"Земную жизнь пройдя до половины".
Данте
Эта история произошла в 1976 году. Её мне, когда я стал совсем взрослым, рассказала мама.
* * *
Кому что, а Машеньке всегда доставались роли трупов. Хоть в театре, хоть в жизни, хоть в отношениях с мужчинами. Пожалуйста Машенька была не против, ей казалось, что притворяться мёртвой женщиной ничуть не зазорнее, чем притворяться блондинкой-стюардессой, школьницей-дошкольницей или чьей-нибудь женой. "Если всё делать с душой, то какая разница", говорила Машеньке её подруга Майя Борисовна интеллигентная женщина с большой круглой жопой. В отличие от Машеньки, Майя Борисовна играла жеманниц и недотрог, так называемых "зажигалок", и лишь иногда, если уж совсем не было никакого выбора, весёлых и радостных городских проституток.
Сколько себя помнила, Машенька всегда была профессиональной молчуньей. Держала рот на замке, будто знала какую-то очень важную страшную тайну и боялась её ненароком выболтать. Что в первом классе, что в последнем, что после школы. Люди женились, разводились и сходились заново, а Машенька всё молчала и молчала: "Привет!" "Как дела?" "Ничего". "Пока". этого было вполне достаточно, чтобы казаться всем, в том числе и себе самой, нормальным, несвихнувшимся человеком и при этом не переступать того внутреннего барьера, за которым начинаются самонасилие и проблемы со своим неповторимым, таким маленьким и таким любимым "я". Если же проблемы всё-таки начинались, если от Машеньки требовалось говорить много, долго, а главное так, как нужно собеседнику, то неизменной палочкой-выручалочкой выступала всё та же Майя Борисовна, умевшая не придавать словам никакого значения и вытворять с ними всё что угодно. Излюбленной фразой Майи Борисовны было "Только давай без символизма", которую она по ходу дела вставляла куда надо и куда не надо. Машеньке нравилась Майя Борисовна, нравилось, как она ест, пьёт, одевается и даёт отпор мужчинам, которые вечно вились вокруг неё, как глупые ночные мотыльки. Сама Машенька, как ей казалось, толком не умела делать ни первого, ни второго, ни третьего, не говоря уже о мужчинах, с которыми у неё вообще происходило что-то странное: все её самцы (Майя Борисовна называла мужчин "самцами") отличались такими наклонностями, что расскажи Машенька о них знакомому прокурору, тот был бы в шоке ("Я в шоке", говорила Майя Борисовна вместо того, чтобы сказать правильно: "Я шокирована"). Но Машенька, конечно, никому ни о чём не рассказывала и ни на что никому, даже богу, не жаловалась: уж если молчать, то молчать по-настоящему, всегда и везде, включая безвыходные ситуации. Однако самая безвыходная ситуация ещё только ждала Машеньку впереди.
Театральная жизнь не бог весть что, это понимала даже интеллигентная женщина Майя Борисовна, повторявшая: "Театр не начинается с вешалки, театр это вешалка и есть. Если ты до тридцати пяти не сыграла свою Офелию, то после тридцати пяти будешь играть только старых каракатиц и тупых злобных жаб вроде Джулии Ламберт". Тридцать пять исполнялось Машеньке в ноябре, но Офелию ни она, ни Майя Борисовна, которая была на месяц Машеньки младше, так до сих пор и не сыграли. "В этом придурочном провинциальном театре легче сыграть в ящик, чем Офелию", это тоже из незабываемых образчиков майя-борисовниной афористики. Безрадостные многочасовые репетиции, сердитые окрики уставшего от себя и от своей жизни в искусстве режиссёра "Куда пошла?! Лежать! Лежать, я сказал!", абсолютно никому не нужные пьянки с людьми, которых и так видишь каждый день, и никакие не праздничные премьеры вот, собственно, и всё, если не считать пыльных матрацев на складе и синих, шевелящихся, будто нарисованных нетрезвой рукой, звёзд на декорациях, что составляло для девочек-актрис ("Мы девочки", говорила Майя Борисовна) понятие театра и театральной машинерии.
И тут, как луч света в конце тёмного царства, телеграмма из Ленинграда: срочно приехать двум тридцатичетырёхлетним актрисам на роль Офелии, одной на роль живой, другой на мёртвой. Что касается мёртвой Офелии, то двух мнений быть не могло только Машенька, полномочный представитель того мира в этом; а вот с получением роли ещё живой полупринцессы Майе Борисовне пришлось порядком повозиться и попыхтеть, подключив к этому процессу всё своё женское обаяние и связи провинциальной старлетки. Но получилось. Билеты взяли на завтрашний ночной экспресс, седьмой вагон, ровно по центру поезда.
В последний раз Машенька шла по такой знакомой, что это воспринималось чуть ли не нарушением всех прав человека, дороге от театра к дому и в последний раз смотрела по сторонам: на магазин "Ноты", магазин "Хлеб", почту, угол дома, где жил Машенькин любовник один из странных мужчин, едва ли не самый странный из них, на скамейку, просто скамейку, на которой когда-то, ещё будучи девочкой ("Мы девочки!"), сидела и молчала, а рядом сидел и очень много и обо всём говорил красивый мальчик в клетчатой рубашке, которого Машенька тогда сильно любила и о котором теперь уже давно не вспоминала. А за скамейкой, точнее за зданием, к которому эта скамейка относится, если повернуть налево, а не направо, находится кондитерская фабрика, возле которой по утрам всегда пахнет шоколадными конфетами, а по вечерам карамельными, и эти запахи никогда не смешиваются.
Машенька шла и думала о том, что было бы, если б мальчик хоть на мгновение перестал говорить ни о чём и обратился к ней с каким-нибудь, пусть даже и неприличным для тогдашнего их возраста вопросом, или если бы тот лысеющий, вернее почти совсем лысый полковник-подводник бросил играть с ней в космонавта и обезвреженную инопланетянку и отнёсся к Машеньке как к живому, любящему, а значит рассчитывающему как минимум на сострадание человеку, или те все остальные тоже взяли и остановили бы себя, а во время паузы подумали: может быть, она молчит, потому что ей есть что сказать, может быть, она молчит, чтобы услышать от нас что-то важное? ("Херня, сказала бы на это Майя Борисовна, херня и прочие мотивы неуверенности в русской литературе".)
