Папа, а культурист потому что культурный?
Я открываю глаза и вижу слепящее солнце, речку, за которой вплотную съёжились заросли леса, а по эту сторону луг с проплешиной отмели, на которой расположились мы с сыном.
Культурный, отвечаю я так, чтобы дать Андрейке возможность задать ещё один вопрос, а за ним ещё и ещё.
А почему культурный?
Я молчу. Я люблю подобные беседы с сыном и ценю их. Андрейке семь, и алгоритм нашего общения выработался уже давно: открывать для себя мир он должен сам; моё право направлять его мысль, помогать, указывать путь, но не подавать готовые истины. Я для сына непререкаемый авторитет, но не должен требовать, вещать, наказывать и сыпать откровениями. Для этого есть учителя и книги.
Папа, а он культурный потому что красивее всех?
Зачем вмешиваться, если его мысли и сами нашли правильный путь?
Культура... говорю я тихо и замолкаю.
Папа, я не расслышал. Что ты сказал? Папа! Андрейка подбегает ко мне. В левой руке его лопатка, правая в носу. Папа, я не расслышал. Ты сказал: "Культура это..." Что культура? Культура это красота, да?
Да, отвечаю я. Культура это красота. Но это сказал не я, а ты. Умница.
Значит, темой дня сегодня будет культура. Теперь главное не бросить её на полдороги, не дать разговору свернуть в сторону и увлечься чем-нибудь другим, не менее интересным.
Папа, а откуда берутся мысли?
Ну вот, пожалуйста. Нет, мой милый: культура так культура.
Из головы?
Андрейка стоит надо мной, требуя ответа; безымянный палец его правой руки по-прежнему глубоко в носу. Кстати, почему безымянный? Я всегда был уверен, что в носу ковыряют только указательным. Может быть, безымянным удобнее? Надо будет, когда Андрейка вернётся к своему песку, провести эксперимент.
Из головы берутся не только мысли, говорю. Я вижу, одну из них ты поймал за хвост.
Андрейка недоумённо смотрит на меня, потом понимает, в чём дело, смущается и, быстро вытащив палец из носа, прячет руки за спину.
Что случилось? спрашиваю.
Он стушёванно улыбается.
Что случилось? настаиваю я.
Мама говорит, что культурные мальчики не ковыряют в носу.
Как же я люблю его! Особенно в такие моменты.
А что ещё не делают культурные мальчики? Кушать хочешь?
Не-а. Культурные мальчики не кладут руки на стол. Не пачкают одежду. Не обижают девочек. Не показывают тёте в окно язык.
А некультурные?
А некультурные толкают девочек. Ну там, чавкают, когда едят. Ещё по стройкам лазят и грязные приходят.
А ты каким хочешь быть, Андрейка?
Я хочу книжки всю жизнь читать. Есть такая работа, папа? А-а-а, ты про культурных мальчиков... Некультурным быть, наверное, интересней, но надо быть культурным.
Кому надо, Андрейка?
Сын садится на песок возле меня и задумчиво тянет палец к носу, но спохватывается и отдёргивает руку.
Ну, людям. Чтобы не говорили, что я плохой. Чтобы им со мной было хорошо.
А с некультурными мальчиками людям плохо?
Андрейка долго молчит. Эта мысль, должно быть, ему не приходила в голову.
Да, получается, некультурные делают всем плохо: обижают, дерутся, толкают, не слушаются. Да, папа?
Ни слова. Сам. Чуть-чуть осталось: совсем маленький шаг. Точнее, полтора. Андрейка сосредоточенно думает, копая пальцем в песке.
Папа, я хочу быть культурным, чтобы людям со мной было хорошо.
Умничка! Полшага сделано. Ещё остался шаг.
...с тобой хорошо, отзываюсь я эхом.
Андрейка молчит и разглядывает стрекозу, севшую ему на колено. Он любит ловить стрекоз, но сейчас стрекоза это помеха.
Я резко встаю, и стрекоза испуганно улетает.
Мне с тобой хорошо, сынок, говорю я.
И мне с тобой, папа, подхватывает Андрейка.
Я улыбаюсь ему:
Ты культурный мальчик.
Ну-ка, ещё шажок. Так когда-то я учил его ходить.
Папа, когда культурный, то и тебе хорошо. Надо быть культурным, потому что это всем хорошо: и людям, и тебе.
Это как, Андрейка? я делаю недоумённый вид. Так что, ты говоришь, такое культура?
