Глупости, директор прислушался к своему голосу. Глупости детей называть обезьянами. Обезьянами. У нас духовно-православная школа. Не католическая, не исламская, не синтоистская, не вудуистская. Он снова послушал, о чём говорит: Не вудуистская. А духовно-православная. А вы говорите обезьяны. Родители жаловались на вас.
Ну пусть не обезьяны, пусть уроды, выродки, орала учительница. Казалось, она знает, о чём говорит. Пусть с ними физрук-анатолий работает, а я ничего им давать не буду. Сегодня тему дала, Кириллов, запиши тему, он самый спокойный, талантливый. Посмотрите на доску, читайте.
На доске было написано "Классная работа!", потом дата, потом "Тема урока: Бог везде сущий".
Глупости, сказал директор. Ведь с одним "с", значит, просто безграмотные. А не обезьяны. Родители вас дарвинисткой называют.
Я дарвинистка? А почему они "Шахерезада" по слогам говорят?
Ша-хе-ри-за-да, старательно проговорил физрук-анатолий.
Паузу, паузу после "ша" делайте. Они говорят вот так: "Ша! Хер из ада!"
И всё-таки не обезьяны. Зачем это надо человека обезьяной называть?
А зачем они на той неделе уроки сорвали? В планетарий пошли. Всем классом!
В планетарий? директор, казалось, был слегка озадачен. Сами? Почему без вас?
Вот и я говорю: "Почему без нас?" Ладно, говорю, хотите фольклор будет вам фольклор. Повела их в кукольный театр на узбекскую пьесу, про Палвана Качаля, так они весь спектакль орали "Палван Качаль!", думаю, нравится, на бис орут или ещё как-нибудь, они и на бис умеют поорать, если надо, пошла-купила им билеты на завтра на "Манас": лучше в театр, чем в планетарий. Иду обратно, слышу "Палван Качаль!", "Палван Качаль!", девочки ржут. Чего, думаю, девочкам ржать. И вдруг ясно слышу, что они кричат не "Палван Качаль", а "Болван, кончай!" Слава богу...
Директор вскинул вверх палец.
... актёры не дождались. Ведь сволочи же, обезьяны.
Глупости. Дети всегда так смеются и играют. И не...
Анатолий, достаньте.
Физрук-анатолий, улыбаясь, достал из-за спины кусок парты и показал директору. На парте было тщательно зачёркнутое четверостишие. Оставались лишь рифмующиеся слова первых двух строчек: "Иисуса Назарея / ***** гонорея / ******* / *******".
Самое гадкое я зачеркнула.
В Новом Завете смотрели? спросил директор. Не цитата?
Смотрела. Не цитата.
Апокалипсис?
Нет.
Песнь Песней?
Я смотрел, сказал физрук-анатолий. Нет.
В планетарий сами это очень, очень плохо, сказал директор. Все ходили?
Все. Аркаша Никакович не ходил.
Странный мальчик Никакович, весело заметил физрук-анатолий. Слабохарактерный и всё время вялый.
А почему в планетарий не ходил? спросил директор.
Он говорит, сочинение писал.
А где сочинение?
Вот, физрук-анатолий, как бы шутя, достал из-за спины тетрадь.
Я говорила про лето, а он написал о счастье. Но вообще-то вольная тема. Лето, счастье я подумала...
Директор снова поднял палец, но на этот раз не так высоко, где-то на треть прошлого расстояния, и взял тетрадь.
"Тетрадь для домашних сочинений по...", "Тема...", "План".
Глава первая. Если бы Бог был мной.
<...> если бы Бог был бы мной, то жил бы у моих родителей. На улице Социалистической.
Тогда бы день рождения у него бы был в феврале, и мы (зачёркнуто) они бы праздновали Рождество 6 февраля. Да и другие праздники, Пасху, Троицу, Вознесение тоже <...>
"А если в июле? подумал директор. Пасха зимой. Яйца..."
Мама бы утром целовала бы его и говорила бы ему "Аркаша".