Майя Борисовна пришла к поезду первой: ей не нужно было ни с кем и ни с чем прощаться и никуда, кроме как к косметологу, ходить. Машенька же знала, что никогда в этот распрекрасный город больше не вернётся, и поэтому всё гуляла по нему и гуляла, пока не догулялась до третьего звонка то есть до самого последнего объявления об отправлении поезда, который надо же, какое совпадение стоял на седьмой платформе и дожидался только её опаздывающую Машеньку. Майя Борисовна втащила её в вагон, тараторя что-то насчёт Машенькиной безголовости и того, что в плане чистоты и прибранности здешний арабятник-негритятник даст фору их трижды любимому театру.
Как только тронулись, обнаружилось, что ни Машенька, ни Майя Борисовна никакой еды с собой не взяли, и сразу же смертельно захотелось есть, хотя обе и одна, и другая успели не только нормально позавтракать, но и пообедать. Ехать одну ночь можно и потерпеть но зачем? и женщины, расспросив проводницу, где вагон-ресторан (ресторан находился в первом вагоне, что, конечно, было удивительно, но в общем-то ничего из ряда вон, в театре навидались и не такого), взяв с собой деньги, паспорта и драгоценности, отправились в последнее в своей жизни путешествие.
В соседнем вагоне, шестом от головы поезда, играла музыка какой-то английской группы, наверное, "Дип Пёрпл". "Поезд есть поезд, подумала Машенька. Всё как всегда", но уже в позаследующем вагоне, пятом от начала, у неё появилось глухое ноющее ощущение будто красная лампочка в голове зажглась, что что-то не в порядке, что здесь и сейчас происходят какие-то необычные вещи, уже происходят, а Машенька их не видит и не замечает, или не хочет увидеть и заметить. Вещи из разряда жутких, это было понятно по количеству, а главное по величине побежавших по Машенькиной спине мурашек.
Когда женщины подходили к тамбуру пятого вагона, поезд вдруг набрал скорость, и их резко дёрнуло, откинув назад. Машенька зачем-то решила запомнить, зафиксировать в своей жизни это никакое не происшествие, словно поставить на чём-то зарубку и вернуться к ней через какое-то время. Это какое-то время оказалось очень даже недолгим уже когда они находились в следующем, четвёртом вагоне, поезд опять вздрогнул, увеличивая скорость, и их снова наклонило. Но на этот раз не назад, а вперёд. "Но ведь поезд не тормозил", сказала Машенька, ещё не догадываясь о том, что происходит. "Нет", отозвалась Майя Борисовна. "Тогда почему..." начала Машенька и посмотрела в окно, на невидимые в темноте берёзки, которые бежали вперёд.
"Это же мы едем вперёд, а они должны... им надо в обратную сторону", подумала Машенька. Майя Борисовна посмотрела в окно, потом на Машеньку, потом снова в окно, потом на пол у себя под ногами. "Получается, мы идём не к голове поезда, а к хвосту", сказала она только это, ничего больше не добавив про херню происходящего.
"Или теперь голова поезда находится в хвосте", ответила вслух Машенька.
"Так бывает, когда меняют составы, затараторила, перебивая собственные мысли, Майя Борисовна. Но ведь мы только отъехали, и никто ничего ещё не менял. Тем более, на ходу..." И полезла в карман спортивных брюк проверить, на месте ли паспорт. Паспорт был на месте.
"Так что идём в следующий?"
"Да", подумала Машенька, и они перешли в третий вагон.
И сразу же бросились к окнам. В окна можно было не смотреть, и так по вибрациям под ногами и собственному покачиванию было понятно, что третий вагон снова ехал вперёд. В отличие от четвёртого и, как теперь чётко вспомнилось Машеньке, шестого, которые, когда женщины по ним проходили, везли их назад.
"Берёзки мои, берёзки, совсем тихо сказала Майя Борисовна. Зачем вы так с нами? За что вы нас так?"
"Берёзки тут ни при чём, подумала Машенька. Абсолютно ни при чём". И сказала: "Ты заметила, нигде нет людей? Ни в одном вагоне?"
"Нет, прошелестела Майя Борисовна. Но теперь да, заметила. А где они?"
"Не знаю. Или в купе закрылись, или их нет вообще..."
"Как это нет вообще? Ты что хочешь сказать..."
"Я предположила, сказала Машенька. Я сама ничего не понимаю".
"Где проводницы, где бегающие туда-сюда дети, где те, кто курит в тамбурах? продолжала Майя Борисовна. Где они все? Что это за поезд?"
"Пятьдесят третий, словно про себя произнесла Машенька. Архангельск-Ленинград. Седьмой путь, вагон номер семь, места тридцать пятое и тридцать шестое".
"Дурацкий поезд, неожиданно зло и громко сказала Майя Борисовна. И вагон у нас дурацкий, и места. И сами мы две старые дуры". И добавила после паузы: "Пошли в следующий вагон".
"Но ведь он последний, подумала Машенька. После него ничего не остаётся. Только первый. Вагон-ресторан". И спросила: "Ты не хочешь вернуться?"
"Нет, сказала Майя Борисовна. Я опять хочу есть. А ты?"
"Я не знаю", подумала Машенька, и они перешли во второй вагон.
Ехавший, как и четвёртый с шестым, в обратную от третьего, пятого и, наверное, седьмого, сторону. Сам момент перемены направления не ощущался: женщины просто перешли из одного вагона, шедшего вперёд, в другой, ехавший назад, и всё. Ни вспышки, ни толчка, ни удара грома ничего.
"Смотри, смотри, закричала Майя Борисовна. Мы проехали Самодед и не остановились".
"А мы должны были в Самодеде остановиться?" спросила Машенька.
"Я не знаю. Но ведь это станция, а мы её просто проехали. Там люди стояли на платформе".
"Может, наш поезд в Самодеде не останавливается?"
"А где же он останавливается?"
"Не знаю. В Ленинграде, наверное", неуверенно произнесла Машенька.
Но до Ленинграда было ещё далеко, очень далеко, целая ночь и, если она когда-нибудь закончится Машенька пугалась собственных мыслей, кусочек утра.