Культура это когда всем хорошо.
Ну ладно, пусть будет так. Остаётся последняя часть, и тему культуры можно на сегодня закрывать.
А некультурные?
А некультурные, когда всем плохо.
Я взъерошил руками волосы, выпучил глаза и встал на четвереньки:
Я некультурный мальчик, сейчас я стану тебя кусать и щипать, а потом пойду на помойку и буду обедать. У-у-у.
Я наклонил голову и пошёл на сына, боднул его в живот и завалил на песок.
Андрейка счастливо засмеялся и вцепился мне в голову.
А я культурный мальчик, я с некультурными не играю. Папа, ты как бычок или собачка. Гавкни!
Гав! говорю я. Так я некультурный мальчик или собачка?
Ты некультурный мальчик, который бегает по стройкам и помойкам и который стал собачкой.
А кем становятся культурные мальчики? я сам ухожу в сторону от темы, но игра и меня распаляет.
Ангелами, с ходу выпаливает Андрейка.
Интересно, почему? Хочется его расспросить, но мы и так уже далеко не туда зашли. Я встаю и отряхиваюсь:
Я тоже не хочу быть некультурным мальчиком и не хочу становиться ни собачкой, ни бычком... я не заканчиваю предложение и, как могу, тяну паузу.
Ни жучком, ни червячком, ни лисицей, ни синицей, ни слонёнком, ни ягнёнком, радостно кричит Андрейка. Ни собачкой, ни бычком, начинает он снова.
Время собирать камни.
Ни каким другим зверьком, заканчиваю я. Андрейка, почему ты не хочешь быть зверьком?
Потому что я человек. И потому что я культурный. Папа, а давай в компьютер поиграем.
Поиграем, сынок. Только давай прошлую игру закончим перед тем, как начать новую. Давай ты будешь папой, а я маленьким мальчиком. Хорошо? Я становлюсь перед сыном на колени и заглядываю снизу в глаза: А культурист потому что культурный?
Андрейка приноравливается к роли взрослого и степенно, размеренно отвечает:
Культура это когда не зверь, а человек, когда человек делает другим хорошо, и ему хорошо от этого, и ещё... ещё... ещё... когда это красиво.
Я снизу вверх смотрю в глаза сыну. Он думает, что бог это я, а я думаю, что бог это он, и на мне огромная ответственность: воспитать настоящего человека из маленького бога.
Мой маленький, улыбающийся бог фыркает и говорит:
Папа, давай в компьютер поиграем.
Это как? Как в звёздные войны?
Нет, в звёздные войны неинтересно. Давай так: по очереди делать ходы, как в игре. Например, я говорю что-то, а ты должен придумать, как выбраться из западни, и придумать мне западню. А потом я должен думать, как из твоей западни выбраться и тебе западню придумать. Ну как в компьютере. Только никаких звёздных войн, чтобы всё по-настоящему, как в жизни.
Как в жизни? моё недоумение непритворно.
Ну да. Придумаем что-то, как из жизни. Чтобы никаких волшебных мечей и лазерных пушек, чтобы инопланетяне не появлялись вдруг, и не было никаких колдунов, которые тебя спасают. Чтобы всё было, как в жизни. Ну вот как в школе, например, но чтобы это была игра.
Хорошо. Но совместим две игры сразу. Давай будем играть и плыть на тот берег.
Пап, но я же не смогу. Мы же с тобой только до половины речки плавали.
Полречки туда и полречки обратно это целая речка туда, правильно? Значит, сможешь.
Андрейка задумывается: верить мне на слово или подсчитать. Я не хочу, чтобы он мне верил на слово. И хотя дроби мы ещё не учили, тут дело не столько в дробях, сколько в обычной логике.
Половина плюс половина сколько будет? подталкиваю я его.
Ну да. Ладно. Только дай мне фору.
На речке? Когда будем плыть? не понимаю я.
Да нет же. В игре. Пусть у меня один ход будет запасной. А когда мне будет трудно, я его возьму, а, пап?
Хорошо.
Мы заходим в тёплую (даже слишком тёплую, чтобы быть приятной после жаркого солнца) воду и плывём.
Андрейка, ты говорил, играть будем в школу. Начинай.
Папа, ты директор школы.
Тогда ты все ученики.
Как это все ученики?
Ну, раз я директор, то ты будешь всеми учениками сразу. Ты будешь один, но тебя будет много. И ходить всеми сразу, как одним человеком.
