[Статьи и эссе.] Urbi: Литературный альманах. Выпуск двенадцатый. СПб.: ЗАО "Атос", 1997. ISBN 5-7183-0132-8 с.73-80. |
"Евразия и другие стихотворения Алексея Пурина" изданы весной 1995 года в Петербурге ("Пушкинский фонд", тираж 500 экз.). Жанр рецензии предполагает некий набор обязательных сведений об авторе. Вот они: родился в таком-то году, такие-то публикации там-то и там-то, тогда-то вышла такая-то книга. Автор принадлежит к такому-то поколению, направлению, течению. Об этом всё. Пуринская книга состоит из двух частей: "Другие стихотворения" и "Евразия". Будучи аккуратным рецензентом, я делю свой текст на две части: первая посвящена "Другим стихотворениям", вторая "Евразии", тем более, что эти главки развивают два сюжетных отклонения одной темы. Часть I. На подступах к ЕвразииЯ видел: мрамор Праксите́ля Вячеслав Иванов И в драме, и в эпической поэме, и в сказке образ ожившей статуи вызывает в сознании противоположный образ омертвевших людей, идет ли речь о простом сравнении их со статуей, о случайном эпизоде, об агонии или о смерти. Роман Якобсон Постой... при мертвом!.. Александр Пушкин Чем встречает нас "Александро-Невская лавра" первый цикл "Других стихотворений"? Тупым гудением первой строки первой строфы:
Гул завершается сперва негромким "ла" мычащего "мыла" (последняя строка первой строфы) и травестийным "ля" начала следующей строфы ("Ну и наляпано!"), где возникает "ноль" страшный, круглый, пустой ноль сама Смерть: Ну и ноля полно!
Впрочем, есть опасность, что скульптуры могут оказаться заводными фигурками. Поэт входит "в сад" (читай на кладбище), дабы "развеять печаль", и вот его и его гипотетического (-ую) спутника(-цу) встречают, выскакивая из-под земли, разные примечательные чудики: нимфы, орлы, достоевские, "ангелы без креста", кресты без ангелов, худые скрипачи, "пухлые амуры". Кажется, сейчас запищит Майкл Джексон: "Триллер!". Или чугунные музы сбацают "Оперу нищих". Но нет, все на местах, Смерть застыла в бронзовом карауле, она над, а не под землей ("Нет смерти в недрах глины"). Ее искусственность, трехмерность, красота лечит от страха, успокаивает:
Но почему именно эти позы, стойки, воздетые руки? Процитируем отчет одного любителя скульптуры дублинского некрополя: "Он тут насмотрелся вдоволь на уходящих в землю, укладывают ими участок за участком вокруг. Святые поля. Больше было бы места, если хоронить стоя. Сидя или же на коленях не выйдет. Стоя? В один прекрасный день оползень или что, вдруг голова показывается наружу, и протянутая рука... Мистер Блум шагал в одиночестве под деревьями меж опечаленных ангелов, крестов, обломанных колонн, фамильных склепов, молящихся с поднятыми горе́ взорами..."
Боже мой! а что здесь, в Северной Европе, за лица. Не лица, а профили на тяжелых серебряных монетах уверенных в себе держав:
Вот он, застывший, холодный, прекрасный, безразличный Север, чеканный профиль Смерти, Европа. Что же Юг, Евразия? Она теплая, влажная, длинная гусеницей заползает в стихи, медленно, осторожно ощупывая вырский или комаровский суглинок передними балканскими ножками:
Евразия, смачно чавкая, отъедает куски мертвого тела Европы (искусно подогретого чудо-поваром) точь-в-точь как в финале гринуэевского фильма.
Пурин переводит эту сцену в мариинский контекст:
Вспоминается пастернаковская "Вакханалия" с ее тяжелым театральным обжорством. Но "Вакханалия" заканчивается странной глухой фразой: "Никто не помнит ничего". Отрицание в кубе. Глухое забвение. Процитируем пуринскую версию пастернаковского приговора "Елагин остров":
Поэт предстает в виде "Пигмалиона наоборот"3, воскульптуривающего вульгарную "девицу из педучилища" обратно в безупречную статую. Задача достойная Гумберта Гумберта, и вовсе не случайно в стихотворении "Крестовские корты" возникает строчка "Гамбиты бабочки узорчатой Лолиты".