"Надо поискать каких-нибудь людей, сказала Майя Борисовна. Надо хоть что-то сделать". И постучала три раза в купе проводницы. Оттуда никто не отозвался, и Майя Борисовна, ещё на всякий случай постучав, откатила дверь. Купе проводницы было чистым, но совершенно пустым: ни людей, ни документов, ни сложенных стопочкой одеял ничего.
"Идём по вагону", сказала Майя Борисовна и точно так же, как раньше, постучала в первое купе.
"Не заперто, сказала она через несколько секунд и ещё через несколько: Никого".
Людей не было ни во втором, ни в третьем, ни в других купе этого вагона.
"Машенька, спокойно сказала Майя Борисовна. Он абсолютно пуст. Где люди, Машенька? и сама себе ответила. Где-где, в Караганде".
"В Караганде, как эхо повторила Машенька. Поезд "Архангельск-Ленинград"".
"Машенька, я не шучу, сказал Майя Борисовна. Поезд абсолютно пуст".
"Не поезд, а вагон, подумала Машенька. Может, в прошлом вагоне люди были, но спали. А в позапрошлом даже не спали, а просто сидели в своих купе. А в том, позапозапрошлом, пятом, вообще всё было в порядке, только шёл он не туда. А шестой уже был совсем нормальный, даже двигался правильно. А наш, седьмой и вовсе самый нормальный: и едет вперёд, и люди в нём как люди, и проводница как проводница объяснила нам, где вагон-ресторан. Но всё, конечно, может быть и по-другому".
"Машенька, сказала Майя Борисовна, закрыв дверь последнего купе. Мне страшно. Что случилось, Машенька? Кого мы раздраконили?"
"Может быть, не мы, подумалось Машеньке. Может, только я. Или проводница из нашего вагона. Или ещё кто-то, о ком мы и не знаем".
"Следующий вагон-ресторан", сказала Майя Борисовна.
"Я не хочу туда идти. Я хочу вернуться. В свой вагон", неожиданно твёрдо и, как показалось Майе Борисовне, громко сказала Машенька.
"Машенька, но нам надо туда пойти. Понимаешь? Там может быть какая-то зацепка, разгадка. И в конце концов, я хочу есть".
"А я не хочу никаких разгадок, я хочу домой".
"Куда в Архангельск?"
"Да, в Архангельск, но сначала в свой вагон и в своё купе".
"А я пойду дальше", сказала Майя Борисовна и добавила свою коронную фразу насчёт символизма.
Не попрощавшись, будто обидевшись на Машеньку, Майя Борисовна открыла дверь в тамбур и вышла.
Машенька осталась одна, и ей сразу же расхотелось идти обратно, через полпоезда по пустым чужим вагонам, считая их, как цыплят: второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой, боясь сбиться со счёта и не узнать свой. Майя Борисовна, конечно, во многом по жизни ошибалась, но здесь была права на все сто: если в том, что с ними происходило, и был какой-то смысл, какая-то разгадка, то уж точно не в седьмом вагоне, а в первом, вагоне-ресторане.
Но правота подруги только раззадоривала Машеньку, к тому же чего скрывать? Машеньке всегда лучше думалось в одиночестве, а сейчас была именно та самая ситуация, когда нужно собраться с мыслями и хорошенько подумать.
Однако, собраться с мыслями не удавалось: вместо того, чтобы собираться, они разбегались по всей голове и попробуй поймай хоть одну! дразнили Машеньку какими-то своими остатками, хвостиками, никак друг с другом не связанными отдельными словечками. Поднапрягшись, Машеньке удалось выудить из общего хаоса одну: "Русские не сдаются", но при чём тут русские и кому они не сдаются, додумать у Машеньки не получалось.
"Посижу немного", решила Машенька и зашла в первое попавшееся купе. Включатель не работал, занавески на окнах висели, но трогать их не хотелось, слабый лучик света от какого-то наружного габаритного фонаря еле пробивался сквозь темнющие, словно тонированные, стёкла.
"Я немножко посижу, сказала себе Машенька, а потом пойду. Там, в вагоне-ресторане меня будет ждать Майя Борисовна. Она уже заказала мне какую-то кашу и какие-то котлеты. Мы, может, даже выпьем с ней водки по случаю примирения. Хотя и не ссорились. Так не поняли немножко друг друга, не сошлись во мнениях. Но это ничего, это даже полезно иногда вот так вот поговорить начистоту, чтобы лучше понять..."
Машенька почувствовала, что её клонит в сон, и серьёзно испугалась: что если, когда она проснётся, то обнаружится, что они с Майей Борисовной никуда не уходили, а сидят или лежат в своём купе, или за окном уже будет утро и скоро Ленинград, или вообще она проснётся у себя дома, а Ленинград окажется сном или мечтой. Нет, Машеньке не нужны такие подачки судьбы, Машенька не принимает эту руку помощи, кладёт с прибором на этот позорный шанс: если, чтобы вырваться из этого замшелого городишки, из театра с пыльными матрацами, из замкнутого круга не любящих её мужчин, нужны этот ненормальный поезд и вся эта пугающая тишина, то что ж, она готова и не на такое.
Машенька встала и вышла из купе, надеясь, что непонятно, откуда и почему взявшаяся решительность не оставит её хотя бы в течение ближайшего получаса.
Коридор вагона. Дверь в предбанник туалета, откуда ничем, вообще ничем не пахло. Ещё одна дверь. Тамбур. Дверь в то место между вагонами как оно называется? где слышно, как не только стучат, но и гремят колёса. Новая дверь. Тамбур вагона-ресторана. Сам вагон-ресторан.
Конечно, Машенька опасалась, что вагон-ресторан окажется закрыт или там никого не будет. По логике типичного Машенькиного сюжета всё так и должно было произойти: подёргала дверную ручку дверь оказалась закрыта, или дверь открылась а там ничего, пусто, как и везде, ни одного человека.
Но в данном случае всё получилось по-другому: когда Машенька вошла в первый-последний вагон, где-то на другом конце мира что-то убавилось, а на том краю, где сейчас стояла Машенька, прибавилось, и ресторан встретил её всем своим шумом, гамом, сигаретным дымом и кучей знакомых лиц, из которых самым родным было смеющееся Майяборисовнино.
Машенька, кричала Майя Борисовна, держа в одной руке вилку, а в другой сигарету. Машенька, представляешь, Петя с Серёжей тоже с нами едут. Петя, давай!
