей Иртеньев./
У "спящих" в текстах практически нет людей, кроме одного общечеловеческого "я". Поэтому это "я" совпадает с автором, и текст в этом смысле беззащитен. У "бодрствующих" толпы людей, персонажей.
Автор исчезает под маской или в толпе, или еще Бог знает где. Текст защищен (термин М.Шатуновского. Н.И.). Защищенные тексты выигрывают, как правило, при чтении на публике, открытые в книге.
На практике, однако, данная линейная схема оказывается весьма приближенной, то есть чистая принадлежность к тому или иному образу жизни в искусстве реализуется не так часто, как те или иные смешанные формы "сна" и "бодрствования". Более полную картину взаимодействия художника со временем можно представить себе, используя принцип "веера", а с учетом женского начала в культуре двух развернутых "вееров", из которых образуется полный круг /мандала/. Но это уже тема отдельного, гораздо более подробного разговора.
НА ГРУДЬ ЧЕТВЕРТОГО НАРЦИССА РАВНЯЙСЬ !!!
Выписка из истории болезни страдающего хроническим уникализмом 2
Ненавижу тишину и прохладу ясного осеннего утра. Ненавижу женщин. Особенно беременных. В белых воротничках, с глазами навыкат. терпеть не могу домашних животных. Собак, хомяков, попугаев и вообще все шерстяное. Тиканье часов и бульканье пшенной каши вызывают у меня желание лить расплавленный свинец из окна 3-го этажа на головы прохожих. При половом акте, напротив, страшная зубная боль. Запах сирени и мерное раскачивание поэта, читающего свои стихи, вызывают понос и рвоту. Почти также тошнит от приванивающей одеколоном карамели "Клубника со сливками", а сложносочиненные заморские сладости мне просто хочется топтать ногами и размазывать по стенам в туалете. В общественном транспорте я всегда стараюсь наступить кому-нибудь на ногу или незаметно плюнуть в спину. На светском рауте я плюю в бокалы сокорытников, а в их мягкие фланелевые брюки и бархатные платья втыкаю портновские булавки. Кожаные сумки режу лезвием "shick". Сиденья кресел мажу горчицей. Детей обхожу стороной, потому что все они сопливые, но на всякий случай у меня в карманах всегда полно носовых платков, чтобы моментально душить подвернувшихся под руку. Стариков и старух просто бью топором по голове, чтоб не путались под ногами. После этого обычно дня два не могу прийти в себя изжога дикая и все тело чешется. Иду в душ, наедаюсь зубной пасты и блюю в зеркало. Продавцам в магазине всегда говорю, что они скоты и говноеды, хотя конечно, если взглянуть на рожи в парламенте, или вот хотя бы на ваши такие же точно некролюбы и заднепроходцы. Иностранцам обычно показываю язык и кричу в ухо: янки, гоу хоум, а если они не понимают разбегаюсь и бью головой в живот. После звоню в скорую помощь и громко и отчетливо произношу все матерные слова, которые знаю.
Теперь о китайцах. Китайцев ненавижу с детства. Со всей страстью, со всем исступлением, на которое способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений. Китайцев ненавижу даже больше чем евреев. Обожаю когда они уделывают друг друга. Однажды хмурым апрельским утром, когда природа и люди блаженствовали в состоянии полного и взаимного равнодушия, один мой знакомый, негоциант, выходец из Питтсбурга, так описывал мне произошедшую накануне битву евреев с китайцами:
Небо потемнело, заухали совы и рухнули, как слюдяные, древние конфуцианские храмы и висячие мосты Ершалаима, зарыдали и рассы́пались в труху летучие мыши и чуткие эхолоты, и на влажной, засасывающей тверди выступили носители греха, олицетворения животных страстей и похоти, храпящие обитатели гор и лесных чащ, обладающие буйным нравом и невоздержанностью. Стоны похищенных жен мешались с хрустом копыт о ребра поверженных врагов, горы погребаемых заживо членов, вдавливаемых в почву падающими скалами и деревьями, потоки слизи, гноя, холестерола и пенициллина, переполненные мочевые пузыри, намокшие повязки и размножающиеся в ранах бактерии, сапрофиты, трупы, питательная среда для парящих в высоких снегах поднебесья, для бегающих по чащобам с задранными хвостами и глазами полными веселой алчбы, для смрадно дышащих, фанатеющих от запаха свежей крови, для изрыгающих серу и пепел, для расправляющих плавники, оперенные сталью, смоченные ядом, и два-три куска хлеба с маслом, с вареной колбасой и чай с сахаром, заварить покрепче, включить калорифер и фривольные песенки по телевизору, шибающие в нос здоровым конским потом "Lux" для кинозвезд типа Настасьи Кински.