Но по пуринскому корту белой бабочкой порхает не "англичанин вечно юный", облечен "в снег альпийский" не "юноша, белый и легкий", а
Это Евразия припудрилась альпийским снежком, именно она (волей-неволей) приковывает внимание, отравляет мысли всякой чепухой, вроде:
Там, где у Набокова "юности белой игра", у нашего поэта "пятилетки". Впрочем, говорит это не о специфической "совковости", скорее о "российскости", "евразийскости". Похожий случай произошел в 1898 году с Розановым: "Ну пристало ли, ну не дико ли среди красот Военно-Грузинской дороги думать о чиновниках, чиновничестве? Вот подите же! неотступно думал, и впервые, грешный человек, именно на этой чудной дороге я подумал с уважением о чиновнике". В связи с этим можно вспомнить анекдот о солдате, который, глядя на кирпич, думал о "бабах", потому что он "всегда о них думает".
В приведенной строфе сконцентрированы все опознавательные признаки "Евразии-Армии": "единообразие", "безалаберность", "осоловелость" (безмыслие + бесформенность), "гарем" ("я всегда о них думаю"). Цикличность, бесформенность, неинтеллигибельность, стремление к продолжению рода. Что это? Ответ: Жизнь. Часть II. Евразия: география и населениеВсему виной быстрый распад времени, оставленного без постоянного бдительного присмотра. Бруно Шульц Другую жизнь узнал тот угол, Велимир Хлебников Они набрасываются на нас уже в первом стихотворении цикла "Евразия" длинные, непроизносимые, ощетинившиеся ножками "р", хвостиками "щ" и "ц", крапленные точечными "ё", разглядывающие пришельцев в пенсне "ф". Евразийские слова. Симулякры настоящих слов. Единственная в своем роде лексика этого евразийского Тлёна. "Лесозаготовительный ВСО", "размусоливание", "собственноручный", "версифицированный"; наконец, местный шедевр, эдакий лексический железнодорожный составчик: "подчас-разве-место-имеющих-и-то-на-периферии". "Ту-ту! по-детски кричит автор. Поехали!"
восклицает киргиз-кайсацкий сенатор. Лейтенант Пурин прибавляет:
И чуть позже:
И наконец:
Время выкачано из этой санатории под клепсидрой, впрочем, осталось пространство с его географическими пунктами "Поселковый клуб", "Баня", "Верхние Важины". Территория Евразии домен Мифа, его "альма-матка" по мнению многих неиссякаемый источник "правды-матер". Дионис вот здешний хмельной хозяин, хранитель, гений места и майордом одновременно. В пуринском цикле Диониса зовут "капитан Филимонов"4. Действительно, чем не дионисийский гимн:
А вот жанровая вакхическая картинка:
Разве не о том же писал другой заядлый путешественник по Дионисовой Евразии Вячеслав Иванов:
Но пуринский Дионис Филимонов (может быть, капитана Филимонова и впрямь зовут Денисом?) в тризнах не нуждается: жив-здоров, тянет понемногу свои оргии в компании Сатира рядового Шалданова ("У рядового Шалданова ну до колен, / точно полено!") и Виночерпия прапорщика Пономарева ("А потом за тушенкой и луком бежит на кухню. / Сейф, раскрыв, разливает поспешно. Захлёбы. Всхлипы").
Или:
Узнаю тебя, Скифия, Паннония, Ингро-Карелия, Фракия, Трапезундия, Соха, Хива и Бухара! Всё, или почти всё, что великий Александр схватил точеной аполлонической рукой, но не удержал, размяк от вина и малярии, выпустил и оно (всё) растеклось на полмира и застывает. Евразия. И спустя более двух тысяч лет другой Александр (великий, но местного масштаба; суровый, суворый) повел Евразию на Европу, но, скованный кристальной альпийской стужей, не сумел завоевать даже курортную Швейцарию. Постепенно границы Евразии установились, обособилась та (по выражению Победоносцева) "ледяная пустыня", по которой гуляет и лихой человек, и казак молодой, и капитан Тушин, и тушинский вор, и Дионис Давыдов, и Дионис Филимонов. Пусть "пустыня", но населена густо6, словно Рубенсова мифологическая мясная лавка. Вот еще один абориген:
С этим малайцем мы уже знакомы по опиумным кошмарам Де Куинси, по гекзаметрическим кошмарам Белого. Полное смешение, ершистый коктейль на карельских rocks... География накладывается на географию, как тело на тело:
Нет, не двинется более всей массой Евразия на Европу, слишком занята собой, кипит, булькает, хлюпает. Повторим вновь державинское:
Действительно, что воевать? Ссадим-ка мы лучше снигиря ловким выстрелом из рогатки, приговаривая:
И точка.
1 Страшное слово, тупиковое: с тупичкового "ль" начинается и тупиковым "л" закрывается (язык взлетает к верхнему нёбу и замыкает выход из гортани). |
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
"Urbi" | Кирилл Кобрин | "Профили и ситуации" |
Copyright © 2005 Кирилл Кобрин Публикация в Интернете © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |