Вы знаете, что все люди после смерти становятся богами? Я тоже не знал, пока не умер.
Быть богом совершенно не страшно, только обязанностей много, поначалу даже пугает ответственность, но в какой-то момент втягиваешься в работу, уходишь в неё целиком и уже кажется, что ничего лучше, чем быть богом, и придумать себе невозможно.
Дали мне небольшой участок в несколько горных селений: тучи разгонять, болезни отводить, систематизировать и классифицировать молитвы, следить за тем, чтобы не передрались, чтобы песни пели каждый день, роды принимать и так далее. Я с таким азартом взялся за работу, что в моих горах даже нефть нашли и организовали общество поголовной трезвости.
Но с непривычки быстро выдохся, устал и попросился на каникулы. Каникулы мне разрешили и, отпуская домой, предложили выбрать экипировку: шкуру, перья, кожу любого цвета или чешую. От экипировки я отказался, сказал, что пойду как есть. Меня предупредили, что как есть я буду невидимым, как градусы в алкоголе, и беспомощным, как куколка бабочки. Но я настаивал, и меня отпустили с богом. Сказали только, чтобы не ел мясо, не занимался агитационной деятельностью и не выл по ночам на своей могиле, потому что всё это, особенно последнее, впоследствии серьёзно ограничит возможности карьерного роста.
Плана у меня не было никакого, хотелось просто побывать на родине, увидеться с родными, убедиться, что все живы-здоровы и всё такое. К вечеру добрался, иду по проспекту: машины красивые ездят, женщины ходят нарядные, студенты сидят за столиками, пиво пьют. "У нас такого нет", думаю и тут же спохватываюсь: "У нас другая жизнь. Со своими преимуществами и удовольствиями. Например, можно прикуривать от молнии или с ежами разговаривать".
Дошёл до родительского дома, звоню в дверь. Открывает мама. Поседела сильно, похудела, глаза печальные подкосила её, конечно, моя смерть.
Где тебя носило? спрашивает. Мы ждём-ждём, а тебя всё нет. Отец, кричит вглубь квартиры. Ты посмотри, какие у нас гости.
А сама дверь перед моим носом захлопывает и слышу по шагам уходит. Звоню опять. Теперь открывает отец. Тоже постарел, ссутулился по-стариковски, но видно: старается держаться.
Папа, говорю. Это я. Здравствуй.
Здравствуйте, отвечает. Вот только Лёши вашего у нас нет. Не заходил он сегодня. Хотите, можете его подождать у нас.
Хочу, говорю я отцу и захожу. Дом. Всю жизнь тут прожил. И умер здесь. Вот и мои портреты по стенам развешаны. Смешной я был: физиономия дурашливая, лопоухий.
Отец подсаживается на диван к маме, и они молча смотрят телевизор, как будто бы меня и нет.
Мама, спрашиваю я. Можно мне к вам?
Как дует, обращается она к отцу и поёживается. Надо заклеить окна. Кто приходил?
Пенсию принесли.
За какой месяц?
За апрель, кажется.
Мама, я становлюсь между ней и телевизором. Я люблю тебя.
Мама отворачивается к стене и поднимает взгляд к моему портрету. Долго смотрит на него и начинает плакать.
Ну что ты, отец гладит её по голове. Ну не надо, успокойся. Что тут сделаешь... Не надо.
Только за апрель, мама тихонько всхлипывает. Только за апрель, Господи...
Я встрепенулся, хотя на этот раз обращаются не ко мне.
Переключи телевизор, пожалуйста, просит мама, и я послушно переключаю каналы, пока не останавливаюсь на какой-то семейной мелодраме. Родители увлечённо смотрят на экран.
Ладно, я пойду, говорю я им.
Я закрою за вами, встаёт отец. Наверное, Лёша сегодня уже не зайдёт. Простите нас.
Уходя, я целую его в морщинистую кожу щеки, и он закрывает за мной дверь.
Я выхожу на улицу и долго курю на лавочке у подъезда, потом спохватываюсь, что забыл дома свой нимб, и возвращаюсь. Родители уже спят. Я в темноте разыскиваю нимб, который мама заботливо уложила в мисочку с водой рядом со вставной челюстью отца, вытираю его полотенцем и тихонько, стараясь не тревожить спящих, ухожу насовсем.
