1. Имеет ли кухня отношение к судьбе народа, к его ментальности и философии?
Только безнадежно узкий ум может ответить на этот вопрос отрицательно. И все же такая связь обычно нами подразумевается, но не осознается. В чем тут дело? В близорукости ли чувств осязания, обоняния, вкуса, побежденных более дальнобойными зрением и слухом? И в этом, без сомнения, также. Человеческая личинка тянет все в рот, и эта стадия глубоко оседает где-то в фундаменте взрослого человека, чьи чувства определяются приматом зрения и слуха и репрессией каннибализма.
Много ли слов в нашей культуре для обозначения вкуса? Кислый, сладкий, соленый, горький, терпкий, "вкусный", пожалуй, все. Воистину, словарь примата. И все же одно из самых диких таинств утонченной интуитивной культуры зовется пресуществлением и причастием. Есть, видать, что-то фундаментальное в репрессированном рационалистической культурой чувстве вкуса, что прошивает насквозь все уровни человеческого в человеке и торчит куда-то... в никуда. Можно наесться и рыгать, можно "напертися горнятком кашi", можно предаться пиршеству или гурманству, но элиминируем жадность нас будет интересовать только утоление голода, подкрепление сил. Почему такой квинтэссенцией в украинской этнокультуре предстает анекдотическое ныне (что также заслуживает особого интереса) мифическое САЛО? Что это за продукт такой и что в нем?
2. Сало для украинцев, что для евреев Манна (и для греков яблоки Гесперид), т.е. блюдо трансцендентное и судьбоносное, и, для расподобления или "как говорят, в пику" своим соседям южных рас, иудомусульманам, для них, без сомнения, трефное. Блюдо одновременно цивильное и сакральное, полемически заостренное. Поедание его подобно скольжению на лыжах.
В мире скоропортящихся на юге продуктов оно нетленно и в чем-то эквивалентно золоту. В нем идущий от языческих толстых богов счастья культ изобилия библейский тук и сухой казацкий паек, бедняцкий н.з., посыпанный крутой солью чумацкого шляха. В его вкусе отчетливы отголоски дороги, то ли его берут с собой в дорогу, то ли оно зовет в долгий путь по битым, утопающим в мягкой белой пыли, разъезженным шляхам Украины.
От тех еще телег, осей, кожаных сальниц тянется далеко идущая мудрость первых социальных механиков "не подмажешь, не поедешь". И оттуда же тот специфический украинский "сум", печаль сидящего при дороге путника (ибо "садло" праформа "сала" это то, что осело, насело на мясе, а отсюда и "сессия", и "заседание"...), да, путника, затерявшегося в степи, сидящего под бескрайним небом, под облаками этим салом небес. К нему, как правило, достается цыбулына и режется на четыре части, что облегчает навертывание слез печальному ж р е ц у, оказавшемуся вдали от родного дома.
Продукт универсальный дающий свет, будучи вытопленным в каганце или в виде сальной свечи. Дико калорийный, будучи срезан ножом тонкой "скибочкой". Усвояемость его прослеживается даже в фонетической форме имени скользящее "С" и влажное глотательное "Л", ао. Соленое сало, горько-сладкий лук, горилка, пресный, чуть окисленный слюной хлеб в чистом поле, вот фундаментальная трапеза степняка-славянина. При виде подобной сцены гордость нарастает на сердце, как сало на свинье.
3. (Резюме) Важко втриматись, аби не сказати, "сало наше усе".