Бога боюсь. Не после смерти, которого нет. А сейчас. Где ни посмотрю, обратно, Бог в меня смотрит. Я хотел, чтоб он далеко был, как в детстве, а он везде вокруг меня. Как курица смотрит, что делать буду, и молчит. Страшно, что смотрит и что он такой один. Если бы семь богов за мной смотрели, может быть, они бы ссорились. А один не сердится никогда. Даже со мной.
Бог был всегда, а когда он появился, я решил, что буду любить его. Но любить не стал, потому что сразу испугался, что он везде. Мне говорят: ты придумал Бога везде или книжки читал. А сами, как хитрые, думают, что я дурак и выдумал, чтобы им сказать. А как я выдумаю, когда беру телефон позвонить, а там Бог и слышит меня. Я хочу воды, а в чашке Бог. А что я ему скажу? Он не говорит, что хочет от меня, и откуда я знаю. Я скажу, а он возьмёт и не захочет, или захочет, чтоб я другое сказал, а я не знаю.
А в чашке Бог молчит. Вдруг он не просто так молчит, а чтобы сказать мне что-нибудь. Что вода отравленная, например. А я, как дурак, выпью.
Это ж так просто: везде Бог. Пуговица порвалась на рубашке, потому что Бог. По телевизору фильм показали, потому что Бог. Я кушать захотел, потому что Бог. Женщины красятся, потому что Бог. Собака у соседа потерялась, потому что Бог, потому что я её отравил, потому что Бог так захотел, чтобы я, чтобы не гавкала на меня.
Бог всё знает, чего не знаю я. Вот я не знаю, кто в Бразилии живёт, а Бог знает. Я не знаю, как соль белая, как сахар, а невкусная, а Бог знает.
Иногда я как крыса себя веду, потому что вдруг Бог думает, что я крыса, а потом думаю, а вдруг Бог думает, что я не крыса, и начинаю летать, потому что вдруг Бог думает, что я птица. А мне говорят: ты летаешь, потому что ты умеешь летать сам, а Бог, может быть, и не знает, что ты умеешь летать. А я говорю: если бы Бог не знал, что я умею летать, я бы плавал, а Бог бы знал, что я плаваю.
А мне говорят: а мы плаваем, когда Бог не знает, что мы плаваем. Я говорю им: а хвост и плавники у вас где? Кто же плавает без плавников? Без плавников дерьмо плавает. А я, когда Бог знает, что я умею плавать, плаваю с плавниками и хвостом, как надо.
Но люди глупые, потому что не знают, что Бог знает, потому что не боятся не знать. Я боюсь не знать, что Бог знает обо мне. Думаю: сейчас узнаю, сажусь думать и придумываю, что Бог думает обо мне, что я книга, чтобы читать. А потом чихаю и чувствую свой нос, и мне становится смешно оттого, что я думал, что я книга, а потом чихнул. А потом думаю, Бог сделал так, чтоб я чихнул и перестал думать, что я книга. И мне становится страшно, не потому что я книгой был, а потому что я чихнул.
Люди говорят: кто книга, тот дурак. А я отвечаю: Бог не захотел, чтобы я дураком был, и я чихнул. Люди говорят: может, это Бог в тебе чихает? Я отвечаю: если бы Бог хотел чихнуть, он бы просто сказал, а не чихал; чихаю я сам, а Бог хочет, чтобы я чихал. А мне говорят: а если Бог захочет, чтобы ты глаз выколол? Я отвечаю: тогда я глаз выколю, потому что если я захочу глаз выколоть, я его не выколю, а Бога я боюсь больше себя и выколю себе глаз. А себя я вообще не боюсь, потому что стыдно бояться себя, когда можно бояться Бога. Я честный, говорю, и боюсь вместо себя Бога.
А если я тебе дам, один говорит. Это тоже Бог захочет? Захочет, говорю. А он говорит: на! А когда я падаю, я задумываюсь: Бог не может просто так захотеть, чтобы меня ударили; когда меня Бог ударил, он думал обо мне. Я люблю думать и начинаю думать, о чём подумал Бог, когда захотел, чтобы мне дали. Человека просто так ударить нельзя, нельзя крысу, нельзя муху значит, я мяч. И я качусь и подпрыгиваю по траве. А люди смеются, и я смеюсь, потому что они смеются. А они кричат: мяч, эй ты, мяч. И я понимаю, что понял Бога правильно, потому что стал мячом, а не лягушкой, и я счастлив, потому что понял, что подумал обо мне Бог.
Но всё равно мне страшно: а если бы я не угадал. Если бы стал лягушкой, а люди кричали: эй ты, мяч. А я лягушка, и значит, не угадал, про что Бог думает. Как здорово, что я мяч, и все счастливы.
А когда все счастливы, бить уже не будут. Но тут тот первый кричит: "футбол!" и все начинают бить меня ногами по лицу. Но Бог не хочет, чтобы я играл в футбол, и я распрямляю крылья и быстро взлетаю над землёй, кружусь над футболистами и лечу прямо домой. А дома мне Бог и форточку откроет, и обедом накормит. Люди на улице говорят: женись, дурак, жена готовить и стирать будет. А я им говорю: вы Бога не знаете, поэтому и поженились все. А у кого Бог есть, тому жена не нужна. У меня вместо жены Бог. Он всё знает и всё сделает.
Бог думает обо мне, что я хочу есть, и я чувствую, что хочу есть.
Я боюсь, что Бог когда-нибудь может забыть обо мне, и я не смогу захотеть есть и умру от голода. Мне страшно забыть, что я хочу есть. Но Бог никогда обо мне не забывает, и я всегда хочу есть.
Я всегда ем, когда Бог думает, что я хочу есть, потому что мне страшно не есть, когда Бог думает, что я хочу есть. Когда еды для одного человека мало, Бог думает обо мне как о суслике, и я ем, что кушают суслики, или как о таракане, а тараканы вообще едят что попало. Когда еды нет совсем, Бог думает, что я стол, потому что столы ничего не едят, и я ничего не ем.
Я люблю, когда мне страшно, что Бог есть везде, потому что когда я не боюсь Бога, мне кажется, что он меня забыл и не смотрит на меня, потому что я плохой, и мне становится ещё страшней, но по-другому. А по-другому бояться ещё хуже, потому что по-другому боятся смерти, а лучше бояться Бога, чем смерти. Когда мне не страшно, что Бог есть, я делаю так, чтоб стало страшно, что Бог есть.
А чтобы стало страшно Бога, я начинаю думать о себе как самом по себе. Я смотрю на свою руку и говорю: моя рука, вот моя рука, мои пальцы, мои ногти. Потом думаю: а что такое мои? Чьи это мои? Кто это я? Я долго смотрю на руку, и пальцы деревенеют, и им становится больно оттого, что они мои, а не Бога. Какие-то "мои", когда я сам не знаю, кто я сам.
Когда мои пальцы Бога, они живут сами по себе, шевелятся, делают свою работу, берут, что хотят, ковыряют в носу и в ухе, щекочут друг друга. А когда я думаю, что они мои, они не знают, что им делать, и они не шевелятся. Я не знаю, что мне делать со своими руками, а Бог знает.
Один раз мне было жарко всю ночь, и я долго не боялся Бога. И тогда я подумал: мои глаза мои, мои ноги мои, мои зубы мои, мои волосы мои, мои руки мои. И когда я подумал, что всё моё тело моё, я не знал, что с ним делать, и три дня просидел на одном месте, никуда не смотря. Я подумал: мои мысли мои, и перестал думать совсем. Я не хотел кушать, не хотел спать, не хотел ничего, потому что я сам хотеть не умею, за меня всё хочет Бог, а я захотел хотеть всё сам.
