Достаточно установить кинокамеру и из ее объектива налетит в будущий кадр, на свет, тьма фантомов.
Таково кино. Люди, которые его делают, знают это лучше других. И когда первый из этих фокусников, возвышающийся над остальными подобно Копперфильду, начинает вдруг путать явь и сон, не мешало бы задуматься, зачем это нужно ему и тем легионам зрителей-доброхотов во всем мире, что присягнули его "Списку Шиндлера". Кто там из слабонервных говорил, что нельзя писать стихи после Освенцима? а вот же: и "после", и "об" красиво составленные, даже эстетские кадры, впечатляющая голливудская панорама картины уничтожения евреев. Камера жадно льнет к глазку газовой камеры, что увидит она там?
Век начинался и заканчивается газом, меж ипритом и зарином, от полей сражений до метро, век удушья, превращенного воздуха, есть воздух и нельзя им дышать. В середине века тоже был газ. Для избранных.
Спилберг верен себе. Он снимает фильм о каких-то нацистских инопланетянах, откуда-то прилетевших и начавших в промышленных количествах уничтожать евреев. Собственно, по первому общероссийскому каналу был показан хорошо нам знакомый "производственный фильм", о том, какие уродливые формы принимает иногда конфликт между устаревшими производственными отношениями и развивающимися производительными силами. Есть сцены, особенно в конце, построенные по самым кондовым законам соцреализма даже не советского, а китайского образца. Ничего удивительного в этом нет. Голливуд коммунистичен ровно в той мере, в какой он стремится к исполнению желаний. Автора показали накануне. Предваряя просмотр, потупив глазки, ухоженный и изнеженный так, во всяком случае, это выглядело, Спилберг сказал едва слышно: "Этот фильм (читай "мой фильм"!) должен посмотреть каждый". Так мы это уже проходили! Но со столь обаятельным и доверительным цинизмом я лично сталкиваюсь впервые. Как в анекдоте: "Понимаешь, старик, деньги очень нужны". Зачем Спилбергу деньги? Если вы способны задать такой вопрос, вам неведомо благородство побуждений. Во-первых, если всерьез принять один из месседжей фильма, необходимо иметь их достаточное количество, чтобы, при случае, смочь выкупить, условно говоря, "всех евреев". Во-вторых, помнится, в "Сталкере" говорилось о творцах, каждое душевное движение которых должно быть отмечено публикой и оплачено и тем выше, чем оно благородней. Чтобы в последующих своих душевных поползновениях творцы смогли достичь еще большего благородства и соответствующего им вознаграждения. Ничто так не возвышает душу, как волнующее зрелище творца, передвигающегося к незримой цели на задних конечностях.
Все эстетическое содержание фильма, на которое он так неуместно претендует, сводится к лапидарной формуле Бродского: "ворюги мне милей, чем кровопийцы". Мне тоже. Ну и что? Поэтому, в частности, мы и имеем сейчас то, что имеем. Маленький вопрос только если бы на фабрике Шиндлера производились не тазики для вермахта, а, скажем, авиабомбы (что невозможно, и все же, в порядке допущения) ничего бы не изменилось в акцентах фильма, сходились бы так легко его концы?
Вся мощь Голливуда раскручивала этот фильм. Размах постановки массовых сцен заставляет вспомнить советских кинобаталистов брежневской поры похоже, и те и другие исходили и исходят из презумпции того, что чем больше всего в кадре, чем монументальнее, тем сильнее воздействие. Типичное "он пугает, а мне не страшно". При высочайшем, просто немыслимом, профессионализме всех служб голливудского кинопроизводства, при безошибочном знании расположения, устройства и функционирования слезных желез зрителей, при отработанных методах бесконтактного массажа подкорки, при хищном взгляде, схватывании на лету, нестесненности в средствах в фабрикации реальности более "достоверной", чем минувшая и нынешняя вместе взятые, при таком захвате и прессинге чего-то стоящего в кадр не могло не попасть, просто в силу перелопаченного материала. Раз или два в середине фильма, презирая себя, и я пустил слезу. Презирая потому, что мною в этот раз расчетливо манипулировали, что я поддаюсь такой беззастенчивой манипуляции, потому что это стыдно, в конце концов.
Рукоделие Спилберга здесь ни при чем, он сам не знает, что зацепил. Поэтому вся махина его фильма промахивается мимо своей темы материал сверхдостоверен, а фильм врет, как дышит. Да и неудивительно это к и н о. Пусть бы снимал фильмы, несущие детям радость, какие-то сильные переживания. Так нет же вот сейчас коммерческий режиссер, который всю жизнь снимал всякую забавную муру, вот он придет и сделает фильм жизни на все времена. Если его персонаж Шиндлер может переродиться (или очнуться, что точнее), то почему нечто подобное должно быть заказано ему его режиссеру, творцу?
Но заказано. То, что возможно в жизни, где душа, в отличие от утраченных конечностей, способна отрастать и может иногда проснуться и в самом закоснелом душегубе, в искусстве невозможно. Вероятно, потому хоть это и дико звучит, что искусство с младых ногтей требует от человека большей ответственности и отдачи. Кажется, никогда еще не удавалось писать-писать на заказ, а потом вдруг взять и слепить шедевр. В искусстве коготок увяз, всей птичке пропасть. Это область гораздо более беспощадная, чем жизнь. Казалось бы, чего проще: не бояться и не брехать а вот поди ж ты!
Возражать, спорить бесполезно. Начинает лгать, в силу неадекватности, сам язык, накатанная система "художественных средств". Для всей оптики Голливуда оказывается непроницаемым глазок газовой камеры. Не получается ни искусства, ни жизни. Искусства еще так-сяк, а жизни, на которую посягает фильм, просто никакой. Солженицын в свое время, оказавшись перед необходимостью решения аналогичной задачи, описал один лагерный день и, независимо от результата, это было движение в верном направлении, а отдельно он написал историко-публицистическое исследование. В фильме же, вопреки декларированному талмудическому принципу "кто спасет одного человека, спасет целый мир", гибнут тысячи, а мир не спасается. Потому, в частности, что Шиндлер загадка для Спилберга, "черный ящик". Ему легче и безопаснее печься о всех, чем о каждом. А происходит так потому, что еще более "черный ящик" для Спилберга природа зла в человеке. "Черный ящик" в грудной клетке, в ящике сердце, в сердце иголка. Но это очень, очень опасно!
Ханна Арендт в конце и сразу после войны писала, что нацисты, как правило, были хорошими отцами семейств, писала о банальности зла, о том что это были о б ы к н о в е н н ы е, обычные люди и что не "стыдно быть немцем", а стыдно быть человеком. Ей этого не простили. Потому что она посягнула на партийные интересы одних и душевный покой других. Спилберг как раз выступает медиатором между первыми и вторыми. "Шиндлер" его алиби. Его можно поздравить.
Говорят, что он снял "нужный" фильм, что миллионам людей полезно "напомнить хоть таким образом". Может, полезнее иметь фиктивное представление, нежели смутное или вообще никакого. Может не знаю.
Не мне пасти стада. Но я не люблю лапши. И, кажется, не я один.
Продолжение книги Игоря Клеха
|