Игорь КЛЕХ

ИНЦИДЕНТ С КЛАССИКОМ


      М.: Новое литературное обозрение, 1998. – Библиотека журнала "Соло".
      ISBN 5-86793-042-4
      Обложка А.Гольдмана.
      C.83-84.


            Реки,
            желательно малые, безлюдные и извилистые.
            Волнующие моменты:
            когда спускаешься к воде с ночным фонариком, и невозможно определить, где еще берег, а где уже дно;
            когда утренний туман приподымается над поверхностью реки, и лес на противоположном берегу образует со своим отражением идеальный двусторонний гребень – или подобие рыбьего хребта, если дело происходит поздней осенью;
            выпивать у погасшего костра, под взошедшей луной, и слушать плеск ночной реки;
            быть застигнутым дождем на реке и видеть, как вся ее подпрыгивающая поверхность усеивается водяными гвоздями, опрокинутыми шляпками вниз и остриями вверх;
            после дождя в горах – пройтись по дороге вдоль бешено несущегося Черемоша, слышать, как он рокочет валунами;
            плыть по горной речке, как дети, на спине, вперед ногами, взяв в руки по булыжнику и предохраняя ими ягодицы и поясницу от ушибов о донные камни;
            испытывая кожный страх, протягивать тело над водорослями, купаясь ночью в реке;
            река в болотах – после изнурительной рубки веслом капустных грядок, потери течения, отсутствия берегов, выплыть на плес, осмотреться;
            мысль о двойном дне болот при виде раздутой травяным кормом коровы, преодолевающей вплавь один из речных рукавов;
            лисёнок, вышедший на берег попить речной воды и провожающий взглядом сплавляющуюся без весел лодку; другой – умный и печальный – взгляд выловленного налима;
            в пещерах и гротах отшельников, селившихся на речных берегах, находить высеченные на стенах равноконечные греческие кресты и закопченную ступеньку алтаря;
            и что делал на развалинах Окопов Святой Троицы над Збручом тот жертвенный камень с углублением в виде креста и отводной канавкой для стока крови, – интересно было бы знать?
            Сидя в носу байдарки, с задницей ниже уровня воды, курить сигарету, втягиваться в пейзаж и слышать неотчетливый нарастающий шум приближающегося переката;
            прокатиться на волне по обмелевшей речке, словно на мотоцикле, когда из водохранилища спускают воду на закате солнца и перед восходом – в восемь вечера и в шесть утра, – и прийти в себя только уже на фарватере судоходного Днестра;
            разогревшись на майском солнце на гранитных ступенях у Невы, потягивать "Алазанскую долину" и чувствовать, как тянет ледниковой стужей от воды, где толкутся, позвякивая, мириады вертикальных ледяных сосулек и иголок, двигаясь сплошной массой в направлении залива, – ледоход;
            из ресторанного окна американского двухпалубника, построенного в начале 10-х годов, глядеть на разлив Оки в месте слияния ее с Волгой, видеть поглощенную спустившейся дымкой вечернюю зарю;
            переезжая по мосту через Днепр, оказаться схваченным за шиворот и прижатым к вагонному окну рукой невзрачного китайского студента, – застенчиво по-китайски отводя глаза, он скажет: "смотрите – какой красивый город";
            еще раз проснуться посреди ночи от грозы, когда вспышки молнии делают совершенно прозрачной серебристую ткань палатки, – лежа в сухом коконе на высоком берегу, видеть в эти мгновения клонящиеся под порывами ветра деревья, расходившиеся волны, безобразие, творимое непогодой на реке, непонятным образом прекращающееся меньше чем в метре от твоего лица.
            Всего не расскажешь.


Продолжение книги Игоря Клеха



Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Тексты и авторы"
Игорь Клех "Инцидент с классиком"

Copyright © 2005 Игорь Клех
Публикация в Интернете © 2004 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго
E-mail: info@vavilon.ru