Он сидит в числе других за длинным столом на дачной веранде точнее, он обнаруживает себя сидящим за этим столом веревочка его жизни так далеко отмоталась уже от начала, столько сделала уже вялых непришитых витков по этой огромной стране сегодня никто из тех, кто знал его маленьким, не думает о нем, не знает и не хочет знать, что он сидит здесь, в числе других, за длинным дощатым столом
будучи в командировке в совершенно случайном городе, в паузе, в отдушине этой командировки, затерявшись в пригороде этого города, вместе со случайными новыми знакомыми на даче знакомых этих знакомых...
Если он, например, встанет сейчас из-за стола и вежливо, как бы самой осанкой извиняясь за беспокойство, проберется к ступенькам и спустится и растворится в вечере, то никто, ни один человек не придаст этому значения, а когда начнут искать его, он будет далеко, будет где угодно
начнут искать не люди машина, система, работа, командировка само собой, он никуда не идет не потому что некуда идти, а потому что он, можно сказать, и так уже уходит, летит, плывет, разрезая время...
Он смотрит на них тех, с кем оказался за одним столом, как если бы между ними располагался бы экран телевизора; он примечает женщину из тех, которых принято называть неприметными, но которых всегда примечаешь.
Через некоторое время полчаса, час он замечает, что все его реплики (большей частью шутки) немного смещены в сторону этой женщины, слегка сфокусированы на ней; он хочет ей понравиться и замечает это сам за собой так, академически, на полях...
По начальному раскладу, он здесь уже вроде бы увязан с некоторой женщиной у нее большие ноги и большие глаза ну как увязан? она играет роль экскурсовода: это чайник, это чашка, это ель, это сосна, это небо, это начинается дождь вы не устали? столько новой информации и если правильно разыграть то, что уже сдано, то к ночи выпадет приз:
темнота, теснота, теплота, щель между чужих звуков, плоть, проходящая между пальцев, шепот, робкое дыханье, напряженные, чуть вибрирующие локти если чего он и не может себе так ясно представить, так это только нежданной помехи кота, прорехи в крыше совокупно с дождем, чужого племянника, заблудившегося между флигелем и домом...
и не то чтоб он этого вовсе не хочет:
тьмы, истомы, атома другой жизни жизни атома ток, энергия, пульсация...
он, можно сказать, скорее даже за...
Эта неприметная женщина, на которой его взгляд буксует и залипает, как неисправная кнопка, эта женщина она, конечно же, замужем, она, конечно же, любит этого дурацкого мужа, а он любит ее так вот все примитивно и скучно он вдруг злится не поймешь на кого и из него вырывается то, что действительно отчего-то волнует его:
Фарисеи спрашивали Христа: вот, в Царствии Небесном мужья снова встретятся с женами, а, допустим, человек любил свою жену, а она умерла, он женился на второй и тоже ее любил кого же он встретит в Царствии Небесном?
Христос ответил, что там не будет телесной близости.
Ну и что?! Пусть не телесная близость... вопрос-то остался... земная жизнь слишком длинна неужели можно встретить там все, что здесь было тебе дорого? неужели ты обязательно будешь дорог этому дорогому?
Позвольте! Позвольте! юноша в очках так и рвется ответить за Христа там ведь все иначе! возможно, вас там будет несколько копий, так что хватит на всех, и то, что вы там обретете, это ведь будет представлено как объект, а оно как субъект может избрать совершенно другую карму, это как преломление, полиреальность, здесь все непременно нужно сразу, поэтому столько...
В его очках разливается заходящее солнце, пальцы теребят блюдце, он, наверное, очень хороший, этот парень в очках
Нет, говорит, сумрачный здоровяк с другого конца стола, все гораздо проще там очень много времени.
И этот ответ постепенно пожирает остальные, как огонь тополиный пух.
Давайте, заземляет кто-то, давайте спросим Михаил Борисыча, у него как-никак было две жены. По общему смеху становится понятно, что жены вполне живы, и это совсем другая история. Михаил Борисыч ест салат, хотя все давно пьют чай. Он отмалчивается, хитро улыбаясь в салат, наконец, посылает всех в ж... Все хохочут громче всех эта женщина, с которой он приехал сюда ее глаза увлажняются от смеха и становятся еще больше, наверное, и ноги длиннеют. Та же, якобы неприметная, молчит, слегка улыбается что-то волнует ее.