"Славик, подумал директор. Опять уссался? Простыню на балкон".
И по вечерам бы целовала бы и говорила "Аркаша!"
"Руки на одеяло, чтобы я видела!"
<...> читал бы книги Ремарка и думал, почему у него нет друзей. А потом бы Винни-Пуха и думал, что у него есть друзья.
<...> тогда пацаны со стройки дали бы ему велосипед и сказали бы <...>
"Жид, пошёл вон отсюда, жид".
<...> он мог бы набить бы мяч тридцать раз, но шесть точно, и девочка Лена <...>
"Девочка Катя в больших дурацких очках, самая уродливая в классе. Господи, почему в их доме всегда так воняло? И главное чем? Потом, несколько раз, такой запах от стариков на скамейке. Что-то сладкое. Sweet. Девочка Света досталась Серёже, а девочка Катя жила через дорогу. Потом, если видел рваный халат, передёргивало всего, как в первый раз".
<...> он любил бы моего папу, а когда узнал бы, что это не его папа, то всё равно бы любил, потому что <...>
"Папа!"
<...> по воскресеньям папа как всегда водил бы его в парк культуры и там он бы катался на чёртовом колесе и русских горках, а папа бы читал бы газеты со стенда на аллее, а потом бы и он сам смотрел карикатуры в "Крокодиле" и "Перце", а папа <...>
"Папа!"
<...> будет <...>
"Не будет!"
<...> будет всегда. И читал бы на уроке вместо Ветхого Завета Бианки, потому что про зверей интереснее <...>
Директор оторвался от тетради и сказал:
Лидия Павловна!
Да? мгновенно отозвалась учительница.
А... Вы... Мы там плакаты ко Дню Конституции получили, пойдите выберите себе два. Нет, три. Идите.
Физрук-анатолий тоже вышел.
<...> конечно он был бы самым умным мальчиком в классе, но может кроме физкультуры <...>
"Конечно".
<...> и Лидия Павловна всегда бы смотря на него, говорила всем <...>
"Обезьяна! Сама обезьяна! Мой окурок в унитаз ведь бросил приносит из мужского туалета и говорит: "Посмотрите". На что там смотреть? Рваный халат. Планетарий. Ложки все коричневые. Запах. Планетарий. Сама пойдёшь в планетарий, одна и дезодорант от коллектива на Восьмое марта. И зубную пасту. Бунюэля хочешь? Будет тебе Бунюэль. Вчера же был? И завтра будет. А вот тебе Бунюэль, вот тебе Бунюэль, вот тебе".
<...> Бианки, потому что про зверей интереснее, но людей бы он любил бы больше всего, особенно маму с папой <...>
"Папа!"
<...> особенно маму с папой, как и (зачёркнуто).
Но в возрасте тридцати трёх лет, конечно <...>
"Конечно".
<...> пока не исполнились все самые дорогие желанья.
<...> и когда бы он догадался <...>, что тоже любил, потому что <...> все люди, потому что все любят одно и то же, даже если <...>
"Господи-ты-боже-ты-мой-аркаша-дверь-закрой. Откуда это в тебе? Почему ты решил, что я тоже? Кто рассказал? Почему любить всех? Его любите, всех любите. Рваный халат. Конечно, закрой дверь. "Дайте, я сам". Как теперь сказать: "Придёшь с родителями?" Теперь всё время приходит сам. Ты к кому? Не видишь, мы с Лидией Павловной заняты. Чтó видишь? Вон! Обезьяна. Драный халат. Дрянь. Обезьяна. Кто сказал? Аркаша? Аркаша сказал? Пусть сам придёт. Мальчик мой, мне не нужен никто. Бунюэль, Бунюэль. Обезьяна".
<...> думаю, он не совершал бы чудеса, разве только один раз, когда <...>
"Чудо моё маленькое. Маленькое чудо. Отдай книжку".