Петя налил. Майя Борисовна выпила и снова закричала: "Петя, давай!"
Петя и Серёжа, один гримёр, другой осветитель-неудачник, уволились из их театра два года назад. С Петей у Машеньки был небольшой роман, в то время, когда Серёжа думал, что это у него с Машенькой небольшой роман. Уволившись из театра, они одновременно уволились и из Машенькиной жизни, и Машенька думала, что никогда уже больше их не увидит ни вместе, ни порознь.
Машенька, ты не представляешь, что нам Толик сейчас рассказал, продолжала кричать на весь вагон Майя Борисовна.
"Ещё и Толик здесь", вздохнула Машенька. С Толиком Машенька заставила себя познакомиться в августе прошлого года, когда ей срочно, до боли в суставах, понадобилось выйти на сцену в новой, каких ещё ни у кого нигде не было, мантошке из какого-то идеального меха. У Толика театрала-цеховика с мантошками не было никаких проблем, зато у Машеньки после встречи с Толиком начались проблемы с совестью и с кое-чем ещё, поэтому, забыв уже один раз о Толике, Машенька очень надеялась, что ей больше не придётся вспоминать о нём.
Толик нам такое рассказал, кричала Майя Борисовна, и Машеньку, живо вообразившую, что именно мог, а главное был способен рассказать Толик, передёрнуло. Умереть не встать! Он сейчас в туалет пошёл. Вернётся и расскажет ещё. Ты должна это услышать, Машенька, иди к нам! Петя, давай! Третий или какой там у нас тост за девочек!
Толик Толиком, но не идти же из-за него обратно, назад, по пустому, едущему себе как бог на душу положит поезду, или, что было бы уже полной ерундой, искать место за чужим столиком. Хотя абсолютно чужих столиков в этом вагоне-ресторане для Машеньки вроде как бы и не было: чуть ли не за каждым из них сидел какой-то Машенькин знакомый, вон Витя Бурыжко, а там, в углу ещё один Витя, Шлейтич, за столиком через один от него Владислав Николаевич, а за следующим...
"Да что они сговорились, что ли, удивилась Машенька. Чего они тут все собрались?" И поискала глазами Пашу того самого Пашу, который, будь он хоть немножко настоящим мужчиной, давно бы уже женился на Машеньке и она родила бы от него несколько детей. Паша тут как тут обнаружился прямо в партере, буквально перед Машенькиным носом, в двух шагах от того места, где она сейчас стояла. Сидел и смотрел на Машеньку во все свои четыре интеллигентных глаза, прожигая на её маленькой груди большую, замысловатых контуров дырку. За Пашиным столиком было даже не одно, а целых два свободных места, и это Машеньку жутко напрягло, напрягло так, как и месяц назад, когда перед Машенькой встал выбор: или Паша, или Витя Шлейтич. Витя Шлейтич хоть и был животным-работягой, но когда дело доходило до умереть-уснуть-уснуть-и-видеть-сны, проявлял себя чуть-чуть меньшим животным, чем интеллигентный маменькин-папенькин-дедушкин-бабушкин сынок Паша, доводивший Машеньку до полнейшего равнодушия и безучастности к самой себе жалобами на трижды распрогрёбаный, несправедливый к его талантам и талантищам мир. Витя Шлейтич тот просто брал и делал из Машеньки мерзость и пакость, а Паша своим нытьём-вытьём вынимал из неё всю душу, всю без остатка. "И это ещё отнюдь не самая актуальная часть актуальной литературы", как сказала бы в таком случае Майя Борисовна.
Майя Борисовна продолжала махать Машеньке обеими руками, и Машенька, пока Паша ещё не успел перевести взгляд с её груди и уставиться ей прямо в глаза, сделала очередной выбор опять не в пользу Паши. На этот раз меньшим злом ("козлом", срифмовала бы Майя Борисовна) оказался ещё не вернувшийся из туалета Толик.
Петя, давай! Машенька, бери рюмку! Серёжа, дай Машеньке тарелку. Молодой человек, немножко подвиньтесь к тому краю, пожалуйста, командовала Майя Борисовна налево и направо. Это ей всегда хорошо удавалось, мужчины с лёгким сердцем, без сопротивления и даже с какой-то радостью вкладывали себя в энергичные, вечно взлетающие руки Майи Борисовны, а она, приручив мужчин-самцов и приласкав, тут же забывала о них и спешила по жизни дальше. Отставшие мужчины крутили головами, ища свою командиршу и хозяйку, взволнованно били короткими крыльями, кричали вслед сорванными голосами, а потом оставались на том месте, где их покинули: замирали, засыпали, уходили в себя, будто умирали. Вот и сейчас, глядя на сонных, как осенние мухи, Петю с Серёжей, с которыми у Майи Борисовны, судя по её поведению, явно что-то было и прошло, Машенька понимала, что и они уже сообразили, что вся вот эта бурная деятельность, которую развела сейчас Майя Борисовна, направлена не на них, а на незнакомого ни им, ни ей молодого человека, случайно или не случайно оказавшегося с ними за одним столом.
Незнакомый молодой человек был для Машеньки абсолютно незнакомым молодым человеком, и это её успокоило. "Значит, никакого заговора нет", подумала Машенька и уже без всякого напряжения ещё раз огляделась по сторонам. В ресторане среди посетителей находились не только знакомые Машеньке мужчины, но и совершенно ей неизвестные. Например, вот тот справа, и тот, не снявший шляпу, и тот с носом, хотя нет, тот с носом это Валерий Кириллович, настройщик и расстройщик театральных роялей. А вот рядом с ним в синем свитере тот точно незнакомец. Незнакомец в синем свитере как-то очень неспешно или, правильнее будет сказать, замедленно, поднял руку и ударил кулаком Валерия Кирилловича в ухо. Валерий Кириллович, так же не торопясь, ответил незнакомцу ударом в подбородок. "Ого! подумала Машенька и ещё. Какие-то они... вялые все, что ли?" Машенька снова прошлась взглядом по вагону-ресторану: теперь она уже совершенно ясно и отчётливо видела, что всё, что происходит в вагоне, происходит чуть-чуть, совсем немножко, почти незаметно, но всё-таки, если присмотреться, заметно медленнее и ещё как это сказать? смазанней, что ли, чем должно быть на самом деле. С каким-то запозданием или, точнее, растяжением в движениях и жестах.
