Быть может,
история Украины история лишь нескольких метафор, материализовавшихся в каменных болванах:
Владимир, идущий на Русь с крестом;
его оппонент Артем, ведущий агитацию на меловой Святой горе;
Шевченко, просыпавший яблоки перед Полтавским музеем;
Триумфальная арка, сооруженная на родине Гоголя для проезда Царя, царь в нее не поехал, дорогу перенесли, Гоголь заболел и умер; отражение этой истории увидел в каббалистическом небе пражский еврей Франц Кафка и пересказал во "Вратах закона" немецкой прозой, более долговечной, чем камень, люди и их помесь;
это бронированная Баба с Ножиком с лестницами внутри, вентиляционными ходами и люками, подогревом и охлаждением, надвинувшая тень свою на Вечный Город над Днепром, вдруг ощутивший в разгаре лета свою мимолетность и смертность;
это скифские бабы, наконец, в Лозовой на вокзале, в Изюме собравшиеся под мостом, раскиданные в Причерноморской степи, как наблюдатели из другого цикла, готовые прежде чем самим рассыпаться взять дворницкие метлы и смести сор ее Истории в погребальный костер, где осенние листья, полиэтиленовые кульки, обертки от мороженого, ветошь пришедших в негодность метафор.
Продолжение книги Игоря Клеха
|