ЛАЗАРЕВА СУББОТА
Ангел-хранитель больниц и гимназий,
вот твои ветреные хризантемы:
залиты солнцем губернских оказий,
рельсы по воздуху тянутся, где мы
кто это "мы"? неуместные сидни,
прах на спирту, отморозки и лохи:
спим на ступенях, и лествицы сини,
рельсы струятся, и радуют крохи
Трапезы светлой, весны Твоей звенья,
Город в посмертных промоинах зренья
УМОЗРЕНИЕ В КРАСКАХ
Отключиться, все окна свернуть,
проступить, как, не зная износа,
беззаконный тот шёлковый путь:
парадиз, что открылся без спроса
в льдистых красках над снегом по грудь
ВОРОНИЙ ПРАЗДНИК
На мерзлоте в тот день, когда Архангел
благую весть принёс Отроковице,
с зимовья возвращаются вороны,
и назван этот день Вороний праздник.
Там птиц иных не водится вороны,
не ласточки весну приносят в сени
барачного ковчега, извещают,
что кое-где уж вышла из-под снега
земля нагая, как до погребенья,
и жёлтая, как глянец фотографий
с приветами из черноморских здравниц.
Рассыпаны по полу эти снимки,
но дворник их уже не замечает:
сам как ворона в ватнике глядит он
в твои владенья, солнце самоедов,
безумия врата, врата ночные
из ясписа, сапфира, халкидона...
ИЗГОЙ
как будто я с кем-то плетусь по забою
дурной этой кровью колосья марая
и спит, позабыта, повозка сырая
и пашня светил над дорогой любою
как будто я с кем-то плетусь по забою
и всё обретаю, покончив с собою,
а те башмаки я тебе уступаю
ПОЭЗИЯ
Лишь речи глуповатой самарянки
в ответ на ту полуденную речь,
лишь водонос белеет нестерпимо
Бежит вода, чиста после огранки,
а башни Града их не уберечь,
не отстоять им Иерусалима
ДЕНИСУ НОВИКОВУ,
УМЕРШЕМУ НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ
Здесь вместо нот, как древле, Дионисий,
одни крюки да петли наш удел,
но всё ж ни глубина, ни эти выси,
где "самопал"* звучит как "самострел"
Не самопал стоит себе при дверех
кириллица, как встарь: мороз и сон,
и в нём крюки да петли, но не верю:
всё той же веткой снег здесь осенён
* Последняя книга Дениса.
АНАПЕСТЫ ПЕРВОГО ЧАСА
Утро голых ветвей или лебедь-кликун
пропуская сквозь прутья морозный озон
протрубив разорвался на лезвия струн
в бесконвойный рассыпался звон
Не народ-богоносец а лебедь-кликун
ибо мера вещей невесомая взвесь
мусикийских запретных орудий и весь
до кости́ срезан воздух к утру ибо здесь
на дворе сыропустной седмицы канун
и лохмотья блестят на осях лучевых
Ибо лишь замерзающий лебедь-кликун
протрубит эту песнь в облаках кучевых
ТЬМА
и как мытарь тряпьё твоё ветер хамсин
ворошит затмевая снега и конвой
и горит распускаясь в ночи керосин
шелестит накрывая тебя с головой
УЧЕНИЦА
Ты во взломанный склеп привела с собой сад
беззаконный, сырой, охраняемый лишь
светляками да брачным весельем цикад,
и Дорога Живых эта млечная тишь.
Оловянного вербы полны молока,
лепестками усыпанные пелены
чуть видны в глубине здесь, и ни лепестка
не упало с них, видишь? Из той тишины
Пётр к себе возвратился, ушёл Иоанн,
ну а ты всё стоишь, всё плывёт наугад
аромат бесполезный сквозь месяц нисан.
Что ж ты плачешь среди глинобитных оград,
как на известь на эти глядишь пелены?
Аромат бесполезный плывёт наугад,
никому не жена, но ознобыш весны,
ты во взломанный склеп привела с собой сад.
СВИДЕТЕЛЬ
Меняют торжищ выморочный срам
на морок боен истово и стадно,
и зябнет он по-дантовски наглядно,
воронежский миндаль твой, Мандельштам
Упасший лиру в мужеских руках,
ты в сердце века, царствуя над речью,
свидетель, вестник, странствуешь впотьмах,
и посох твой ледащую, овечью
вызванивает явь нечеловечью,
и вот полнеба в валенках, в ногах,
не давит перекладина на плечи
Горит в ночи безгрешного труда
райкома воробьёвского звезда
над гноищем, где влаги не исторгнешь,
горит ребро, и красная вода
сбирается в пробитые пригоршни
ПОСЛЕ ТРЕТЬЕЙ ЗВЕЗДЫ
Вот издан Паунд. Дождь ночной в Нахабино
В полях весенних Орка всё о доблести
На вечери при гаснущих светильниках
Заводит речь; прядут из дыма лилии
Отечество себе, и не источено
Червями днище. Что нам черви книжные?
Вот кость блестит клинком, росой изъеденным,
Твердит: Не только ноги, но и голову
ΑΝΤΙΦΩΝΟΣ
И не забудь, что филолог
по определению друг ο φιλος,
о друзьях же Своих
так говорит божественный Логос,
так Он сказал в одном из апокрифов,
в Одах Соломона: И Я услышал голос их,
и положил в сердце Моём веру их,
и запечатлел на главах их имя Моё,
ибо они свободны, и они Мои
И не забудь: безначально оно, безначально
и потому бесконечно, таинство как бы игры:
во свете Его невечернем вечери наши,
и здесь в свете белой часовни луны:
свете, светящем во тьме над кремнистым путём,
вдоль которого высоковольтная линия
тянется через иссохший Кедрон
ПОЛЕВЫЕ ЛИЛИИ
Крины сельные, трава полевая,
нынче есть завтра
брошена в печь, в геенну,
но Ты говоришь: Посмотри,
посмотри, как волнуется нива, поручик.