Молодой человек, выпьете с нами? закричала Майя Борисовна прямо над ухом у Машеньки, и Машенька подумала о том, что в отличие от всего, что происходит здесь, слова Майи Борисовны не запаздывают и не растягиваются, а остаются такими, как обычно, как всегда.
Молодой человек посмотрел на Майю Борисовну, потом на Машеньку, потом на других своих соседей по столу и с лёгким запозданием сказал:
Если Машенька, простите, Марья Филипповна, не против.
Машенька-то, как и Майя Борисовна, была не против, но откуда он её, то есть Машеньку, знал, что за тайны?
Ага, многозначительно произнесла Майя Борисовна. Так вы знакомы, и попыталась пихнуть вовремя увернувшуюся Машеньку в бок. То-то я смотрю, что Машенька какая-то притихшая, как будто обычно Машенька была чрезвычайно шумной и буйной. Ну и, Машенька, как зовут твоего молодого человека?
Геннадий, ответила Машенька, стараясь попасть в тон Майе Борисовне.
Вообще-то меня зовут Алексей, сказал молодой человек. Но раз Машенька сказала Геннадий, то пусть будет Геннадий.
Послушайте, Гена, сказала Майя Борисовна, когда все, в том числе и Алексей, выпили. Не знаю, как остальным, а мне, например, жутко интересно, как вы с Машенькой познакомились. Только давайте без символизма.
Машенька поморщилась.
Ну что ж, ответил Геннадий. Можно и без символизма. Хотя история нашего с Машенькой знакомства особенно хороша именно своим символизмом.
Машенька навострила ушки: что за история, что за символизм? ей тоже было интересно.
Сейчас нам с Машенькой по тридцать четыре, почти тридцать пять, половина жизни. А тогда было по семнадцать, четверть. Четверть тоже много, очень много. Институт. Тогда ещё нет. Тогда ещё лето после школы. Лето после школы это как... Простите, что-то мысли слегка путаются. В голове немного шумит. Наверное, от водки. Давно не пил. Лето, потом осень... Нет, осени не было. Точнее она была, но уже потом, когда всё закончилось. Всё-всё. И лето, и скамейка около кондитерки, и запах карамели. Вы знаете, говорят, там по утрам пахнет не карамелью, а шоколадом. Представляете, по вечерам карамелью, а по утрам шоколадом? Я как-то специально утром пришёл на ту скамейку, но никакого шоколадного запаха там не было. Вообще ничем не пахло ни карамелью, ни шоколадом, ничем. Не знаю, может быть, тогда я слишком рано пришёл, или слишком поздно, или, может, выходной тогда был, чёрт его знает. Извините. Сто лет не пил, думал, никогда уже не буду. Знаете, как это всегда бывает: ты думаешь, что уже всё, и отказываешься навсегда от мысли об этом, так сказать, ставишь финальную точку, или что-то ставит эту точку. Может, ты даже не замечаешь сам момент этого перехода: вот ты думаешь только об одном, все силы вкладываешь в эти мысли, зацикливаешься на этом, не можешь о нём не думать, а потом, через какое-то время вдруг ловишь себя на ощущении, что то, что всего тебя целиком занимало ещё недавно, буквально ещё вчера или позавчера, уже не существует в твоей жизни, и отголосков никаких больше нет, даже самых маленьких, а сейчас ты переполнен уже совершенно новыми, другими мыслями и переживаниями, так, что в твоей жизни нет ни пустоты, ни недостачи, которые вроде бы обязательно должно после себя оставлять ушедшее. Это даже не смена, не вытеснение одного другим, это как... Налейте мне, пожалуйста. Спасибо. Я пытаюсь вам рассказать о том, что было после лета, осенью, ведь о таком мало кто рассказывает, правда? Обычно все говорят или о завязке, или о кульминации, или о развязке, но после того, когда всё уходит, заканчивается, начинается что-то другое, что-то совершенно, абсолютно другое, и для этого нового то, что было до него, не есть нечто чужое ему, наоборот, оно ему органически своё. Не как предыстория или прелюдия, нет тут другие отношения, даже не отношения, а формы, наверное... Да, пускай будет формы...
"Он совсем не умеет рассказывать", подумала Машенька. Вот она, если бы захотела или если бы её попросили, рассказала о том, что мальчик был хорошим, настолько хорошим, что ему ничего и делать было не нужно, чтобы завоевать Машеньку. Ему надо было просто быть, и всё. Но он и этого не сумел сделать.
Так что же было потом? без всякой надежды на продолжение спросила Майя Борисовна. Осенью?
А осенью я умер, ответил Алексей. Бог прибрал.
Он так и сказал: "Бог прибрал", и все тактично вроде как посмеялись этой шутке.
Я не шучу. Осенью я умер. От пневмонии. Довольно редкая для нашего времени причина смерти. Врачи так и сказали маме, что сейчас от пневмонии уже почти никто не умирает: антибиотики, прогревания, парафиновые компрессы... Но меня это уже не касалось. В моём случае ни прогревания, ни антибиотики не помогли.
Та-а-ак, протянула ещё или уже ничего не понимающая Майя Борисовна. Геннадий, стало быть, у нас умер. Вот как. Семнадцать лет назад, да? От пневмонии. От пневмонии, я слышала, читала, и сейчас умирают. Правда, Машенька? и немного о чём-то подумав: А что, ребята, за этим столом больше никто не умирал?
Я, медленнее, чем надо бы, отозвался Серёжа. Я умер. В сентябре позапрошлого года. Утром, третьего числа. Через месяц после того, как мы с Машенькой расстались.
Майя Борисовна смотрела на Серёжу во все глаза, а Машенька в сторону, в зал, ни на кого.
Второго августа мы уволились из театра, третьего Машенька по телефону сказала, что всё, а через месяц я умер. Глупая смерть, от передоза, Петька может подтвердить.
Да, с привычным для этих мест запаздыванием сказал Петя.
Передоз? переспросила Майя Борисовна. Ты что?.. Я не знала...
