У Фукидида где-то сказано: "Город это не его корабли и стены, а люди, в нем живущие". Но и полвека спустя после изменения статуса Львова архитектура его остается самым гениальным, что в нем есть, остается задачей, стоящей перед его обитателями. В связи с этим небезынтересно было бы рассмотреть развитие одного из побочных, вегетирующих в нем сюжетов: зарождение и экспансию витражного ремесла в последние два десятка лет. Характерно, что подлинным эпицентром формирования этой заразы стала не какая-то художественная институция: институт декоративно-прикладного искусства, худфонд или даже скульптурно-керамическая фабрика с ее мощным стекольным производством, а скромная реставрационная мастерская, состоящая из двух-трех человек, безо всякой производственной базы и обеспечения, разместившаяся в начале 70-х годов в Глинянской веже, а затем вытолкнутая администрацией реставрационных мастерских в крохотное помещение при Городском арсенале бывшее жилище средневековых палачей, откуда и пошло ее громкое некогда прозвище "Кативня".
Самым естественным в те годы было бы ничего не делать. Но поколения подрастают и приходят независимо от того, зовет их время или не зовет. С самого начала энтузиазма в этом предприятии было столько же, сколько авантюризма. Примерно та же пропорция сохраняется и по сей день. Разве что энтузиазм давно вылинял и принял более отвечающую месту и времени форму стоицизма: чтобы хоть что-то в этой химерной стране на этом не принимающемся в расчет участке делалось хорошо, т.е. высокопрофессионально. Такая степень абсурдности притязаний, безусловно, нуждается в оправдании, и, чтобы не потерять кредита доверия у читателя, следует попытаться его представить.
Любое движение, для того чтобы приобрести полноту и законченность, требует, в виде последней санкции, наличия хотя бы одного сумасшедшего. Толя Чобитько, пришедший в витраж в начале 70-х годов, это образец самого прагматического сумасшедшего из всех, которых я знал. С ним, в первую очередь, связан героический период львовского витража, период "бури и натиска" стремительного овладения самоучками профессией. Самоучками, потому что специалистов по реставрации витража ни в одном учебном заведении СССР в то время не готовили. Более того, серьезную квалификацию витражиста можно было приобрести только поневоле в реставрации, сталкиваясь с работами старых мастеров, с теми каждодневными трудностями, которые ставила перед адептами практически полная утрата классической технологии. Помочь справиться с этими трудностями мог только конкретный опыт: бесчисленные эксперименты, работа мысли, поиск забытых письменных источников, умение начать все сначала, найти выход в ситуации без выхода. Только там, находясь по колено в дерьме, можно было начать делать невозможное витражи, а не то чему учат в художественных вузах; "делать красиво" из того, что есть, из брянского необожженного сигнального стекла, т.е. из дерьма.
Здесь следует упомянуть еще об одном процессе, наложившемся на феномен львовского витражного брожения. Процесс этот общесоюзный и связан с массовым исходом интеллигенции в ремесла, в котельные, в андерграунд и аутсайдерство. По времени, и не только по времени, он совпал с вступлением общества в фазу объявленного "развитого социализма". Витражные мастерские закишели переквалифицировавшимися архитекторами, филологами и прочим посторонним людом.
Но почему витраж? И почему реставрация? Вопросы эти требуют особого рассмотрения. Если со вторым все более или менее ясно, достаточно начать в уме писать реставрацию с большой буквы т.е. попытаться поднять культуру с четверенек, то ответ на первый вопрос потребует углубления в метафизику этого города, и шире края.
Не хотелось бы упрощать проблему, но я полагаю, что Львов всегда склонялся к некой младшей ветви культуры, отчетливо отдававшей предпочтение материальному перед спиритуальным. Виною ли тому со средневековья въевшийся в гены торговый характер или давление разливанного окрестного крестьянского моря, с его верой в осязание и главной заповедью: "Возьмешь в руку маешь вещь", или благоприобретенная уже в новое время провинциальность, чьи привязанности и предпочтения всегда носят орнаментальный характер, но фактом остается требующий истолкования перекос в художественной ситуации региона в сторону повышенной утилитарности, материалоемкости, технологичности короче, в сторону декоративно-прикладных жанров, некое упование на самоценность технологии даже в "чистых жанрах", т.е. своего рода художественная близорукость, перенос акцента в искусствах на "посюстороннее". Здесь сложилась во всяком случае, в послевоенный период занятная иерархия жанров и видов искусства. В наиболее общей форме это можно было бы ухватить в такой формуле: "Львов сегодня это город графики и керамики, а не живописи и скульптуры". Понятно, что не в смысле наличия того и другого, а в смысле продвинутости одного относительно другого. Не цвет, а линия, не выход художественной идеи на гору, а сворачивание в клубок, уход в сферу приватного, редукция до утвари осмысленной и даже интеллектуализированной, как в случае графики, но самой своей нацеленностью на восстановление человеческого, "слишком человеческого" пространства, свидетельствующей о распаде пространства общественного, об улетучившейся из него свободе, о забвении восстановленной к небу мысли.
Сказанное в полной мере относится и к витражу. Официально и номинально относимый к роду монументального искусства, современный витраж таковым не является то, что есть в нем "витражного", никакого отношения к монументальности не имеет. Последними великими монументалистами в витраже были Выспяньский и Мегоффер ими же представлен последний "великий стиль" витража. Современный витраж в СССР возрождался как искусство сугубо прикладное и по своей природе оксюморонное, тяготеющее к миниатюре, чтобы быть жанром ювелирного искусства, но при этом пораженное элефантиазом. Безусловно, свою роль сыграло в этом размежевание с тем дискредитировавшим себя особого рода "монументализмом", господствовавшим у нас более полувека. А также наш стихийный экуменизм, художественное униатство, когда-то в детстве обольщенное калейдоскопом и сейчас, без труда и задней мысли, принимающее этот привой католической, витражной, органной "ясности" в свой глухо гудящий восточно-славянский ствол.
В последние годы пандемия витражного ремесла охватила всю Галицию, свирепствуя во всех областных городах, разрастаясь буйно и ядовито, будто хвощи и лопухи в огородах Бруно Шульца, достигая уже самых райцентров, где так лезет в глаза нищета материи и где город предстает, будто призывник в военкомате, во всей своей оголенной сущности.
Уже сейчас несомненны заслуги витража в восстановлении достойного человека enviroment'а и habitat'а. Но все же, отвлекаясь от достижений и от пены (когда вдруг самым популярным "художником сезона" начала 80-х может оказаться... Альфонс Муха), от взлетов и падений, от вопиющих экономических условий, все же главной проблемой витража его внутренней проблемой остается вызывание, вызволение той чистопородной силы цвета, что, наполнив паруса витражей, выгнет "линию", превозможет косность материала и, пусть на сантиметр, стронет корпуса городов с той мели, на которой они сидят, потому что... город это и его корабли и стены тоже.
И потому еще, что, как сказал маркиз де Сад, правда, по другому поводу: "Все же все это только приближение к тому, что хотелось бы делать на самом деле".
Продолжение книги Игоря Клеха
|