Начали, наконец, умирать мы сами.
В один из последних дней этой осени вышел из окна львовский поэт Леня Швец. Многие знали его.
Да если бы он просто был городским чудаком, уличным клоуном, колоритным маргиналом, он уже был бы культурным явлением, пусть локального масштаба. Сколько людей во Львове благодарно помнят уличного трубача начала 70-х, у людей светлели лица. Того извела брежневская милиция. Этого извел сам город. Слишком долго простоял он, упираясь лбом в стенку, обступавшую уже со всех сторон, растущую ввысь и вширь, пока не пробил ее однажды собственной головой, с криком "Боже, бери меня!" выйдя в окно от санитаров.
Подобная степень откровенности в разговоре о непростых вещах не в ходу в нашем культурном обиходе. И все же иногда, чтобы все не исчезало бесследно, следует идти на такой риск. Тем более, сам Леня был публичным человеком, жизнь его протекала на виду у всех, и не думаю, что он осудил бы меня за это. Это не разборки с людьми, виноватыми, не виноватыми, это разборки с жизнью.
Во Львов он приехал почти четверть века назад. Города терпят людей, в т. ч. приезжих, но их не любят, это их право. Он этого не знал. Ему казалось, что в его родном Крюково под Кременчугом все было иначе. Уже совсем недавно ему объяснили, что "людина без нации то раб". У него была нация. Он был из нации поэтов. Он так долго вел образ жизни поэта, что оказалось, что это серьезно, что э т о не "для девушек", что за э т о надо платить. Редчайший случай, когда человек выписывается, дописывается до стихов, поэтому он и жил так долго, целых 44 года, чтобы дописаться до них. За это, действительно, надо платить.
Вначале он вышел из клетки заурядности и вторичности в более просторный вольер душевной болезни. Не сразу, конечно. В те годы он еще работал: когда-то был неплохим футболистом, забивающим голы, затем самым начитанным грузчиком "Облкниготорга", был многообещающим униформистом партнером клоунов в цирке и статистом прима на всех киносъемках, в те времена еще, когда весь Запад снимался во Львове и Прибалтике, освоил самоуком по хрестоматии все 4 тома истории философии, жалел и собирал книги, отправляемые на переплавку, на львовской картонажной фабрике. Дальше была нищенская пенсия, выделяемая государством инвалидам умственного труда. Все это время он писал стихи. Он был законченным "семидесятником" и жил при этом слишком наивно, открыто. Разговаривал громко, не умел себя вести. Немец думает, русский славянин, т. е., делает.
Или гений, или говно, в такие вот игры играли здесь в 70-е. И "крыши" ехали. Говорят, в общежитии литинститута в Москве ректор распорядился натянуть в лестничных пролетах между этажами металлические сетки, проучившись год-два, не один непризнанный гений пытался свести счеты с жизнью, выбросившись в пролет: "Кругом такие кабаны!.."
Леня смерть не одобрял, любил жизнь, любил вкусное (презирая по большому счету материю, как и всякий восточный славянин, особенно, в последние полвека: "И так сойдет!.."), любил мягкое-женское, и не расчетливо-заядло, как Дон Жуан, а как всеядный простак Казанова, комично-патетичный и беззащитный вообще-то скиталец своего века. Бывал на самом дне в поисках корма, но, как утка, покрыт был неким водоотталкивающим составом, позволяющим грязи налипать на перья, но не проникать внутрь естества, до души. Начало его было светлое, неумело радующееся всегда, а это значит, почти всегда, некстати.
Был еще один сюжет 70-х синдром Кандинского-Клерамбо: а) мания величия; б) бред преследования; в) псевдогаллюцинации. Собственно болезнь началась с бреда преследования. До того психика его была внешне устойчива. Толчком послужил вызов в КГБ. ГБ умело выбирать слабых или находящихся в слабой позиции и давить на них. От ГБ он увернулся. Заклевали "свои", те, кого он считал своими, те, кому (всему городу!) простодушно рассказал о вызове и беседе. То была главная мания 70-х "шпиономания", единицы не поддавались ей, и то, если везло. И десять лет спустя, въезжая в очередной "криз", он оправдывался в том вызове: почему его? не выдал ли кого (кого? в чем? кто эти легионы смелых бойцов Сопротивления??), что все это значит, наконец?!