Никто не знал, снова отозвался Петя. И я не знал. Прихожу к нему через день, третьего я на даче был, а он лежит на кухне, глаза в потолок, пальцы скрючены, в левой руке шприц. Зажал так, что не вынешь. Я не смог. Санитарам пришлось потом ему пальцы ломать, я им денег дал.
Петька, хватит, оборвал его Серёжа. Шприц, глаза, пальцы... Развёл тошнягу. Лучше о себе расскажи.
А что я? Я нормально. Как все. Вышел через неделю в магазин за колбаской и всё, пропал. Полгода искали. Тёща с женой даже какое-то вознаграждение назначили, не помню, рублей пятьдесят или сто. А всплыл только в апреле. Точнее всплыл раньше, нашли в апреле. Хорошо хоть две коронки были золотые. Фиксы. А то бы хрен опознали после рыбья, зарыли бы около помойки за городом, с бродягами и дохлятиной.
Майя Борисовна уже минут пять, слушая, крутила в руке пустую рюмку. Петя потянулся налить, но Майя Борисовна перехватила у него бутылку и налила себе сама.
Тебе налить? сказала она и посмотрела на Машеньку. Ты-то ещё живая, Офелия?
Машенька кивнула.
Помолчали.
Давайте, раз уж на то пошло, по-честному, сказал Серёжа. Не всё же зависело от Машеньки, правда? Кое-что и от нас. Согласись, если б ты тогда...
Всё, сказал кто-то лишний. ("Толик?" Машенька как можно глубже втянула голову в плечи. Но это был ещё не Толик. Это был Паша. Не простивший, не прощённый, говоривший громко и рельефно, но с таким же, как и у всех мужчин в этом вагоне, акцентом, Паша.) Всё и всегда зависит только от них. Оно начинается в тот момент, когда они тебя бросают, длится месяц или полтора, или два у кого сколько, у кого как, а кончается одним и тем же: ты вдруг обнаруживаешь себя в ванной, всего в крови, или на загородном шоссе, под чьей-нибудь машиной, или уже без вариантов абсолютно голым, окоченевшим, синим, как я не знаю что, с зашитой крест-накрест грудной клеткой...
Это что тоже твой? громким шёпотом спросила у Машеньки Майя Борисовна. Здесь что все твои? Весь вагон?
Не весь, шёпотом ответила Машенька.
Странно, сказал Майя Борисовна. Если чужие не твои, то чьи же они? Как сюда попали?
"А как мы попали?" подумала Машенька.
Ты, снова громко зашептала Майя Борисовна. Ты что всех их убила? Всех-всех?
Майя Борисовна, сказал Алексей. А не пора ли вам подумать, как вы, именно вы, а не Машенька, здесь очутились?
Вот именно, сказал Паша. Мы-то ладно, а вы? Вы ведь женщина, не мужчина, а из женщин у нас только Машенька и вы. Не правда ли, как-то странно?
Майя Борисовна молчала, будто не слыша обращённого к ней вопроса. Машенька молчала тоже.
Ладно, ребята, сказал Серёжа. Отстали бы вы от женщины. Какая вам разница, что она здесь делает? Сидит с нами сейчас и всё. Чего в душу лезть-то?
А кто лезет? спросил Петя. Кто лезет? Мы только спросили её, понимает она, как сюда попала, или нет.
Как ты попал, так и она попала, сказал Серёжа. Шла-шла по вагонам и пришла сюда. А здесь мы сидим. Толик, ты, я, Генка потом подсел, потом вот... как тебя, друган? Пашка к нам приземлился. Водки выпьешь? За что пить будем? Тогда за знакомство. Давай, Пашич, пока Толян не пришёл, расскажи нам, как ты с нашей Машенькой познакомился. Машенька, ты не против, если Пашич нам расскажет?
Машенька пожала плечами. "Где Толик? подумалось Машеньке. Уже возвращался бы..." Машенька старалась не думать о Толике, но всё же думала о нём и думала. Толик неприкасаемый, Толик западлистый, Толик вкривь и вкось напевающий себе под нос какую-то песенку из какого-то мультфильма, Толик угощающий её жареными каштанами, Толик прущий, как бульдозер, на всех парах без остановок к заветной цели, Толик-такой, Толик-сякой, неужели он тоже придёт сейчас и скажет ей: я умер, Машенька, меня больше нет и не будет, и в этом, Машенька, виновата...
Ничего я вам, ребята, рассказывать не буду, сказал Паша. Вы, ребята, всё время не о том думаете. Познакомился раззнакомился, бросила не бросила, дело не в этом. Нет, я понимаю, для вас всё дело как раз в этом: вы её встречаете, вы думаете только о ней, вам кажется, что всё, что происходит в мире, делается только ради неё, и я не спорю, всё обстоит именно так: потом, через какое-то время, вам становится мало вашего мира, вам нужно ещё и ещё, вы становитесь требовательным, властным и до крайности обидчивым животным, вам мало того, мало другого, мало внимания, мало улыбки, мало её слов, обращённых к вам, вы постоянно думаете о том, что даёте ей недостаточно денег, тепла, обычных человеческих отношений, вы напрягаете мозги, ищете какие-то причины и закономерности, придумываете всё новые и новые рычаги и рычажки и подсовываете их туда, где раньше хватало простого, ничего не значащего, но наполненного не знаю какой-то чуткостью, радостью слова, даже не слова молчания, тишины. Да, раньше была просто тишина и всё было в порядке, так хорошо, как не бывает, а теперь требуются слова, слова, слова, и их всё время мало, этих слов, хотя их становится всё больше и больше. И в какой-то момент, его все пропускают, это самый незаметный момент в мире, вы остаётесь один на один со своими словами, они везде: на стене, в шкафу, в чашке, которую вы берёте, в зеркале, где отражаетесь только вы, в маленьких точечках на оконном стекле, эти ваши слова падают вам под ноги, шуршат, мешают ходить, сначала вы ещё пытаетесь переступать через них, а потом плюёте на всё и идёте прямо по ним, давите, превращая их в грязное, сочащееся какой-то гадостью месиво, где кишат нет, уже не слова, а их остатки, обрубки, руки, ноги слов, всё это цепляется друг с другом, кричит вам какие-то безумные страшные вещи на нечеловеческом языке, вам становится жутко, вы не хотите всего этого слышать, бьёте себя руками по ушам, орёте что-то несусветное, чтобы перекричать постоянный гул в голове, выбегаете из дома, вам нужно уехать, убежать, скрыться, забыть обо всём, забыть, как вас зовут и кто вы есть вообще, выломать себя из своего крика, своего безумия, вы бежите на вокзал, покупаете билет на поезд, трясётесь-ждёте, пока его подадут, а когда его подают, первым влезаете в него и через какое-то время, успокоившись и приведя себя в порядок, оказываетесь здесь, в этом вагоне-ресторане, заказываете выпить, закуриваете сигарету, откидываетесь на спинку сиденья, и тут входит Машенька... Так ведь всё и было, правда?