<...> конечно, когда бы он прочитал бы Новый Завет и всё про себя понял, то <...>
"И всё про себя понял, когда прочитал бы Новый Завет. Сколько поцелуев! Иоанну поцелуй, Андрею поцелуй. Даже Иуде поцелуй. И тогда всё про себя понял. Не понял, не понял ведь, дрянь. А ты всё понял, сразу понял. Почувствовал, пришёл. Некрасивый, слабый, вялый, как полюбить такого? Да, никак. Никак не полюбить. Как не полюбить? Никак не полюбить. Некрасивый, слабый, сладкий".
И по вечерам бы целовала бы и говорила "Аркаша!"
<...> и девочка Лена предложила бы ему дружить так, как она дружит с остальными, но потом, конечно, дружила бы только с ним, пока <...>
"Рваный халат!"
Ведь не надо забывать, что он всё-таки Бог: у него было бы всё, что ему нужно, но главное у него бы был старший друг <...>
"Дверь закрой!"
<...> который <...>
"Закройте дверь!"
<...> учил бы его бы <...>
"Да закройте же дверь!"
<...> всему <...>
"!Дверь!"
<...> чему нужно <...>
"!!Дверь!"
И по вечерам бы целовала бы и говорила "Аркаша!" <...>
<...> Конечно, надо быть реалистами, конечно. Думаю, что на пении он, может, и не очень-то бы пел. И не потому, что нигде не сказано, что Бог поёт, а потому что <...>
<...> Бианки <...>
"А ведь это не совсем то, чего ждут от нас родители. Обезьяны! Дверь. Скотство. Может быть, всё-таки Бунюэль. Знаете, он всё-таки... Рваный халат".
<...> но главное у него бы был старший друг, который учил бы его бы всему чему нужно: философии, астрономии, водил бы его в планетарий, а потом по воскресеньям вместо папы в парк культуры и сам бы катался с ним, где хочет, а потом бы они приносили вместе папе газеты из парка или из киоска.
Он бы делал всё, что хочет, кроме: матюкаться, драться, врать, бить, подглядывать, обзываться.
<...> Я думаю, если бы Бог был мной, ему не надо было бы умирать и он бы мог бы жить вечно. Он был бы очень дружелюбный и способный и конечно вырос бы настоящим лидером. Ему не надо было бы подставлять левую щёку, потому что его не били бы вообще. Конечно, может быть, и били, но не так сильно.
Нет, его бы всё-таки никто не предавал и не убивал бы, не плевал бы в него и не бил бы его плетьми, не смеялся бы ему в лицо, никто бы от него не отрекался, не смеялся бы, если бы он был мной.
<...> Мама бы утром целовала бы его и говорила бы ему "Аркаша".
<...> Хотя может, тогда бы его звали и не Аркашей.
"Славик!"
"Глава вторая. Если бы я был Богом".
Если бы я был Богом, то тоже жил со своими родителями на улице Социалистической.
"Ах, вот как?"
Мне почему-то кажется, что Бианки бы я не читал. Вообще скорее всего я был бы освобождён от многих обязанностей: кушать, пить, может быть умываться, работать, ходить в школу. За счёт освободившегося времени мне пришлось бы делать что-то для людей: перестать войны, любовь, хорошая погода.
Трудно сказать, были бы у меня друзья. Смешно: "Эй, Бог, полазь с нами по стройке". Но с другой стороны мне бы никто не сказал: "Эй, Бог, поменяйся с Сашей, ты на воротах стоишь как дурак". Точно, не было бы у меня друзей. Бог это тайна и друзья ему не нужны.
"Стыд унисона. В детстве хорошо помню, может, только это и помню из возраста двух-трёх лет никогда не плакал, если рядом начинал плакать кто-то другой. Стыдно ещё больше, чем больно. Потом туалеты без дверей, кто-то тужится, ты заходишь и выходишь. Не у всех. Кто-то безразличен к унисону".
Вот что точно нельзя мне было бы, так это девочку. Вот это уж никогда.