Меня много, Андрейка смеётся, и ему попадает в рот вода. Он отфыркивается, выравнивает дыхание и делает свой ход: Тогда сегодня день самоуправления, и директор должен делать то, что говорят ему ученики.
А директор заболел и остался дома.
Папа, ты прячешься, а надо нападать. Вот смотри. Ученики пришли домой к директору и сказали, что в школе пожар и ему надо прийти.
Хорошо, директор пришёл: совсем больной: температура сорок, голова не соображает, руки трясутся, а он думает об учениках: "Плохие, некультурные дети. Обманули тяжело больного человека, заставили прийти в школу".
Андрейка, перебирающий руками по-собачьи, пытается плыть кролем. Это у него получается с трудом, но он отважно сопит и плывёт дальше. Я подлаживаюсь под его ритм, чтобы плыть рядом.
А ученики привели директора на школьный двор, завязали ему глаза, раскрутили его и разбежались в разные стороны. Они хотят играть с ним в панаса. Играй с ними в панаса, директор.
А директор сел на землю и заплакал: ему плохо, у него кружится голова, ему хочется домой.
А ученики сказали ему, что он должен слушаться, иначе они поставят ему двойку в журнал. Папа, ты всё время отступаешь. Так неинтересно. Ну придумай что-нибудь. Ну хочешь, какое-нибудь условие себе возьми.
Какое, Андрейка?
Ну, поставь дерево посередине школьного двора или пусть прибежит собака директора и помогает ему.
А так можно?
Ну конечно, это же игра.
Андрейка, видишь мы уже на середине реки. Не устал?
Не-а. Чуть-чуть. Ходи.
Храбрится. Но я вижу, что плывёт он всё медленнее. Надо сказать ему, чтобы экономил силы.
Хорошо. Двор маленький, а стены высокие и выход только один: через ворота. Директор ощупью находит ворота и закрывает их на замок, а ключ прячет к себе в карман. Теперь для того, чтобы уйти со двора, ученики должны не только сами спрятаться от директора, но и постараться залезть к нему в карман, да так, чтобы не попасться ему в руки.
Папа, а что будет, если он поймает ученика?
Директор выиграет, а ты проиграешь. Конец игры.
Тогда ученики решают сбить его с ног, чтобы он упал, ключ выпал из кармана, они открыли ворота и разбежались, и я выиграл.
А директор перекладывает ключ во внутренний карман куртки, а он у него на "молнии", и застёгивает его.
А ученики все вместе бросаются на него и валят. Директор падает и ломает руку. А ученики завязывают ему верёвкой ноги.
Ну ты даёшь, сынок. Откуда такая жестокость?
Пап, ну это же компьютер, а там всегда так. И тебе так надо. А то ты плохо играешь!
Ладно. А директор достаёт из кармана нож и разрезает верёвки.
Нет, мы же договорились. Никакого волшебства. Всё, как в жизни. Откуда у него нож взялся?
Как откуда? Директор всегда с собой носит перочинный ножик. Он ему необходим: карандаш заострить или бумагу разрезать.
Андрейка, отфыркиваясь, косится с сомнением в мою сторону:
Перочинный? Ну ладно. Тогда он вооружён. И ученики решают убить его. Они разгоняются и бьют его по голове и ногами в живот.
А директор размахивает ножом и отрезает им руки и ноги. Он стал сильным, ему необходимо защищать свою жизнь.
Папа, ну это же нехорошо.
А ногами в живот хорошо? Руку ломать хорошо?
Но это же дети.
А это старый больной человек.
Папа, давай плыть обратно. Я уже устал.
Осталось немного. Меньше четверти. Потерпи. Плыви медленно и регулируй дыхание.
А ученики разбежались по углам и плачут.
А директор идёт на плач, ловит их за волосы и убивает ножом в сердце. Раньше директор работал мясником на скотобойне. Он знает, как убивать в самое сердце. Он убивает детей одного за другим, пока не остаётся один маленький мальчик...
И мальчик молчит, не плачет. Он забился в угол и сидит тихонько-тихонько. Папа, я устал. Скоро тот берег?
Несколько метров осталось. А директор ходит и считает мёртвых детей, а когда он всех сосчитал, то понимает, что остался один ещё.
А мальчик сидит тихо-тихо. Папа, я больше не могу плыть.