Грустного во всем этом едва ли не больше, чем неприятного, смешного, страшного. Был у этой мании провиденциальный смысл. Армии неудачников нереализовавшихся, невостребованных мнимая часто опека комитета заменяла опеку высших сил, архивы его служили залогом вечной жизни или даже материалом для воскрешения.
...Он пытался уехать в Среднюю Азию, жениться еще раз на ленинградке, написать книгу стихов. На первом месте, конечно, написать книгу семидесятнический позыв.
Вернулся с психической травмой и мудростью битых не делать резких движений. И здесь уже "въехал" окончательно, в полный рост. Получил на Кульпарковской инвалидность и десять лет еще жил и писал стихи, во все сужающемся, десять раз обойденном по кругу мире, откуда кто-то каждый год выпадал, уезжал, умирал.
В промежутке был Крым, Ялта. Один раз он был в Раю. Выдавая и собирая дощатые лежаки, сам черт был ему не брат, когда с карманами, полными серебра, до сорока рублей в день! с обрывком каната на шее, в обнимку с лучшими, нигде еще не напечатанными, нищими московскими и крымскими поэтами, шел на летнюю площадку ресторана угощать друзей, все женщины пляжа были его! или когда, вернувшись в парус, читал в мегафон на всю прибрежную полосу стихи Алексея Парщикова и свои, Лени Швеца. Основное свойство рая на земле его неповторимость. Спустя несколько лет, после нескольких предпринятых им неудачных попыток, у него хватило ума расстаться с мечтой вернуть свой утраченный рай.
Выхода не предвиделось. В филармонии, где в "перестройку" читали стихи уже все, кому не лень, ему прочитать свои почему-то не дали. Их можно понять. Он, действительно, не умел себя вести. Одет был как черт знает кто. Был у него, впрочем, один костюм, при его росте чуть коротковатый. Знакомство с ним могло компрометировать.
Спасибо газете "Ратуша", которая, впервые в его жизни, в 92-м году напечатала несколько Лениных стихов, еще и на русском.
Ему немного было нужно, 100 экземпляров своей книжки "Взгляд Горгоны", которую он составил в том же году, ее набрали на компьютере, оформили, подготовили к печати, но деньги на бумагу и что-то еще все не находились, не находились и так и не нашлись.
Под конец он раздаривал то немногое, что у него было, книги, картины друзей. Он сам еще не знал, к чему готовится. Хотя в болезненном состоянии эта тема всплывала не раз, он сам себя пугал, "пугал" друзей и со специфической хитростью "сумасшедшего" присматривался к произведенному эффекту, надо сказать, он был невелик. Как у всякого поэта, слова у него забегали "поперед батьки в пекло". Поначалу спасти его от приступа болезни могла и чекушка водки, выпитая с другом. Но вскоре уже весь алкоголь мира был не в силах вывести его из этого сооруженного кем? им самим? жизнью? общим замыслом? плена.
Поэты, вообще люди никогда не умирают случайно, с бухты-барахты. Что-то неладно, значит, в датском королевстве. Или заканчивается (закончилась?) эпоха, и кровь по капле выцеживается, выдавливается, переливается в носителей новой эпохи, предавая прежних. И с этими в свое время произойдет то же (они будут думать, что случится).
Той давней осенью 93-го умерли Лотман, Феллини и затерявшийся в дальнем глухом углу Европы Леня Швец, поэт.
Ирония здесь неуместна.
Опять биография в этой проклятой стране торчит из текстов, бесцеремонно раздвигает их локтями, сквозит в зазорах между буквами, пальцами цепляется в строчки стихов.
А стихи были и есть, он-таки дописался до них.
...Но я вот думаю а если бы он не писал стихов?
Продолжение книги Игоря Клеха
|