Вот книжка с желтой витаминной обложкой. Вот рисунки черные червячки, веточки, соринки. Вот на ослепительно (синевато) белых листах густые полки стихов. Фотография автора. "Своеобразие поэзии Н.Кононова, отмечает на обложке Л.Я.Гинзбург, в органическом сочетании двух начал". Вот название "Пловец".
Интонация кононовских стихов немного сбивчивая, смущенной скороговоркой, как иногда говорят очень высокие, грузные мужчины, стесняясь своих габаритов. Интонация слоненка из мультфильма про тридцать восемь попугаев. Роль больших габаритов в этих стихах играет чудовищная длина строк, и они сами, строки, извиняются, что, мол, такие вымахали, не вместили все, что надо, и разбухли, разрослись, поползли гусеницами по белому листу. Но каждая гусеница имеет в перспективе бабочку, и отсюда порхание уменьшительных суффиксов, бесконечные птички и паутиночки, мамочки и Миши Пеночкины, маменьки. И вот, и да, и происходит чудо: гусеница разбегается, вернее, расползается; вот она уже бабочка, мотылек; истово машет крылышками над майским лужком, помойкой, городским троллейбусом, над мужчиной в спортивном свитере с оранжево-черной каймой по вырезу, вернее, над его потным лбом, размеры которого преувеличила убыль волос. А потом бабочки, мотыльки вдруг каменеют, наливаются тяжестью, застывая в весьма неожиданных положениях и позициях, и падают, осыпаются вновь на белые листы бумаги то как "чуть-чуть припудренная тусклой бронзой бабочка", то как "бритвенная бабочка... в своей мучной гордыне". А холодный эгоистичный поэт пронзает их булавками, намертво закрепляет в строфе, безжалостно и беспощадно обрывая все лишнее, выпирающее, вылезающее за рифму. И не с тем умилением проделывает поэт вышеуказанное, не с тем, с коим он следил за гусеничками, стрекозами да мотыльками, не восклицает "ах!", "как славно!", "как хорошо!". Нет. Интерес его теперь брезгливый, энтомологический.
Собственно, он был таковым с самого начала.
Теперь о птичках.
Уже упомянутые пеночки (но не в смысле фамилии), уточки, воробушки и проч. порхают, снуют туда-сюда на свободных местах, на полях явленных нам картин, что-то указывают, что-то очень важное отмечают, словно их родственники учительские галочки на полях школьных тетрадей по математике или русскому. Кажется, они, воробушки и пеночки, выросли из этих школьных синих и (чаще) красных галочек, повзрослели, прикинулись здешними; но, увы! вскоре не выдержали и вслед за мотыльками обратились уточки и пеночки в... "распрекрасные, расчудесные, легчайшие ботиночки, невесомые, нежнейшие, поскрипывающие так по-птичьи". "Ах вы, птички", привечает их автор.
Действительно, вернемся к автору. Вообразим: "На нем был серый костюм и соломенная шляпа. Через плечо у него висела жестяная ботанизирка, а в руках он держал зеленый сачок для ловли бабочек". Держу соверен против пенса, что в загадочной "ботанизирке" мы обнаружим уже знакомых нам мотыльков!
"Бабочки, скажете вы, опять бабочки. Сирин какой-то!" О, нет, нет и нет, дорогой читатель, автор "Дара" не махал здесь своей рампеткой, не оставлял на здешней болотистой почве рифленого следа своего американского башмака. Речь идет о другом любителе-энтомологе. "Да, там есть две-три тропинки, по которым ловкий человек может пройти. Я отыскал их".
Какие тропинки, кто отыскал их, куда ведут они, в какие жуткие места и кто там воет, воет, воет так леденяще, так замогильно, что у старого баронета "иногда и сердца в груди не слышно заснувшая рыбка, жучок-бокоплав, розовая улитка виноградная", и в жилах у него "бьется кровь утробными, подопытными рывками точными?" Гримпенская трясина. И наш автор несомненный натуралист Стэплтон, в прошлом школьный учитель, ныне воспитатель и пестователь собаки Баскервилей, какой-то инфернальной тайны, арктического равнодушия ко всем этим пеночкам и Пеночкиным. Но нет еще такого баронета, на которого спустил бы адова пса, напустил бы адова холода наш автор. И вот он ждет, и мы ждем, и он человек светский развлекает нас порханием бабочек над ядовито-зелеными лужайками гримпенской трясины. Бесконечная, плоская, жухлая девонширская равнина. Чудовищно длинные строчки. И лишь иногда доносятся откуда-то de profundis отзвуки репетиций того мрачного пса, которого не наградишь уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Продолжение книги "Профили и ситуации"
|