Есть вещи безошибочные и есть вещи проблематичные. Водка, например, безошибочна, а какая-нибудь текила проблематична. На мой взгляд. Впрочем, может появиться некий мексиканец с огромным мачете и в два счета доказать мне обратное. Они, латиноамериканцы, такие их маисом не корми, дай только продемонстрировать относительность истин в человеческом мире. Таков Борхес. Таков, в сущности, Кортасар. Последний, правда, маскируется моделирует "позитив"; предлагает возможности гносеологического прорыва то с помощью трубы Сатчмо, то посредством автомата Фиделя. Но в лучших своих вещах он честен, а значит горек. Достаточно вспомнить его "Слюни дьявола".
"Истории о хронопах, фамах и надейках" не относятся к лучшим сочинениям Кортасара. Но именно они породили массу стилизаций в советской литературе. Популярность кортасаровских "хронопов" сродни популярности идей Фрейда. И то и другое редукционизм, опрощение сложного, сведение многообразия к двум-трем типам, двум-трем комплексам. Между прочим, сам глава "венской делегации" увидел бы в этом проявление типичного инфантилизма, страха перед "взрослым миром". А Борис Михайлович Парамонов добавил бы, что таковой инфантилизм характернейшая черта русской культуры, так сказать, ее вечная ювенильность.
Дети (почти все) любят сказки. Взрослые читают рассказы. "Русские мальчики" (и девочки) создали новый жанр "рассказки". Чисто формально его прототипом можно считать сочинение Авла Геллия "Аттические ночи", особенно историю о беседе Александра Македонского с пожилым скифским пацифистом. Популярность кортасаровских "хронопов" в Советском Союзе была подготовлена анекдотами Хармса; точнее, не столько Хармса, сколько "под Хармса" (их сочиняли в начале 70-х гг. какие-то московские художники). Помните? "Лев Толстой очень любил детей". Вадим Демидов придумал этому жанру название "хармсинки". Людмила Петрушевская сменила содержание: историко-культурное на лингвистическое. Кажется, волна новаций и усовершенствований растет, впрочем, как и популярность жанра*. Неизменно одно детское желание разделить мир на "тех" и "этих", "хороших" и "плохих", заговорить его "птичьим языком", упросить дедушку не убивать Павлика Морозова, бросить спасательный круг тонущему Чапаю, раздобыть волшебную палочку и заказать бессмертие себе, маме, Сашке, хомячку Мэрфи (а себе еще и каратистские способности Брюса Ли), в общем, сделать мир ненастоящим, невзаправдашним, подчинить его своим (добрым! справедливым!) правилам игры. Этим занимается Голливуд. Этим занимаются авторы разного рода "хармсинок" и "рассказок". Этим занимается Майкл Джексон.
Кстати, вот прекрасный зачин для нового цикла "хармсинок": "Майкл Джексон очень любил детей..."
* Даже в визуальных искусствах: например, Комар и Меламед. Вообще, соцарт представляется попыткой сделать, в общем-то страшную, советскую жизнь нестрашной, даже веселой. Психологи- чески это понятно. А эстетически?
Продолжение книги "Профили и ситуации"
|