Наверное ее муж ушел в лес начался дождь вот-вот начнется гроза а он не возвращается.
Он давит окурок в блюдце и скоропостижно уезжает вместе с длинноногой женщиной, чтобы уныло согрешить с ней в гостиничном номере, где на столе лежат пепельница и кипятильник, а на стенах нет обоев, одна только масляная краска, и такой абажур, что лучше бы голая лампочка
и взять ее телефон и добросовестно оставить свой и рассказать, как зовут мать и жену на случай, если что нужно будет в Москве, там, чаю попить или вещи оставить
эти цепочки цифр, в них больше тепла, чем во всем остальном.
Пока.
Пока.
Держись молодцом.
* * *
Она все чаще смотрит на часы муж, действительно, ушел слишком давно хотя он не мог знать, что приедут гости из города и будет так, в общем, весело...
Первую молнию она не видит, только слышит гром откуда-то сзади и сбоку, потом поворачивается за перилами веранды падает светло-серый дождь, сверкает, гремит.
Потом гроза приближается не становясь при этом ни ярче, ни громче, просто приближая звук к свету, потом кончается вместе с дождем, проливается солнце и даже небольшой участок жары; кажется, что природа высыхает с шипением; гости уезжают возможно, произошла неувязка: один из них не прочь бы остаться, но сформулировал это как "не надо ли чем-нибудь помочь" а она отказалась сразу и точно; уехал и хозяин дачи, с одной из компаний продолжать вечер в город, совершенно так же, как из города едут на свободную дачу.
Она остается одна.
Никто и не заметил ее смутного страха грозы да и что, в самом деле, первобытная она или Катерина? вот только Костя отчего-то не идет.
Она пытается осторожно примерить на себя мысль, что он не придет вообще сразу поднимается откуда-то огромная боль, какие-то стрелки на каких-то манометрах взмахивают, минуя шкалу, остается ждать, она ждет, в общем, даже не волнуясь.
Смеркается. Она моет посуду при слепом свете качающейся лампы.
Он не придет.
Он приходит в мокром плаще и как бы не с той стороны.
А корзина где? спрашивает она, чтобы не показаться ему сумасшедшей.
Он смотрит на свои руки, словно спрашивая их.
Не знаю... потерял.
Она прижимается щекой к плащу плащ холодный и мокрый.
* * *
Ночью вдруг сон оставляет ее, и она лежит еще с закрытыми глазами между сном и обыкновенной жизнью, и она еще раз повторяет про себя, как молитву, не открывая глаз, что это чудо что они вместе, еще день, еще ночь, и оба живы, и тут, как часто уже бывало, уверенность оставляет ее, чудес ведь не бывает ей нужно увидеть, прикоснуться, чтобы поверить; она вытягивает руку, открывает глаза
его нет.
так и должно быть... это и есть обыкновенная жизнь... его нет... не будет... не было...
Она выбегает из дома холодный мрачный рассвет, режущая роса, стальные тона, глухое распахнутое небо, огород спускается к реке, он, кажется, сидит в самом низу огорода, она бежит к нему, изображение растет и прыгает из стороны в сторону, как в кинокадре
он совершенно неподвижен
она останавливается у него над правым плечом, кладет ладонь на плечо
он оборачивается, смотрит ей в глаза.
Галя?
Да что с тобой, пойдем, ты совсем замерз, у тебя ледяные руки.
А лицо?
Что лицо? лицо чуть теплее.
Я смотрел на солнце.
Пойдем... пойдем.
Ей едва удается его согреть.
* * *
Через день кончается хлеб, она идет в магазин
Не пойдешь со мной?
Нет... извини я неважно себя чувствую... отдохну.
Мужики мастера отдыхать.
Это точно.
Она стоит в очереди две старухи шепчутся в другом конце магазина, и она слышит их слова так отчетливо, как они не слышат одна другую и даже, наверное, каждая из них самоё себя; то ли такая акустика здания, то ли...
"Молнией наповал..."
"Ах! надо же такое..."
"Говорит: сожжено, уголь..."
"Он вызвал милицию?"
"Нет вы же его знаете, какая там милиция..."
"Господи..."
Она прибегает в небольшой дачный двор, залитый резаным сквозь листву и забор солнцем, его не видно он неслышно подходит сзади:
А где хлеб?
Боже! Как ты меня напугал. Хлеб?..
Там же, где моя корзина?
Да...
