Вот сжатая биография этого несомненно замечательного человека. Александр Кондратов родился 3 октября 1937 г. Стихи начал писать с десяти лет, прозу с четырнадцати, научные (стиховедческие) работы с шестнадцати. Первая его научно-популярная статья была напечатана в 1961 г.; в следующем первая научно-популярная книга ("Математика и поэзия") и первая научная статья (в соавторстве с академиком А.Н.Колмогоровым). С 1969 г. кандидат филологических наук, с лета 1992 г. практически безработный.
Трудно перечислить все занятия и интересы Кондратова. Попробуем назвать хотя бы некоторые из них. Итак. В своей жизни Александр Кондратов был:
a) дешифровщиком древних письмен в группе Ю.Кнорозова;
b) экспериментатором в области моделирования поэтического творчества с помощью компьютера;
c) популяризатором науки: Кондратов издал более 200 научно-популярных статей и 52 научно-популярные книги; причем последние переведены на два десятка языков мира и имеют общий тираж (как в СССР, так и за) 5 000 000 экземпляров;
d) путешественником (под-, надводным, наземным); даже членом Географического общества СССР;
e) йогом (один раз он продемонстрировал мне что-то такое на одной руке, что главный йог из Индии сумел сделать пять раз, а он, Кондратов, семнадцать);
f) любителем трубок (курил "не в себя");
g) сыщиком (закончил в юности некую милицейскую школу; Кондратов рассказывал, что один тамошний слушатель давал ему читать "Опавшие листья" Розанова. Не правда ли, чудесно Розанов в советской милицейской школе начала пятидесятых!);
h) этот пункт надо было перевести в a), но будем считать, что качество нарастает к концу, литератором: поэтом, прозаиком, переводчиком. Кондратов написал очень много; архив его еще не разобран, но думаю, что там есть несколько романов, несколько книг рассказов, более 20 поэтических сборников, переводы. Кстати, о переводах. За полтора месяца до смерти Александр Кондратов закончил новый перевод "Тропика Рака" Генри Миллера для петербургского издательства "Северо-Запад". Что же до публикаций его оригинальных сочинений, то количество их весьма незначительно: по одной подборке стихов в "Авроре", "Звезде" и "Urbi"; и это несмотря на свидетельства авторов (прежде всего, питерского) андеграунда о несомненном влиянии Кондратова (или Сэнди Конрада таков был некоторое время его литературный псевдоним) на "вольную русскую поэзию" 6070-х гг.
i) наконец, просто умным, талантливым, энергичным и порядочным человеком, что для гражданина СССР было соединением почти немыслимым.
Александр Кондратов умер 15 апреля 1993 г.
Недолгая история моего знакомства с Кондратовым1 (она стала историей в момент его смерти, как и все живое, умерев, окостеневает в историю) насчитывает несколько более или менее продолжительных встреч (с августа по ноябрь 1992 г.), полдюжины телефонных разговоров, тощую переписку. О "разговорах с Кондратовым", "прогулках с Кондратовым" и проч. расскажут другие; обладая скверной памятью относительно всего, кроме собственных мыслей, я в состоянии привести здесь лишь свои мысли о Кондратове, но не самого Кондратова. По крайней мере, так будет честнее.
Нет смысла специально описывать жилище Кондратова. Во-первых, их много келий вот таких питерских чудаков и они типологически весьма схожи; во-вторых, оно описано самим жильцом: "Восемнадцать квадратных метров. Пятый этаж без лифта. Великолепная семерка соседей. Интерьер: стена с окнами во двор, стена с тремя тысячами книг и рукописями, стена с буддийскими хадаками и танхами. Четвертая стена хозяйственная, с посудой, рюмками, стаканами, бутылками (увы, всегда пустеют за вечер)". В силу своего почти декадентского инфантилизма и инфантильной книжности скажу по-другому. Сухой, деревянный, чуть тронутый кисло-сладким запах его жилища. Кажется, так пахнут холостяки из Диккенса.
Его суховатая веселость выдавала в нем англичанина, а одержимость формой немца; но если мы выделим не "формой", а "одержимость", то в чрезмерности таковой "одержимости" увидим русского2. "Он спортсмен, йог и казак. Это сообщает его творениям особую энергию", писал о Кондратове Владимир Уфлянд. Не думаю, что здесь следует говорить об "особой энергии". Попробуем сказать лучше: уверенность. Невероятная уверенность Кондратова в том, что все, за что он берется, ему по силам. Спокойная уверенность. Именно в "спокойствии" его главное отличие от футуристов и будетлян, чьим наследником Кондратов часто провозглашался. Те воспринимали время, его движение, экстатически, темно, лепетно. Для Кондратова прогресс был нечто "само собой". Пришло, появилось хорошо! посмотрим, как это можно использовать. Такое "использовать", такой "прагматизм" роднит Кондратова с английскими пуританами переселенцами в Северную Америку; тут, кстати, и одержимость, но не религиозная.
Кажется, Кондратов считал себя буддистом. Трудно совместить его бешеную активность и работоспособность со всякого рода восточными наркозами, однако принципиальное нежелание Александра Михайловича заглядывать внутрь, добираться туда обычными экскурсионными тропинками несколько напоминает дзен в пересказе доктора Судзуки. И потом: перевыполнять ткацкие нормы по производству покрывала Майи чем не своеобразный буддический3 гностицизм? Иначе не объяснишь написанных (и изданных!) Кондратовым пятидесяти двух научно-популярных книг.
Александр Кондратов любил задаваться вопросом, в каком раю (христианском, мусульманском, Валгалле) оказался после смерти Генри Миллер. Для него не было вопроса: а вообще в рай ли попал автор "Тропика Рака"? Что-то подсказывало Кондратову: хорошие люди попадают в рай. Без сомнений. Вот и я размышляю лишь о конфессиональной принадлежности того Эдема, в котором нынче пребывает Александр Кондратов.
1 Личного знакомства. Слышал о Кондратове я с детства: мой отец был дружен с Александром Михайловичем и чудачества этого лингвиста-йога-спортсмена-историка-путешественника-археолога-литератора-богзнаеткогоеще уже тогда (воспользуемся старомодным оборотом) "поразили мое воображение". Я представлял его каким-то жюль-верновским героем (и не ошибся). Лет в 13, роясь в отцовском книжном шкафу, я наткнулся на самиздатовские сборнички стихов Кондратова. Как ни странно, но именно они эти "Пушкиноты", "Горькие Максимки", "Некраски", "Толстовки" впервые зацепили мое рассеянное внимание за бесконечное зубчатое колесо отечественной словесности. Я все мечтал, что как-нибудь выйду к доске и прошиплю в физиономию ненавистной училке-литераторше: "Писушкин, / Пирушкин, /Пичужкин, / Поюшкин /наш ляжкин, / наш пьюшкин"... и т.д. Не вышел.
2 "Стихи А.Кондратова... лирика, только лирика не в открытом виде (душевное состояние), она в самой "формальной" заинтересованности..." (В.Альфонсов).
3 "Буддический" не есть "буддистский". См. разъяснения по этому поводу А.М.Пятигорского в "Философии одного переулка".
Продолжение книги "Профили и ситуации"
|