Девочки всегда заняты своими подругами. Давай с собой Олю возьмём, ты знаешь, этот её бросил, и ей так сейчас плохо. Ты ведь не против?
Я бы быстро переделал бы все важные дела, стал бы взрослым и начал учить людей.
"И начал учить детей. Маленьких и глупеньких, совсем маленьких и совсем глупеньких. Совсем-совсем маленьких, совсем-совсем глупеньких. Философии и астрономии. Хочешь со мной в планетарий? "А ведь это не совсем то, чего ждут от нас родители"".
Смешное слово педагог. Оно напоминает мне <...>
"Дверь!"
<...> левую щёку и ещё много всяких умных вещей. Странно, что никто до сих пор до этого не додумался. А может додумались, но молчат. Я бы не стал молчать о таком. Я бы научил всех. Я бы собрал мальчишек, и было бы много учеников, и всё им рассказал, всё-всё, чтобы они сами решили, что теперь им делать. И они бы мне сказали <...>
"Что всегда ждали такого Бога: нежного, любящего, всё понимающего и прощающего, потому что уже устали бояться Бога мстительного, за всем следящего и наказывающего".
<...> потребовал только одно. Я не понимаю, как можно не понимать такой простой вещи и ещё и претензии к Богу. Да, мёртвые хоронят своих мёртвых и оставьте отца с матерью. Я это понял с самого начала. Вот у Магомета было двенадцать жён, а у Иисуса Христа двенадцать апостолов. Это же ясно. Что же тут объяснять? Говорят, в этом случае он поступал бесчеловечно. Как раз в этом случае он и поступал человечно, а бесчеловечно, нечеловечно, как Бог, в других случаях: воскрешать, кормить пятью хлебами, останавливать бурю.
<...> Странное слово педагог. Оно напоминает мне двух великанов богатырей Гога и Магога, которые <...>
"Самое сложное сказать им то, что они ждут и хотят услышать, потому что они давно заранее подготовили свои ответы. И сила плохо, и слабость плохо. Обхамят ухожу и ругаю себя за то, что не нашёлся ответить, быстро, убивающе отреагировать, а если сам нахамлю в ответ ругаю себя за грубость, бесстыдную бессердечность. Суметь бы отчётливо сказать про то, что все и так видят, это будет совсем другая сила".
Поэтому мне кажется, что как раз этого мне и не простят. Вот ту бесчеловечность: кормить, чудеса делать, лечить рукой простят, а человеческое не простят. Когда я начну всех учить, будут хватать и бить, хотя Бога бить нельзя. Мама расстроится. Она хочет, чтобы я был хирургом.
<...> одно хорошо мне бы все молились, и я бы знал <...>
"И я бы знал!"
<...> эй, Бог, поменяйся с Сашей!
<...> Бог не играет в футбол. Бог может всё, но многие вещи я не делал бы точно: матюкаться, драться, врать, бить, подглядывать, обзываться потому что если б я матюкался, дрался, врал, бил, подглядывал, обзывался <...>
<...> Мне стыдно за то, что я пишу не то, что думаю. Так никто никогда не становился Богом. Я думаю, если бы я был бы Богом, то мне было бы в два раза хуже, чем теперь. Сначала бы меня никто не брал в друзья, и если бы что, говорили: "Иди отсюда" и никогда бы, получи хоть сто пятёрок, никто бы не завидовал и не приходил ко мне. И никогда ни один человек, даже <...> даже когда я <...> не спросил <...>. А потом, когда вырос, меня бы предали, оклеветали, бросили, в меня бы плевали и меня бы распяли. Если бы я был бы Богом. И тот, кого я любил <...>
"И тот, кого я любил".
Вот поэтому я и думаю, что если бы Бог был мной, ему было бы плохо, а если бы Богом был я, плохо было бы мне. Хотя на самом деле всё не так.
Директор отложил тетрадь, поднёс указательный палец к виску, сказал "пыф" и упал лицом на стол.
2001
Следующий текст
|