Диспозиция: Германия, начало лета 45-го года, советская зона оккупации. Герой 18-летний полтавчанин, долговязый, худой, удивленный Европой житель села Опошня. Разумеется, в солдатской форме (как выяснится позже неполной).
О Полтаве. Есть специфический "полтавский" способ рассказывания историй (неизменный по крайней мере на протяжении последних двухсот лет), когда у рассказчика изо рта выползает некий дискурс, материальный и своевольный до такой степени, что походит на солитера. Сам рассказчик присматривается к нему с некоторым изумлением, временами примеряясь к нему, пытаясь членить на части, но он не вполне властен над собственным повествованием.
Также Полтава это практически 90% младшего командного состава советской армии. До самого крушения СССР здесь на домах индивидуальной застройки можно было повстречать надпись, выложенную кирпичом другого цвета, скажем: "Слава КПСС", или даже "Наша цель коммунизм".
Это, однако, не вполне конъюнктура. В той же Опошне все индивидуальные участки многократно, истово перекопаны хозяевами не столько с целью огородничества, сколько кладоискательства. В этом полтавском селе, как во всех прочих, имеемся свой "алхимик", который по ночам проверяет находки дня на содержание золота, в худшем случае это может оказаться медаль, отбитая к трехсотлетию дома Романовых. В лучшем... об этом, впрочем, вы не узнаете от полтавчанина никогда.
Фольклор тех мест: "На могиле баба пасла овец. Неподалеку жиды мучили Варвару." И т. д.
Мир. Тоска. Баронский замок разграблен. Женщины фланируют в комбинациях, которые приняты русскими золушками за вечерние туалеты баронесс. Наш герой также в полосатой пижаме помещика, безусловно принятой им в качестве аристократического летнего костюма. На голове у него, тем не менее, пилотка с красной звездой. Недолгая мода начала лета 45-го.
Ватерклозеты замка, судя по всему, пользует командный состав. Потому что для рядовых отведена под отхожее место одна из террас замка. В одном из ее углов под действием едкой солдатской мочи, как от канонады, проседает каменный пол. В подпольной нише обнаруживается клад сундучок с драгоценностями, размером "как две... нет (примеряя руками воздух по вертикали и горизонтали), пожалуй,.. как полторы буханки хлеба".
Скука. Герой реквизировал чей-то велосипед, но ездить на нем покуда не выучился. Кто-то разъясняет ему, что езда на велосипеде невероятно трудное искусство, дающееся не каждому. Имеется один наиболее эффективный и верный способ обучения езде на велосипеде: следует лечь животом на багажник, растопырить пошире ноги и, держась вытянутыми руками за руль, съезжать раз за разом с горки. Крутить педали это уже следующий этап. В один из дней наш герой решается, наконец, приступить к обучению.
Экипирован он по-прежнему: пижама, пилотка. Этого не следует забывать. Успехи его оказываются столь велики, что уже пополудни ему приходит в голову лихая мысль, а не поехать ли на велосипеде в американскую зону оккупации, кто-то ему говорил, что там открылись магазины. Денег нет, но хотя бы просто посмотреть на настоящую мирную жизнь. Американская зона оккупации располагалась невдалеке: "примерно, как от Опошни до Великих Будищ... нет, наверное, все же как до Малых Будищ будет..."
И вот по дороге через поле на велосипеде, насвистывая мелодию, он едет сам, да чего там едет? летит! Непередаваемое ощущение свободы и полета. Восемнадцать лет. Мир открыт и лежит у тебя под колесами.
* * *
Вид тесного магазинчика с американскими товарами потрясает героя, это как войти в Германию, в зимнюю среди лета сказку. Все у них не такое! Гофрированные жалюзи подняты. Дверь с колокольчиком. Прислонив к стенке у двери велосипед, он входит внутрь. Рот его непроизвольно открывается. Он не в силах отвести взгляд от полок с какими-то бальзамами, консервированными эликсирами бессмертия и ярко расцвеченными залогами коммунизма.
Конечно же, потеря бдительности наказуема. Будь ты проклята, жизнь! Обернувшись, через силу почти, отряхиваясь от наваждения, он успевает заметить, как юная какая-то немка, почти девочка, в длинной юбке и приспущенных белых носках, отведя за рога его велосипед, седлает его и катит вдоль по улице, блядь!
Долговязым кузнечиком, мстителем, выбегает он наружу и преследует ее, загоняя воровку все глубже в недра немецкого городка. Длинный шаг, прыжки, пижама, пилотка.
Солнце садится.
Наконец она заезжает на велосипеде с разгона во внутренний двор какого-то многоэтажного дома. Все, достал!
Во дворе немцы, в рубашках, с помочами, пилят дрова. Все заняты делом, кто-то носит, кто-то пилит. Голоса.