Когда я перестал думать, я почувствовал, что где-то сердце, но я не подумал: моё сердце моё, потому что вообще перестал думать. Я знал, что я это я, но не знал, где я сижу: в руке, в ноге, в голове или в груди. Я не чувствовал этого "я" в себе, а нигде снаружи его быть не могло, потому что снаружи были другие вещи: стол, лампа, окно, стул, кровать, брюки, часы. И в этих вещах, конечно же, моего я быть не могло. Но и во мне оно не находилось.
Тогда я решил поймать своё я: я зажмурился и сидел тихо-тихо и долго-долго, чтобы я перестало меня бояться и куда-нибудь вылезло. Тогда бы я его схватил и рассмотрел. А я никуда не вылазило, как будто его не было совсем. Но я решил ждать и терпеть и так ждал и терпел долго, сто лет, а может быть, больше, может быть, двести или триста.
Я никуда не двигался, и вещи вокруг меня скоро меня заметили и привыкли ко мне. Раньше я бегал по комнате, и они меня не замечали. Теперь, когда я остановился, они стали рассматривать меня. Я сам люблю рассматривать вещи и думать о них, а теперь вещи стали думать обо мне.
Стол такой хитрый-хитрый, а окно глупое, стул противный, потому что всё время сердится на стол: он его ниже. Балкон ссорится со всей квартирой и думает, что он уже улица. Часы добрые, когда стоят. Лампочка больная. Дверь серьёзная. Одна стена весёлая, другая кривляка, на ней висит моя фотография, третья важная, на ней висит фотография Бога из журнала. Четвёртой нет, там балкон с улицы. А угол сам по себе. В нём брюки, ленивые, потому что грязные.
Все вещи какие-то: у них есть лицо, но без глаз, поэтому они смотрят на меня не глазами, а сразу отовсюду. А каким они видят меня? Какой я? Умный или глупый? Добрый или злой? Хороший или плохой? Друг или враг? Они не говорят, потому что у них нет рта, а сам я не знаю, потому что не знаю, где моё я.
Вещи думают, что я Бог, потому что я такой же, как они, но ненастоящий. Они думают, что я притворился ими, чтобы стать похожим, а на самом деле я другой. Они не знают меня, поэтому любят. Я становлюсь богом вещей: они мне молятся, говорят, что я хороший, а я делаю вид, что меня нет. Тогда они молятся мне ещё больше и говорят, что я единственный и самый лучший. А я молчу, как будто их не слышу. А им кажется, что я им помогаю, и говорят "спасибо".
Я подумал: если всё тело, все руки и ноги мои, то кто думает во мне? Если думает рука, то как нога делает то, что думает рука, а если думает нога, то как она поворачивает голову. "Ты головой подумай", говорили мне. А как головой подумать? Я не верю, что голова думает. Голова ест и спит, плюётся и икает, голова самая глупая и ненужная часть тела. Как она может шевелить пальцами и ходить ногами? Кто во мне говорит пальцам шевелиться, а ногам ходить? Никто. Никто во мне не сидит, никто во мне пальцами не командует. Даже если бы во мне жил такой таракан или ещё какой быстрый жук, который бы бегал по мне и говорил: "палец, согнись, иди к носу и ковыряй в нём", палец бы не слушался таракана. Кто же приказывает моим пальцам? Моим, если я это пальцы.
Я не могу командовать своими пальцами, потому что не знаю, как ими шевелить, я могу другой рукой согнуть пальцы, но кто-то же должен приказать другой руке согнуть пальцы этой.
Я никогда не знаю, что мне делать и куда идти, но всегда что-то делаю и куда-то иду. Зачем я иду, если не знаю куда? Кому нужно, чтобы я шёл?