Нет, сказал за Машенькиной спиной кто-то абсолютно новый ("Толик?" спросила себя Машенька). Ты забыл рассказать о том, как умер.
Разве? сказал Паша. А по-моему, рассказал. Вы, наверное, позже подошли, пропустили.
Да нет, я стоял тут с самого начала. Ты ещё не успел заговорить, а я уже был. Меня зовут Виктор. Виктор Шлейтич. Никто не против, если я присяду, нет?
Витя Шлейтич втиснулся между Алексеем и Серёжей, посмотрел на Машеньку и сказал:
А что, парни, тему смертного приговора ещё не обсуждали, нет? А мы там, и он кивнул куда-то вправо, уже обсудили. И знаете, что решили, нет? Что его не было. Точнее, он был, но его никто из нас не заметил. Я больше скажу мы это тоже у себя обсуждали, если бы кое-кто удосужился вовремя объявить нам его, то мы, может, и успели бы что-нибудь сделать, я даже придумал что именно. Но этот кое-кто, вы уже догадались, о ком я, ни слова нам не сказал, всё молчком, всё исподтишка, втихаря, из-за спины. А ведь мы здоровые, молодые мужики, у всех у нас котелки варят дай боже, нет? Мы же не многого просим, только заранее прийти и сказать: "Ты знаешь, Витя, я так решила, что завтра тебя найдут в канаве на Московском, всего облёванного, с вывернутыми карманами и с дыркой в голове", нет?
Да ничего она не решала, не очень громко произнесла Майя Борисовна, но Шлейтич её проигнорировал:
К тому же, чего притворяться, не свет же клином сошёлся на ней одной, были у нас и другие женщины, мы их бросали, они нас бросали и ничего страшного не происходило. Все были живы-здоровы. Это жизнь кто-то от тебя уходит, от кого-то уходишь ты, я не понимаю, почему из-за этого должны гибнуть люди. Это что самосуд? Ты меня спросила, хочу ли я умирать за тебя, нет? А ты спроси прямо сейчас...
Стоп, сказал Петя и немедленно встал из-за стола. Шёл бы ты отсюда, Виктор Шлейтич, пока не вернулся Толик. Толик у нас не любит, когда вот так вот об этом говорят.
Идите, Витя, сказал Паша. Идите и не разводите здесь панику. Мы сидим, пьём, закусываем, разговариваем, а вы примчались, как Чапаев шашкой тут намахали, чёрт-те каких страхов понарассказывали, сами себя перепугали и нам настроение испортили. Идите себе. И помните: уныние это смертный грех.
"Зачем он всё это наговорил?" подумала Машенька, когда Витя Шлейтич ушёл. Ей вспомнилось, каким Витя Шлейтич был на самом деле, точнее бывал время от времени: и про собаку, которую он спас, когда та запуталась в рыболовных сетях и уже задыхалась, и про веточку первой мимозы на краю города, и про тот случай, когда её чуть не выгнали из театра, а Витя всё стоял и ждал, ждал и стоял, а она всё не шла и не шла, сидела в гримёрке и считала тихонько: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь... Ведь ему, если честно, всего-то и надо было бы дождаться её, Машеньку, и всё, всего-то дождаться и больше ничего.
А давайте-ка я всем закажу кофе, сказал Геннадий. Никто не против?
Лично я с удовольствием, сказала Майя Борисовна и посмотрела за занавесочку, в окно. Вроде куда-то подъезжаем. Какой-то пригород.
Да нет, сказал Паша. Рано ещё.
А знаете что? спросил Геннадий. Вот Майя Борисовна как-то тут сказала Офелия, и я подумал, что да, получается, что мы действительно, ребята, все здесь как бы Гамлеты.
То есть? спросил Петя. Как это?
А вот так: споткнулись, падаем, зацепились за какие-то мысли, каждый за свои, висим, ждём чего-то, боимся шевельнуться, злимся на себя и весь мир, обвиняем всех и себя в том, что мы оказались в такой ситуации или это следует назвать положением? но пуще всех свою Офелию. Ей, как всегда, достаётся от нас больше остальных, она нам ближе, все остальные далеко, чёрт-те где, а она вот, на расстоянии вытянутой руки, Алексей протянул руку и достал до Машеньки. Вот она. Поэтому мы, висящие каждый в своих мыслях, протягиваем руку и хватаемся за неё, за свою Офелию, за нашу Офелию, которая, мы надеемся, ещё может спасти нас, удержать, не дать нам снова сорваться туда, куда мы летели. Понимаете?
А вы ничего не путаете? через две или даже три паузы спросил Паша. Гамлет, Офелия всё это как-то, знаете ли, довольно умозрительно. Какие-то очень отдалённые аналогии. Может...
А мне всё понятно, сказал Серёжа. Когда падаешь, цепляешься всегда за что-то крепкое, сильное, настоящее. Вот так и мы. Мы ведь все здесь, как бы это сказать, почти как настоящие. Настоящие, но всё же чуть-чуть нет. Одна Машенька среди нас настоящая без "почти".
Вот-вот, сказал Геннадий. Вот-вот. Настоящая без "почти".
И всё же, проговорил Паша, мне не совсем ясно, что вы имеете в виду под "спастись", "зацепиться". Мы сидим здесь, куда едем бог его знает, зачем, почему, что будет дальше полный мрак, нам и так уже по полной программе досталось на орехи, мы, если рассуждать предельно объективно, вообще никто, нас нет, нет ни там, ни здесь, нигде нет и уже, по всей видимости, нигде не будет. А вы "зацепиться", "спастись". Зачем цепляться, спасаться куда? Вы на такие вопросы себе отвечали?