Раз я был у родителей, то надо зайти и к сестре. Она живёт с мужем и детьми в соседнем подъезде. Звонок у них никогда не работает, и я стучу. Моментально, будто бы меня ждали, распахивается дверь, и мне улыбается сестра, хорошенькая, курносенькая, в коротком оранжевом халатике (хотя я в последнее время путаюсь в цветах может быть, в жёлтом или красном).
Привет, говорю я ей. Ты как?
Сестра смотрит на меня сверху вниз:
Бедненький! Ты заблудился? Голодненький?
Она уходит и возвращается через минуту, ставя передо мной тарелку с молоком.
Пей молоко, пей. Тощий какой! Потерял своих, да? говорит она, пока я лакаю молоко. Бедненький. Какой ты грязный... И ухо порвано. А хвост где? Я бы взяла тебя, но у дочки аллергия на шерсть.
Не ври, хочу я сказать ей. Никогда у тебя не было дочери, у тебя два сына. Не обманывай животное. Ты всегда была врушкой, с детства, просто так, без причины, врала направо и налево. Но вместо этого я говорю ей:
Мур-р-р.
Что? переспрашивает она меня. Что ты сказал?
Мур, я трусь о её ноги и широко, во всю морду, облизываюсь.
Приходи завтра, говорит мне сестра. Я тебе ещё молока вынесу.
Завтра не могу, отвечаю я. Завтра мне на работу. Каникулы заканчиваются.
Что? Что ты сказал?
Каникулы, говорю, заканчиваются, кричу я ей, сбегая вниз по лестнице. Каникулы. Меня работа ждёт. Я теперь бог.
Выскочив из подъезда, я машинально забегаю в подвал, но потом вспоминаю, что хотел ещё увидеться с другом. К его дому можно пройти коротким путём через кладбище, а можно в обход, через пустырь и стройку. Раньше я выбирал долгий путь, но сейчас с кладбищами у меня как будто всё нормально.
На кладбище пустынно и тихо, слышно только, как кто-то из богов негромко воет на своей могиле. Я прохожу мимо своей, останавливаюсь и придирчиво её разглядываю. Мило; скромненько, конечно, но довольно прилично, главное невычурно и без аляповатостей. Вот только не прибрано: наверное, давно никто не приходил; листья сухие валяются, грязные следы, на плите и памятнике белые звёзды птичьего помёта. Надо привести себя в порядок. Нахожу на чьей-то могиле веник, тряпку и тщательно, даже слишком учитывая ситуацию убираю. И, ещё раз осмотревшись, остаюсь доволен.
Очень хочется сесть на свою могилу и хоть немного повыть, но я делаю усилие и иду дальше.
Дверь квартиры друга полуоткрыта, а сам он лежит голый и пьяный на диване: курит и не очень метко стряхивает пепел на длинные уши своего спаниеля.
Ну вот и ты, встречает меня он. А я уже думал, тебя сегодня не будет.
Вот и я, отвечаю. Здравствуй. Зачем ты так напился?
Он затягивается и внимательно смотрит на меня:
Выпей со мной, и протягивает мне стакан.
Не ощущая вкуса, я выпиваю зелёный самогон (а может быть, жёлтый или белый: в последнее время мне с трудом даются цвета) и занюхиваю спаниелевым ухом. Ухо мягкое и тёплое мне тоже хочется такое.
Поговорим? предлагает друг.
Поговорим, соглашаюсь.
Сидим, молчим, курим. Друг внимательно смотрит сквозь меня:
Что-то сегодня с тобой не так.
Может быть, линяю.
Может быть, мой друг всегда был покладистым. А может, это я сегодня не такой.
Может, я тоже никогда ему не противоречил.
Послушай, взгляд друга становится настолько пристальным, что мне кажется: он начинает трезветь. А кто ты на самом деле? Ну, вот кто ты такой вообще?
Вообще-то я сейчас бог, отвечаю я честно. Я ему никогда не врал.
Он пьёт, потом курит, потом гладит спаниеля, потом встаёт, берёт меня за руку и подводит к двери. Наклоняется к моему уху лысому и твёрдому (у спаниеля лучше) и шепчет:
Иди отсюда. Здесь, знаешь, черти водятся. Не надо тебе здесь. Иди-иди, и подталкивает меня за порог. Потом вдруг сжимает мою руку и прищуривается заговорщицки: А я тебя вспомнил, узнал. Ты не думай, что я тебя не узнал. Я узнал тебя. Но ты не беспокойся: я никому не скажу. Иди.
