Умер Иосиф Бродский. Умер последний певец империи, певец пустого геометрического пространства, поэт поздних мыслей усталой культуры. Его перу принадлежит столько некрологов, стихов in memoriam, что кажется он уже все сказал и о своей смерти. "Слеза к лицу разрезанному сыру". Как заметил, умирая, другой великий поэт: "Остались только детали".
Чуть больше половины жизни он был подданным одной империи, чуть меньше другой. Две империи, два языка, две чуть неравные половины биографии; его жизнь строилась по неуклонному закону таинственной симметрии, превратившему время его земного существования в жестко организованное пространство. Чем, заметим, империя и является. Бродский не раз говорил: поэт (т.е. он сам) орудие языка. В нобелевской лекции уточнил орудие культуры.
Культура, орудием которой был Бродский, не русская, не еврейская, не англосаксонская. Это культура Империи, поздней Империи, изнемогающей под натиском варваров, разъедаемой старческими недугами. Мужество, стоицизм, скепсис вот ее главные достижения. Бродский был последним часовым в армии, часть которой погибла, часть сдалась, часть дезертировала. Его презрительный пессимизм вовсе не поза, а ясное представление об отсутствии перспектив. Первое стихотворение первого тома собрания сочинений поэта начинается словами: "Прощай, / позабудь / и не обессудь". В последней строфе последнего стихотворения последнего тома читаем: "Она сама / состарится, сойдет с ума, умрет от дряхлости, под колесом, от пули".
Дряхлость, распад, тление, смерть, в итоге пустота, вот что всегда занимало Бродского, вот его главная тема. Оттого перечисление названий лучших стихотворений поэта звучит как поминальный список: "Прощай", "Еврейское кладбище около Ленинграда", "Памяти Е.А.Баратынского", "На смерть Роберта Фроста", "Большая элегия Джону Донну", "На смерть Т.С.Элиота", "Post aetatem nostram", "Похороны Бобо", "Двадцать сонетов к Марии Стюарт", "На смерть Жукова", "Памяти Геннадия Шмакова", "Памяти отца: Австралия", "Памяти Клиффорда Брауна", "Памяти Н.Н.". И бесконечные элегии... Умирающей культуре всегда есть кого помянуть. Другой вопрос: найдется ли тот, кто это сделает. Такой поэт нашелся. Иосиф Бродский стал орудием поминающей себя культуры.
"Я заражен нормальным классицизмом". Он был последним классическим поэтом русской литературы. В нарастающем хаосе партизанщины, он в одиночестве предпочитал правильные осады, размеренные кампании, сухую прелесть точных планов, выверенных чертежей. Он любил говорить о "стратегии автора в стихотворении". Победившие ост- и вестготы, гунны, бургунды предпочитают говорить о "кайфе" и "приколе". В 20-х годах XIII века монголы подчинили себе Поднебесную империю и, подчинив, переняли китайские военно-инженерные хитрости. Точно так же современная русская поэзия, поэзия постимперской культуры, пользуется инструментарием Бродского, а некоторые обживают и его интонацию: кто-то педалирует статуарную четкость, а кто-то низгоняет неуклюжий (а потому трогательный) цинизм "Речи о пролитом молоке" до сивухи вселенского фраерства. Но иного и быть не могло. Классицизм крушат деталями того же самого классицизма, а устав, строят то же самое, только хуже. При всем уважении к Карлу Великому скажу, что его империя и в подметки не годилась даже поздней Римской.
Новая империя не оказалась надежнее старой. Только ее крах, в отличие от той, другой, символизирует не стайка провинций, разлетающихся прочь от метрополии, и не меченный Богом генсек, а тихий университетский профессор, несущий мультикультуралистскую ахинею об одинаковой важности Черчилля и Чингачгука для мировой истории. Но смысл остается тем же. Отсутствием смысла. С распадом империи (неважно в каком виде) пространство, некогда ею занимаемое, обессмысливается. Пространство теряет свои признаки, например, геометрию. Иосиф Бродский знал это. У него есть такая строчка: "Вечер, развалины геометрии..." Время сломалось, развалилось, опало тихими хлопьями задолго до пространства, координаты утеряны навсегда: "Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря, / дорогой, уважаемый, милая, но не важно / даже кто..." Или, словами любимого Бродским Пастернака: "Никто не помнит ничего".
Продолжать говорить, продолжать выпевать стихи стало для Бродского вопросом личного мужества, делом чести настоящего поэта. С годами стихи становились все суше, строже. В VI веке н.э. "последний римлянин" Боэций в готской тюрьме сочинил знаменитую книгу "Утешение философией". "Последний римлянин" Иосиф Бродский во всех своих ссылках от норенской до нью-йоркской сочинял одну книгу "Утешение поэзией". С годами, располнев, он сам стал похож на римского патриция. Но ни одному патрицию никогда не сотворить такого пиршества славянской фонетики:
О, облака
Балтики летом!
Лучше вас в мире этом
Я не видел пока. |
Семь строф спустя, в том же стихотворении читаем: "ах, кроме ветра, / нет геометра / в мире для вас". Для "последнего римлянина" Бродского нет геометрии в распавшемся мире. Для поэта Бродского нет геометра. Таков смысл его "Утешения поэзией".
Продолжение книги "Профили и ситуации"
|