Нет, честно признался Алексей. Не отвечал и не ставил себе таких вопросов. Потому что так их ставить бессмысленно. Или даже вредно. Смертельно вредно, нельзя. Это не те вопросы, чтобы жонглировать ими, захотел вот так задал, захотел вот эдак, захотел подбросил, чтобы они в воздухе перевернулись и приземлились тебе в руки другой стороной. Понимаете, эти вопросы задаются только так, а не иначе, их нельзя переформулировать. От этого они становятся другими вопросами, а вот уже ответы на другие вопросы, действительно, ни к чему хорошему нас не приведут. Это вам понятно?
Мне да, сказал Серёжа. Зачем самому себе выкручивать руки, Пашич? Всё очень просто: вот ты, вот Машенька, вот вагон, что ещё?
Это, действительно, очень просто, сказал Алексей. Просто и закономерно.
Только, пожалуйста, не будем о закономерности, вскинулся Паша. Не надо мне рассказывать о закономерности. Моя личная, персональная закономерность, знаете, где осталась? В Архангельске, на Дмитриевской, в городском морге, на той скамеечке в приёмной, где сидела и плакала моя мама. Вот это было закономерно, а всё остальное случайно, беспричинно, из ряда вон.
Ах, вот ты о чём, медленно сказал Петя. О морге. Что ж, давай о морге. Давай я тебе расскажу о морге. Там много таких, как ты, я, Серёга, Генка, даже таких, как Виктор Шлейтич много, и все лежат голыми, серющие, от всех разит какой-то гадостью, разложением, запах смерти называется, помнишь? Хочешь обратно в морг? Мы тебе это живо можем устроить, вот попросим Машеньку, все, все вместе попросим, и вперёд, давай-давай. Тебя вытащили оттуда, тебе дали шанс увидеться с ней, Петя посмотрел на Машеньку. Она тебе дала этот шанс, а ты заныл-заканючил: "хочу к маме, хочу к маме!" Ты вообще бы подумал, ради чего ты здесь, как ты тут оказался, кто тебя вытащил.
Но я же не это имел в виду...
Что ты имел в своём виду... Знаешь что, давай-ка и ты вали отсюда. К Виктору Шлейтичу, к себе на место куда хочешь. Подальше от нас.
Паша встал, постоял какое-то недолгое время, не выходя из-за стола, потом снова сел.
Машенька, сказал он. Я не хочу никуда от тебя уходить. Наверное, я действительно сморозил что-то не то, простите меня, ребята, Машенька. Мне просто страшно. Очень-очень страшно. До сих пор. И я ничего не могу поделать с этим страхом. Я не хочу быть один, ребята, можно я здесь, с вами останусь?
Все посмотрели на Машеньку, Машенька быстро-быстро закивала: ей очень не хотелось, чтобы Паша снова оставался один на один со своим страхом, Машенька, казалось, и сама сейчас чувствовала этот страх, жёсткий, тяжёлый, тупой, грязно-лилового цвета, высушивающий нёбо и язык, сжимающий лёгкие, давящий на колени. Страх, в котором уже нет ничего, кроме самого страха, когда непонятно, чего именно надо бояться, страх без слов, без названий, размеров и формы, страх страхов. Однажды Паша, когда они гуляли в парке Горького, сказал: "Мне страшно. Мне так тяжело жить, Машенька. Но когда ты со мной мне кажется, что мне легко".
Не бойтесь, ребята, тихо проговорила Машенька. Не бойтесь, всё будет хорошо. Правда.
Всё будет хорошо, ребята, вслед за Машенькой, не сразу, спустя секунд десять-пятнадцать, повторил Геннадий, и все, включая Петю, Пашу и Серёжу, надолго замолчали.
Совсем рассвело, через какое-то время, когда молчание перестало уже быть просто молчанием, произнесла Майя Борисовна. Она смотрела в окно. Снова какой-то пригород.
Ленинград, сказал Алексей. Вам пора.
Пора? спросила Майя Борисовна.
Да-да, пора, подтвердил Алексей. Вам ещё вещи укладывать. Поторопитесь, и встал, чтобы пропустить Майю Борисовну и Машеньку к выходу.
Машенька и Майя Борисовна тоже встали. Было видно, что никому не хотелось прощаться, в том смысле, что произносить какие-то слова, в чём-то друг друга уверять, трогать за руки или за плечи. Даже смотреть в глаза друг другу на прощанье тоже не очень хотелось.
Поторопитесь, повторил Геннадий. Не мешкайте, и Майя Борисовна с Машенькой пошли к выходу. Вокруг никто не разговаривал, не ел, не смеялся, не стучал вилкой о тарелку все молчали.
На выходе Машенька подумала, что, наверное, теперь надо оглянуться, а может, даже вернуться и что-то сказать, что-то такое, чего от неё сейчас ждут эти двадцать, или тридцать, или больше мужчин, и оглянулась. Но оглядываться не стоило никто не смотрел ей вслед, не ловил её взгляда, не ждал от неё никаких слов.
"Скорее всего, по-другому и не бывает", подумалось Машеньке, и она закрыла за собой дверь.
В тамбуре, как только туда вошла, Машенька нос к носу столкнулась с Толиком. Он курил и с тоской смотрел в окно.
Светает, сказал Толик, увидев, что Машенька возвращается с Майей Борисовной. Уже почти совсем рассвело.
Машенька остановилась.
Иди, иди, Машенька, сказал Толик. Всё в порядке. Не беспокойся о нас. Иди.
И Машенька пошла.
Идя обратно по летящим один вперёд, другой назад вагонам к своему, еле успевая за стремительной Майей Борисовной, Машенька всё пыталась вспомнить, как всё-таки и куда шёл вагон-ресторан: правильно или неправильно, в сторону Ленинграда или по направлению к Архангельску, как надо или как должно быть, но ей не давали сосредоточиться, постоянно сбивая с мысли, везде снующие, торопящиеся кто в купе, кто из купе пассажиры, пробегающие навстречу проводницы, цепляющиеся за поручни и занавески дети, и уже вскоре Машенька дала себя втянуть этой утренней суматохе и совсем переключилась на совершенно иные мысли.
Ленинград, сказала Майя Борисовна, когда они наконец-то дошли до своего купе. Мы приехали, Машенька.
2005
Следующий текст
|