Начиналось и заканчивается кино как балаган, как чистое зрелище. В промежутке уместилась трагедия и драма авторского кино Тарковских, Бергманов, Бунюэлей, Феллини.
Эти пришли сделать из кино искусство и что-то еще. И оно изрыгнуло их. Или переварило.
Потому что обладало природой сновидения, а не искусства, то есть исполнения желаний, фиксации страхов канализации того и другого, искусство же к канализации не сводится, у него восходящая природа, а не нисходящая, разрушительная, в каком-то смысле аннигилирующая, а не терапевтическая. Миллионам его прописывают в гомеопатических дозах, в субститутах и паллиативах для героев же авторского кино всякий компромисс был оскорбителен. Потому кит копродукции, потерпев их и помаявшись брюхом, изрыгнул раздражителей, чтоб, подобно гигантскому кинозалу, вновь предаться раз брутальным, раз мелодраматическим, но всегда безнаказанным грезам.
Кино вернулось к себе, пополнив список великих изобретений с жалкой судьбой. Переходящее знамя ныне у коммунистического Голливуда, потому что второй и главный аспект коммунизма не равенство бедных и прочие привходящие, а именно исполнение желаний, максимально полное и, желательно, без задержек. Может, уместнее было бы сказать без запоров. Уже было в начале века: "мягко слабит". Кто не заснул, пусть посмотрит на экран под этим углом зрения исполнения желаний, пассивности восприятия, и он увидит подлинное лицо экрана, лицо спящего "быстрым сном", переходящим в гипсовую маску вечного.
Не отпускает одна мысль, одна простенькая фигура судьбы Тарковский, то есть человек с его задатками и способностями, родившийся в середине ХIХ века или ранее, второразрядный постановщик на театре, третьестепенный драматург, может, фотограф или малоизвестный живописец, промаявшийся всю жизнь, всех кругом изведший, только потому, что кино еще не было изобретено. Пусть даже, в возрасте за 50, он сходит еще посмотреть первые ленты... Как просто все и как жутко!
Собаки, кони живут в мире монохроматическом, фактически черно-белом, какие провалы, Господи! Откуда столько смертной тоски, столько каторжной рутины в этом сотворенном Тобой непрестанном чуде, разматывающемся, будто фильма из коробки?
Что делать с этим сухим счетом, этим фатальным невозмутимым "End", этим нулем в остатке?!
Как-то пару лет назад, на второй день смертельной пьянки, меня затащили на Таганку смотреть чего-то Хармса. Прикрывая ладонью один глаз, чтоб не так двоилось, беспрестанно падая со стула, будто подкупленный зритель или подсадной актер, думая, как бы не сблевать, все первое действие я мучительно соображал: "Боже, что я здесь делаю? Я же вообще не люблю театр!"
Чтобы читать пьесы, надо быть социопатом (божественного Шекспира и еще двух-трех поэтов выведем за этот круг), так же, чтоб быть актером из которых каждый сколь-нибудь стоящий всегда немножко позер, как каждый пишущий фразер; есть, конечно, Кантор, вне сцены вызывающий недоумение, может, кто-то еще, но ТЕАТР в принципе?!
Пока я не раскаялся и не простил его за вдруг обнажившийся его самым непочтенным и случайным образом экзистенциальный нерв. Было так: обедая в воскресенье перед телевизором, я увидел вдруг кусок какого-то спектакля, где умирающий забацанный какой-то актер снят был со стороны задника сцены, так что поверх лежащего, договаривающего последние слова, видны были темнеющие слитные ряды, ряд над рядом, глаза, глаза, глаза. Я так и остался с ложкой во рту. Это же то самое! нас видят: духи, ангелы и Он жизнь абсолютно прозрачна для них.
И для поддержания одной этой метафоры этого несомненного допущения театр будет сопутствовать нам вечно, то есть до конца. Что бы они собой ни представляли и какую бы чушь у себя там ни ставили.
В отличие от дряблой, самой принадлежащей миру духов, окрашенному дыму, машинерии кино.
Да, именно так окрашенному дыму.