Он смотрит ей в глаза и начинает говорить:
Я увлекся этими грибами, но почти ничего не нашел, а когда посмотрел наверх, возвращаться было уже поздно, и я решил переждать в лесу. Началась гроза. Я помнил, что молния ударяет в высокое, но не помнил, что из этого следует: держаться высокого дерева или избегать его. Наконец, я встал ни так, ни сяк. С каждым ударом пауза между молнией и громом сокращалась. Я помню в предпоследний раз не вместился даже один удар сердца.
потом вспышка и я увидел себя в ужасном, надо сказать, виде и сразу подумал о тебе: хорошо, что ты этого не видишь. Потом понял, что умер.
Я ощущал большую свободу.
Вот что было обидно: молния не попала никуда больше, ни в высокое дерево шагах в двадцати, ни в березку, около которой я стоял. Она попала только в меня.
Я поднялся вверх лес начал втягиваться вниз, у меня закружилась голова правда ведь, смешно, ведь у меня уже не было никакой головы... потом я потерял сознание, если так можно сказать... пролежал сколько-то, очнулся...
У меня мелькнула надежда, что я ожил, но я снова увидел то, что осталось от меня, и снова подумал о тебе, и стал плакать...
сперва я не видел слез, потом мне показалось, что я увидел одну слезу...
Вот что я понимал: сейчас я могу идти плыть лететь куда захочу, мог в Лондон, в Париж я не видел их никогда и, в общем-то, мог увидеть только таким образом, но мне захотелось к тебе
и я двинулся, а потом почувствовал, что просто иду, а потом ветки стали царапать лицо...
* * *
Жарко он скидывает майку она ищет шрам от молнии и не находит, хочет спросить, но потом замечает, что исчез и шрам от операции год назад была операция... а вот шрам от детского ожога есть, остался на руке.
Ей отчего-то жутко спокойно.
И... что дальше?
Я не знаю. Я несведущ. Вроде бы душа странствует три дня.
Ты так странствуешь...
Да, а как же еще?
Проходит три и четыре дня. Проходит и девять.
Знаешь, я думаю, может быть, просто забыли обо мне?
Если бы... если бы...
Нет, там не могут забыть. Хотя, это такая ведь мелочь звезды, миллионы лет, материки, а тут...
Костя, что я могу сделать?
Наверное, сорок дней. Есть ведь еще срок сорок дней.
Но я... я просто не выдержу сорок дней. Уедем в город.
В электричке она спрашивает его:
А что ты чувствуешь?
Знаешь, не сразу отвечает он, очень холодные руки и ноги и... как после ожога... нечувствительные...
А болит?
Нет.
Дай я помассирую.
Не лучше? спрашивает она через пару станций.
Вроде бы лучше.
Ты из вежливости говоришь?
Нет.
Между тем тело в лесу вторично находят и на сей раз вызывают милицию, но случается страшный дождь на сей раз без грозы и тело, видимо, смывает в овраг. Там его ищут назавтра и не находят. Остается протокол опроса свидетелей.
В городе по ее настоянию он обращается к врачу, тот внимательно выслушивает симптоматику, осматривает, тычет, колет, назначает массаж, электрические процедуры, мази. Она достает все мази, кроме одной, потом и эту достает тоже. Лучше всего помогает электричество. К октябрю неприятные ощущения почти полностью исчезают, немного хуже пока с левой рукой.
При реорганизации работы отделения милиции протокол теряется, потом находится совершенно не там и рассматривается исключительно как курьез
после Нового Года ощущение остается только в безымянном пальце левой руки, но там никак не проходит:
январь, февраль, март
протокол теряется окончательно
в апреле они едут в Москву, к известному профессору, тот неожиданно назначает импортное лекарство внутрь; через неделю палец выздоравливает окончательно. Они едут в метро; через три дня домой, билеты уже в кармане.
Вроде бы выкрутились, говорит он осторожно.
Постучи по дереву. Он послушно стучит.
Знаешь, о чем я думаю, говорит он через несколько минут, ведь пусть не сейчас, но через двадцать лет, ну, тридцать, сорок...
Не надо. Не говори.
Она накрывает его руку своей, сжимает. Его рука сухая и горячая. Так, не разжимая руки, она дремлет вплоть до конечной станции, где им, как и всем остальным, приходится освобождать вагоны.
1992
Продолжение книги
"Он приехал в наш город"
Продолжение книги
"Просьба освободить вагоны"