Иду. Собственно, пора возвращаться. Вот только на минуту заскочу к ней, посмотрю на неё, а то там никогда себе не прощу, что побывал на родине, а к ней не зашёл. Хотя и немного страшновато неизвестно, за кого она меня сейчас примет. Путешествуя без экипировки, ничего нельзя знать наперёд: сплошные неожиданности.
Живёт она, конечно, далековато, но для меня расстояния не проблема.
Звоню в дверь. Долго никто не открывает. Неужели никого нет? Звоню, опять жду, а когда поворачиваюсь уходить, из-за двери раздаётся голос, который я никогда, даже в тех ситуациях, о которых мне рассказывать запрещено, не забывал:
Кто там?
Я, отвечаю. Наверное.
Она открывает дверь. Такая же.
Ты?
Я, подтверждаю.
Заходи.
Она обнимает меня:
Какой ты заросший. С бородой. Как у Деда Мороза, молчит. Как же я по тебе соскучилась. Почему ты так долго не приходил?
Я работал, отвечаю я хвастливо. Богом.
Ух ты. Я всегда знала, что у тебя всё получится, что ты станешь тем, кем хотел, молчит. Ты навсегда?
На пять минут.
Как же я соскучилась! Я так тебя ждала! Я знала, что ты вернёшься за мной.
Я не за тобой, я на каникулы.
Разве ты не заберёшь меня с собой?
Нет, я не могу.
Тогда оставайся сам.
Мне нельзя. Точнее мне нужно отпроситься. Но я очень постараюсь.
Я люблю тебя, она целует меня в губы. Больно. Какой ты холодный. Ты не заболел? Давай я тебе померяю температуру.
Не надо. У меня нет температуры.
Я начинаю нервничать, потому что сомневаюсь и не знаю, кого она видит перед собой. Наконец, спрашиваю:
А кто я?
Ты это ты. Другого такого, как ты, не было и не бывает. Ты один, единственный, она продолжает целовать меня. Я всё время о тебе думала, ждала каждый день, боялась, что ты не придёшь, что ты забыл обо мне.
Ну что ты! Как же я мог забыть о тебе?
Мне становится стыдно, что я так редко о ней вспоминал.
Как ты там устроился?
Ничего, отвечаю я. Всё нормально.
Я верила, что ты вернёшься. Не уходи.
Мне и в самом деле пора. Скоро рассвет, и мне надо уже быть на месте, а то хватятся, а меня нет, разговоров потом будет.
Мне пора, говорю я и поворачиваюсь к двери. Передо мной стоит и смотрит на меня в упор хмурый небритый мужчина в майке и кальсонах.
А он? спрашиваю я. Его ты тоже возьмёшь с собой?
Дурилка, смеётся она. Такой же ревнивый. Это же ты. Ты стоишь напротив зеркала.
Неужели это действительно я? Боже мой, как я изменился! На всякий случай поднимаю руку мужчина напротив повторяет мой жест.
А нимб? кричу я. У него нет нимба!
Нимбы в зеркалах не отражаются, она смеётся ещё громче и добавляет: Ты обязательно должен вернуться. Я, когда тебя целовала, забрала твою душу.
Я тоже смеюсь. Никогда ей не расскажу, что души у меня нет: души у нас реквизируют в первую очередь, при поступлении.
Конечно, я вернусь, но ты не жди меня: у нас минуты у вас годы.
Я люблю тебя. Я дождусь.
До свидания.
До встречи.
Я спускаюсь по лестнице. Вслед мне машут руками две фигуры: она и мужчина в кальсонах. Неужто она обманула меня? Или это моя душа в самом деле осталась при ней?
Возвращаясь к себе, я размышляю, как бы так аккуратненько переговорить с нашими, чтобы её действительно забрать к себе. Или мне самому вернуться к ней. Но постепенно мои мысли возвращаются к работе. Сколько всего надо ещё сделать! Нет, всё-таки хорошо быть собой. Мне нравится моя работа.
Но с ребятами я всё же переговорю. При первой возможности.
1999, 2003
Следующий текст
|