Но калорифер плох уже тем, что от него каждый раз загорается юбка, когда я протягиваю руку к телефону, что уже само по себе не лишено некоторого эстетизма. А все эстетически прекрасное наводит на меня смертельную тоску, будь то линия жизни гардеробщика из первого яруса в балете "Жизель" или Аранхуэсское выступление 1808 года, результатом которого была отставка премьер-министра Годоя и отречение Карла IV в пользу своего сына Фердинанда.
Я хорошо чувствую себя в строю. Под ружьем. В армии чудоухих, пятиколенных, членистожопых. Выёживающихся через соломинку и хрустальную изморось на печени дракона, мозг феникса и плод барсихи, через семь драгоценностей, восемь сокровищ и шесть путей среди трех миров желаний, формы и освобождения от того и другого. Среди тех, что подолгу внимают ради призрачной возможности перепрыгнуть яму с огнем. Когда сквозь воющие над нами враждебные вихри проходит какая-нибудь команда, я тотчас бросаю оружие и втягиваю голову в плечи, изображая смерть, не муку. Остальные делают примерно то же самое, каждый в своей излюбленной позе, нежно прощаясь с утомленным солнцем и посылая его в задницу, аки ближнего своего. Гуляющие по нашим спинам соленые розги творца придают возбужденный блеск оголенным бельмам очей наших, приоткрывая путь в небесные чертоги. Я подставляю лицо под удары, под огненный дождь и крики мечущихся над морем чаек и кончаю под колесами грохочущего бронепоезда любви, пуская изо рта желтые пузыри и стрясаясь всем телом от жгучей ненависти к тишине и прохладе ясного осеннего утра.
ШАРЫ
Опыт сравнительного анализа геометрических форм с выходом за пределы этико-эстетического пространства. И обратно
1
Голова имеет форму шара
Это и приятно и пристойно
Но и жопа ведь имеет форму шара
Стало быть и в жопе
есть кураж и тайна
Голова имеет форму жопы
потому и жопа кажется заумной
Ну и пусть
Не у всякой головы есть тайна
Но у всякой тайны жопа есть
2
Голова имеет форму ширмы
В смысле что за ширмой прячет сущность
В сущности ей форма для проформы
Ширма то есть в сущности она
голова всего лишь тяготенье
шара к шару рифмы к полурифме
тарбазауруса к мезозою
жопы к жопе
пьяницы к рулю
3
Голова имеет
но теряет
И потеря та невосполнима
Если что и просифонит мимо
то уж точно в форме головы
это же высокое искусство
профессиональный трюк перформанс
так со свистом мимо просифонить
Это можно только в форме головы
Уж во всяком случае не жопы
В форме жопы так не просифонишь
4
Голова имеет форму ада
правильных мучительных пропорций
с вечной слякотью с набором экзекуций
вышедших из моды
В голове всегда толпа и давка
то мечты а то хандра и голодовка
то опять мечты без края через край
В общем с головой всегда неловко
В этом смысле в жопе
сущий рай
5
Голова умеет по-французски
Уж хотя бы этим отличаясь
от немыслимой соперницы своей
О'кей
Только вдруг и у соперницы немыслимой ее
есть своя особенная гордость
и свое французское гражданство
а?
Ведь тогда придется согласиться
что и жопа кое-что умеет
по-французски
А не просто как-нибудь
6
/жалобы шара/
Грязну висну отягчаюсь впечатленьями
ною досаждаю и болю
Не люблю
но требую любви
чуткого ухода и внимания
Расслабляясь между двух ладоней
поднимающих на некую хотя бы высоту
благосклонно жду дальнейших церемоний
не оскверняющих впрочем
уста
7
/колодец/
Как живешь? спросила голова
Ничего ответили из тьмы
Кто это? помедлив спросила голова
Тьма ответила помедлив Это мы
Много вас? Заглядывая вниз
вкрадчиво спросила голова
НАС ТЬМЫ И ТЬМЫ хотели выпалить снизу
но подумав ответили сдавленным шепотом
д в а
Ну бывайте ребята сказала голова
облегченно вздохнув и направляясь
по своим делам
Жопа ты донеслось ей вослед
из глубины колодца
8
Голова имеет несколько отверстий
Это и прилично и надежно
И недорого А главное изящно музыкально
Словно флейта Несколько отверстий
Голова имеет комплекс флейты
в смысле что сейчас ее надуют
В смысле щас разденут боком взглянут
и давай давить на все места
Голова съезжает с пьедеста-
ла от этих мыслей неприятных
Так что это неприятное сравненье
с флейтой мы пожалуй прекратим
Спрашивается А при чем здесь жопа?
Извините
Жопа ни при чем
9
голова имеет форму ноосферы
инкубатора для немощных гипотез
брошенных в младенчестве безумий
и рефлексов двигающих вспять
Фараон разбит на пирамиды
Фулерен разлит в природных минералах
В доме льва не говорят о троне
А когда играют на тромбоне
на гармони хочется рожать
В каждой телке чудится Европа
В планетарии одна большая
жаба
подошла и попросила закурить
10
Голова головка уголовка
Клавка травка Кафка
ласточка с весной
проездной застенчивый съестной
липкий перламутровый с булавкой
с варежкой с норушкой без штанов
в Люберцах в сердцах на самосвале
во поле берё В Колонном зале
во саду ли все поражены
Нервы что ли обожжены?