Конечно, можешь. Осталось чуть-чуть. А директор знает, что маленькому мальчику нравится маленькая девочка в коротком платье и с двумя косичками. И тогда он находит труп этой девочки...
А маленький мальчик сидит тихо-тихо...
Что же ты не атакуешь?
Я устал, и мне... страшно. Папа, я не хочу больше играть. Пусть будет ничья. Я боюсь.
Вот доплывём до берега, и игра закончится. Чтобы мальчик выдал себя криком, директор берёт труп девочки и разрезает его на части, подбрасывая их вверх. И тогда мальчик не выдерживает от страха и кричит...
Папа, не надо! Пожалуйста! Я сейчас утону. Папа, у меня есть фора. Я хочу, чтобы он потерял нож... и ключ. Я хочу убежать.
Нож и ключ сразу это уже две форы. Одно из двух: или нож, или ключ.
Нож. Нет, ключ. Нет, нож, Андрейка начинает хныкать и беспорядочно лупить руками по воде. Папа, это плохая игра, некультурная. Я боюсь тебя, папа. Папа, так некультурно.
Но ты же сам сказал: как в жизни. Всё как в жизни какие ученики, такой и директор. Ты сам захотел.
Андрейка громко всхлипывает и несколько раз захлёбывается.
Я не хочу, как в жизни, я хочу, как в культуре. Отпусти меня... его, папа. Пусть директор потеряет и нож, и ключ.
Я не хочу быть для сына богом, он должен стать богом сам; пусть выбирает: нож или ключ. Вот уже и тот берег.
Вот уже и берег, говорю я. Перед нами высокая песчаная стена, залезть и выбраться по ней невозможно. Я плавал на этот берег много раз и знаю это. Здесь достаточно глубоко. Поплыли обратно, Андрейка.
Папа, но я же не смогу обратно. У меня нет сил. Я же утону.
Глаза Андрейки широко открыты от ужаса. Он не может поверить, что всё ещё не закончилось и надо плыть обратно.
Сможешь. Я верю в тебя. Я ни на секунду не сомневаюсь, что сможешь. Вот видишь, я даже уплываю далеко вперёд и не буду оглядываться на тебя, потому что твёрдо знаю, что ты плывёшь сзади, ты сможешь. Поднимай нож или ключ.
Я верю, что он сделает правильный выбор, ведь, в конечном итоге, в нашей с ним ситуации от этого выбора зависит его жизнь. Или моя.
Папа, что поднимать нож или ключ? Подскажи, доносится сзади голос Андрейки. Ну вот и славно. Он снова в игре. Значит, сможет доиграть до конца.
Это твоя игра, сынок. Тебе и решать.
Неужели ошибётся? Нет, не должен, это же мой сын, я его растил и воспитывал... нет, не должен. В сердце быстро и остро кольнуло, рукам и ногам стало холодно. Всё-таки это очень ответственный выбор, я так переживаю за сына. Я погрузился с головой в воду, потом с трудом вынырнул и услышал андрейкин голос:
Папа, я поднимаю нож и бью директора в самое сердце. Я не убежал, папа. Я некультурный, папа, я зверь, но я выиграл, папа. Ты проиграл.
Ты умница, сынок, тяжело кричу я ему через плечо. Конечно, ты выиграл. Я сейчас нырну, а ты плыви на берег. Я знаю, ты сможешь. Теперь я это точно знаю.
Конечно, я проиграл. Я проиграл ещё двадцать лет назад, когда в андрейкином возрасте стоял перед пьяным шатающимся отцом, за спиной которого лежала моя избитая и изрезанная в кровь мать. Между мной и отцом тогда лежали нож и ключ: нож, которым отец резал мать, и ключ, на который он запер дверь квартиры. И я тоже решал, что выбрать: отомстить за мать или спасти себя и сбежать.
Давно уже нет ни матери, ни отца, и я столько раз думал о ноже и ключе, столько раз переигрывал ту ситуацию, что совершенно забыл, что же поднял я тогда: нож или ключ. Но это уже не важно; важно, что мой собственный сын поднял нож. Теперь он всегда будет поднимать нож и никогда ключ. Я за него спокоен.
Надо попытаться вынырнуть. Сверху ножом резал реку солнечный луч, снизу матовым ключом шевельнулась спина какой-то рыбы. Весь мир разломлен на нож и ключ, а я так и не могу вспомнить, что же я тогда выбрал.
1999
Следующий текст
|