Мама в детстве говорит: "Дурачок мой, кто научил тебя курить и ругаться?" а я не понимаю, как она не понимает, и говорю: "Бог". А потом пацаны меня много за Бога били: "этого Бог хочет, да? Он же всего хочет, значит, и этого". Они думают, что у них кулаки самостоятельные, что они все самостоятельные от Бога. Злятся, потому что не понимают:
"А мне вот только что Бог сказал, чтоб я заставил тебя говно жрать. Жри!"
"Не буду. Это ты сказал, а не Бог. Бог никогда не говорит, Бог думает и хочет за тебя".
"А это кто бьёт тебя: я или Бог? Я или Бог?"
"Это Бог хочет, чтобы ты ударил, и ты хочешь ударить меня".
Потом я с одним умным человеком жил: он Бога везде искал. Заглянет в тумбочку и ждёт: Бога ищет. Или приоткроет окно и смотрит, как Бог влетать будет. Или из палаты выйдет, как будто его нет, и в дырочку замочную ловит Бога: откуда Бог вылазить начнёт, когда подумает, что тот вышел насовсем?
А я говорю ему: "Саша!"
"Саша, говорю ему, ты перестань Бога искать, ты так с ума сойдёшь, когда всё время Бога искать будешь: себя Богом пугать будешь. Ты не Бога ищи, он и так есть, ты себя ищи. Где ты, Саша? Са-ша! Одна рука это Саша?"
"Не Саша".
"Одна нога это Саша?"
"Не Саша".
"Одна голова это Саша?"
"Не Саша. Саша это когда и две руки, и две ноги, и нос, и голова, тогда Саша".
Бог во мне хихикнул, и я стал смеяться Саше:
"Саша, говорю, где Саша? Если у Саши ногу оторвать будет Саша?"
"Будет".
"А если две?"
"Будет".
"А если все-все оторвать, чтобы ничего не осталось, где Саша будет?"
Он кричит:
"Саши нема! Саши нема! Саши нема!"
Я кричу:
"Твоя рука Саша. А нога Миша. А ухо Яша. А Бог Гриша. И он в тебе сидит, а не в тумбочке. Ты не ищи его, а слушай, чего он хочет".
Тут Бог меня в уборную повёл, а когда привёл обратно, Саша давит ногой оторванный свой палец. Я говорю:
"Ты сильный, я не смог бы так".
И он говорит:
"Этот палец Паша. А Паша меня дураком называл и заставлял с собакой целоваться".
"Нет, говорю, Саша. Этот палец не Паша, а Лёша. Не мучай его".
"А где Паша?" спрашивает.
"Не знаю, где Паша".
А потом пришли двое и пришили Пашу к Саше. Я говорю:
"Пришейте и мне Серёжу".
Когда мне Серёжу пришили, то Бог пропал. И я пошёл Бога искать. Я иду, а люди говорят: "Ты кто?"
А я говорю: "Я Серёжа без Бога. А вы не видели Бога без Серёжи?"
"Мы много богов видели, говорят. Но все с Серёжами. Нет бога без Серёжи".
И не смеются и не бьют.
"Кушать, говорят, хочешь?"
"Нет", говорю.
"Хорошо, говорят. Нет у нас кушать. Никто у нас не кушает. У нас Бог такой некушающий. А у тебя какой?"
"А у меня, говорю, маленький такой. Во мне сидел. А как зовут, не говорил".
"И наш не говорит. Наш только думает".
"И мой думал. Много думал. И всё про меня".
"Расскажи, говорят. Про своего бога".
"Он добрый, говорю. Хочет, чтобы все любили. Хочет, чтоб не дрались. Чтобы думали про хорошее. Чтобы денег не было. Чтобы кушали все и вино все пили. Чтобы дети без мамы и без папы росли. Чтобы все про него знали. Чтоб не плакали, когда бьют".
А они говорят: "Пойдём твоего Бога искать. Наш кушать не даёт, а твой и вино даёт".
А потом мы много гуляли.
2000
Следующий текст
|