Девушка просит их о помощи. Они обступают ее и слушают ее историю. Судя по всему, она признала свой велосипед и решила таким вот образом вернуть его. Девушка цепко удерживает велосипед за руль, наш солдат схватился за него с другой стороны. Каждый тянет слегка на себя, но понимает при этом, что спор за велосипед на данной стадии может быть разрешен не силой уже, а одной только справедливостью. Ситуация солдата выглядит проигрышнее, он бессловесен, девка же языката, и симпатии невольных третейских судей помалу склоняются в ее пользу, набирая все большую инерцию, с оттенками уже даже агрессии, кто-то пытается снять его руку с руля. Наш герой понимает, что не только велосипед потерян, но как бы не быть ему еще битым. Правду говоря, он далеко не храбрец, и потому в данном случае избирает тактику показного максимального миролюбия, отступления с сохранением достоинства и лица. Он указывает на себя, на велосипед, на свою пижаму. Э, нет! отвечают ему немцы и резонно указывают ему на звезду на пилотке, о которой он совсем позабыл, вот досада-то! и теснее обступают его полукругом. Они разогреты и разгорячены физическим трудом, рукава их засучены.
Герой начинает отступать спиной вперед, все далее, пока не развернувшись, не дает по-заячьи безудержного и бессмысленного стрекача. Бежит он, войдя уже в ритм бегства, до самой русской зоны оккупации, едва не скорее, чем ехал сюда на велосипеде.
* * *
А были в части два "гОлОвОреза", армейских разведчика, 19-ти и 24-х лет.
"То были гОлОвОрезы, один через полгода, другой через год все равно погибли." И вот, устав слоняться без дела по территории, они берут запыхавшегося героя за шиворот: Как?! Они тебя унизили, они тебя смешали с говном! Кто? Немцы! Кого? Победителя! Где! В американской зоне оккупации! Доннер-ветер, ё. т... м...!
В мотоцикл с коляской и пулеметом они закидывают слабо сопротивляющегося героя.
В третий раз путь между русской и американской зонами оккупации кажется еще скорее и короче. Опустились уже сумерки. Зажигаются лампы, окна, первые звезды. С ревом, выворачивая на двух колесах, заносится могучий мотоцикл во двор уже знакомого дома. Действующие лица остались почти в том же положении, на своих местах, но прибавились новые. Двор полон немцев. В центре группы девушка с велосипедом. Она, видно, в который раз для новоприбывших повторяет, под одобрительный гул, историю отвоевания велосипеда. Наступает немая сцена.
Нарушает ее звук шагов сбегающего по лестничным маршам человека. Он нарастает. И вот во двор выбегает последний, до сих пор не участвовавший в действе обитатель дома, как резерв, как последняя санкция, это понимают все и следят за его действиями завороженно, в неком параличе воли, выпав из времени, сейчас оно течет через него одного.
Он также без пиджака и жилета, в одной рубашке, с подтяжками, толстяк, бег его косящ, в руках его шпага!
В затылок ему дышат Шиллер, Клейст, Гельдерлин. По непредсказуемо точной дуге он подбегает к мотоциклу и наносит укол шпагой в кисть руки неподвижно сидящего за рулем разведчика, того, что постарше. На сидящего в коляске героя наваливается неожиданно, сминает его, сидевший за спиной старшего совсем юный "головорез". Вцепившись обеими руками в укрепленный на передке коляски пулемет, он бесконечно долгой очередью, в почти немой и неподвижной сцене, укладывает весь двор: мужчин, девушку, велосипед, домохозяек, фехтовальщика, взяв чуть пониже остальных, так что через некоторое неопределенное время двор представляет собой прибранный плац, на котором вперемешку с распиленными дровами сложены минуту назад живые люди пусть себе немцы.
Дело сделано. Мотоцикл, взревев, выезжает со двора.
Трое его седоков слегка ошеломлены стремительностью, с которой все произошло.
Навстречу им блестит кремнистый путь. Несется ночное небо.
* * *
В воинской части инспекция представителей советского командования, американских военных властей, самоуправления немецкой общины. С ними несколько уцелевших свидетелей бойни во дворе дома. Личный состав части выстроен на плацу. Идет опознание. Имеется одна несомненная улика раненная кисть руки одного из нападавших. Однако еще утром раненого спрятали, заперев его на задворках в одной из построек хоздвора. Двое остальных в строю. Наш герой стоит в третьей шеренге и усиленно делает лицо неузнаваемым, вытягивая и сосредоточенно поджимая губы куриной гузкой. Может, это и лишнее. Армейская форма без того делает человека почти невидимым, анонимным, да еще сам черт ногу сломит об эти степняцкие физиономии, зуб у человека болит, или лицо у него такое, неотличимое от птичьего гузна. Другой состав и концентрация мыслей в этих головах делает всех их экзотичными и при этом почти неузнаваемыми.
Томительно долго тянется смотр. Уже ясно, однако, что результатов он не принесет. Временные задержки перед чьей-то физиономией не носят напряженного, драматического характера и скорее свидетельствуют о нерешительности и полной беспомощности комиссии. Наконец, обход шеренг завершен. Комиссия разворачивается и направляется в сторону вереницы открытых джипов, в которых скучают американские и русские шоферы, чтоб ехать в следующую воинскую часть.
Приказа разойтись пока не последовало. Солдаты стоят в шеренгах. Герой продолжает делать ртом куриную попку, губы его, уши и брови непроизвольно шевелятся, не в силах погасить вновь и вновь пробегающую по лицу волну деформации. Физиономия сведена лицевой судорогой, которая все никак ее не отпускает.
Герой понимает нелепость и ненужность своей гримасы и уже тяготится ею, но ничего не может с собой поделать.