Голова имеет форму куба
сруба сахара отвинченной луны
табуретки вилки ветчины
и швейцара английского клуба
/одножопых/
11
Голова имеет форму головы
Как ни тяжело признаться в этом
Головою можно только мирный атом
трахнуть
и торчать
тише воды ниже травы
распрягаясь в дискурсе соломенной вдовы
Одна голова хорошо
а две жопы лучше
12
Голова имеет форму 3-х голов
Это кто такой красивый?
Знаем знаем
Ща всем миром то как зверь она завоем
то заплатим до последних 3-х колов
Как дитя завороженное мишенью
слышим огнедышащую речь
и спокойно входим в огненную пещь
словно в жопу будущих свершений
P.S. В наше время каждый что-то может
Дайте только срок
и чистое белье
Жопа подстригается под ежик
Голова имеет форму е-мое
* * *
Я танцую на электрическом столике
У меня волосы как крестики и нолики
У меня ноги загибаются как розовые бублики
Я скачу на электрическом Бобике
У меня на лбу проступает жемчужно-гранатовая карта Африки
Из глаз и ушей льется кровоточит красота неземная
Ты подойдешь ты угостишь меня вафелькой
Я откушу я потанцую с тобой я тебя не узнаю
Но я сразу найду я прильну я засосу стакан
твоей неиссякаемой жизненной силы
я захлебнусь новостями ночными дикторшами ироничными
Твои паховые складки твои внятные припухлости
и внутренние органы не останутся незамеченными
Я надкушу тебе живот и вытоплю капельку сала
Это будет от меня к тебе пластическая операция
с витражом вставленным в омфал
в пупочек вмещавший некогда унцию орехового масла
Но чтобы не нарушать о правах человека Хельсинкскую конвенцию
мы выйдем с тобой на демонстрацию самосозерцающего духа
и охреневающей мысли
Мы пойдем взявшись за руки ровно посередине
освещенного проспекта свежепереименованного
На тебе только шлем и поножи Гектора с тех пор не надёванные
На мне кольцо Нибелунгов гипсовая пыль и цветы беладонны
Мы сыграем последовательно все роли в этой мистерии
оттрахав по дороге все плакучие ивы и пирамидальные тополя
мы похитим дары включая дар речи
у гремучих каменных идолов и мавзолеев
и принесем их в жертву в святилище районной бухгалтерии
А когда окажется что все петухи давно пропели
в честь новокаинового соития трав и кубиков Тетрис
и торжества психоделики
мы станцуем дельта-функцию помноженную на sin2x 3
на электрическом столике
и вылетим ближайшим рейсом в город Помпеи
* * *
Это ПОДАРОК.
В подарке главное его ожидание.
Точнее, ощущение, что и тебе могут кое-что подарить.
Хотя, конечно, не всегда можно быть уверенным,
что подарят именно то, чего больше всего хочется.
А чего тебе хочется больше всего?
Знаю, знаю. Но это глупости.
Забудь о них.
Думай о главном.
Тем более, что главное у тебя
уже есть.
Остались, в общем-то, мелочи.
Тут, собственно, должно
было быть горчичное зерно.
Но потом я подумала, что
это уж слишком. Слишком
умно. Тем более, что где
его взять-то, горчичное?
И я заменила его маковым.
Вот оно:
Но и это еще не все, ибо
ибо для красоты и гармонии мира
требуется еще кое-что,
ну например
телефон
ГЕНРИХА САПГИРА
258-08-77 4
ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКТОРА
1 Рождественские чтения "Поэзия тишины и покоя" прошли с 6 по 9 января 1993 г. на турбазе "Хвойная" под Смоленском. Организатором чтений выступил Александр Голубев (р.1960) ≈ поэт, автор книги "Стихи разных лет" (1993), в начале 90-х гг. возглавлявший смоленское отделение Гуманитарного Фонда, под эгидой которого прошло несколько фестивалей авангардной поэзии. "Проза здорового образа жизни", "Вечер художественной самодеятельности", "Час религиозной поэзии" и "Стихи при луне" ≈ разделы программы чтений.
2 Уникализм ≈ слово, предложенное поэтом Валерием Сафранским на страницах журнала "Воум" в качестве девиза для объединения авторов на основе взаимного признания неповторимой индивидуальности (уникальности) каждого. Эта идея вызвала скептическую реакцию в кругу Клуба "Поэзия" (см., напр., "Открытое письмо..." В.Тучкова в газете "Гуманитарный фонд", #11 (33) за 1993 г.).
3 Sin2x ≈ синусоида; дельта-функция при умножении на любую другую функцию превращает ее график в прямую с единственным точечным всплеском.
4 Телефон Генриха Сапгира 258-08-77 к настоящему времени изменился.