Видишь ли ты этот ландыш?
Вот, он кивает тебе. Посмотри
на крокусы и анемоны, на маки
маки в полуденной каменоломне
у Эфраимских ворот,
вдоль дороги в Эмаус, в Дамаск
СМЕРТЬ АВТОРА
А смерти автора, кстати,
радовались и раньше: один иерей
врал о похоронах Лермонтова:
Вы думаете, все тогда плакали?
Никто не плакал. Все радовались.
Что нам до поля чудес, жено?
но спит земля в сияньи голубом,
те залитые известью ямы шаламовские,
ученики в Гефсимании (в паузе слышно,
как в детской дребезжат стёкла вослед трамваю)
есть, пойми, узкий путь,
узкий путь, а с виду безделица:
звон каких-нибудь там
серебряных шпор, когда ни одна звезда,
когда звёзды спали с неба как смоквы,
и небо свилось как свиток, как тот суда́рь,
и лишь тахрихим, та холстина в опалинах
(в паузе отрывок блатного шансона,
проехавший мимо), и подумать только:
какой-то там фотолюбитель,
какой-то Секондо Пиа
СИНДОЛОГИЯ*
112 борозд от "бича, наводящего ужас",
30 точечных ран от терний, округлая рана
между 5-м ребром и 6-м; сукровица, вода
и пыльца, занесённая ветром ночным
из пустыни Негев или с берега Мёртвого моря:
Reaumuria hirtella, Zygophyllum dumosum
* Наука о Туринской плащанице.
КОНЕЦ РЕЛИГИИ
зрения створки промытые,
и не нарядный, из хвои, вертеп,
а сама та пещера, ясли, пелёнки
не софринский фимиам, а осколки твои,
повивальная тьма, аромат
алебастровой склянки твоей, Мария...
ЛУНА МЕЛА ГИБСОНА
Фильм о Пасхе Распятья "Passions of the Christ"
снимался зимой: луна над садом Гат-Шеманим
белела над окрестностями Матеры;
не в зелень иерусалимской весны
одета была Гефсимания, но вопрошала,
как Иова Иегова: Входил ли ты в хранилища снега
и видел ли сокровищницы града?
Кто проводит протоки для излияния воды
и путь для громоносной молнии, чтобы
шёл дождь на землю безлюдную, на пустыню,
где нет человека? И луна над югом Италии
белела как жертвенный камень в Вефиле
Благословен ты, Господи, Боже наш, Царь вселенной,
мыслил в сердце своём Каиафа (Маттиа Сбраджа),
благословен за плод лозы виноградной
и за хлеб, изведённый тобой из земли,
за горькие травы и эту луну,
под которой что было, то и теперь есть,
и что будет, то уже было,
и Ты воззовёшь прошедшее,
истребив сбивающего с пути, совращающего
да погибнет память его! людей Твоих Израиля.
Тридцать, Иуда. На этом сошлись мы
(судный нагрудник к нему прикасается длань
архипастыря судный нагрудник
с рядами камней, с именами Рувима и Симеона,
Иуды и Левия, Вениамина,
Иосифа и Ефрема, Манассии и Завулона,
Гада, Дана и Неффалима) и ты
(жест в сторону экс-казначея Луки Льонелло)
Не Сам ли Ты, Господи, разве не Сам,
вопрошает он пламя пасхальных жаровен,
заповедал нам чрез Моисея
не жалеть и не прикрывать
отвращающего от Тебя народ Твой?
А деньги при чём тут деньги?
Что вы смотрите так,
будто все вы здесь первосвященники?
Пальма осанны на каждом из шекелей,
надписанье и храм, который бесчестят
И луна над зимней Италией
белела как чаша Грааля над Гротом агонии;
ветка маслины в саду на переднем плане
висела колючей проволокой, звёзды
стражи святыни, небесное воинство,
звёзды спадали с небес, расхаживали по саду:
жёлтые космы пламени, ру́бящие синеву
синеву Караваджо в скандальной ленте
австралийца из Голливуда
ИКОНОГРАФИЯ 15/28 АВГУСТА
север и смерть или просто
солнцестояние вод
в венецианском стекле
полярного круга: Ангелы, Силы
как по воде расходящийся круг
и золотой сухостой удлинённых фигур
учеников у одра:
так свечи, теснясь на каноне,
гнутся от жара, и видишь сквозь воду
север и смерть,
облака́ или белый хитон
ВОСХОДЯЩАЯ ОТ ПУСТЫНИ
Не Саломея, нет, соломинка скорей,
просто соломинка с улицы Клязьминской,
не Люська в общаге с зимним
северным солнцем, словно расколотым на
крылья стрекоз, не нагая плясунья
былинка Иезекииля: сын человеческий, оживут ли
кости сии? я сказал: Господи Боже...
Я ему говорю молодой такой, русый-русый!
я ему говорю: ты бульон-то попей, пока он горячий,
а пирожки потом съешь, и не ходи к баптистам,
зачем тебе? Здесь, прямо по Урицкого и налево,
и ещё метров сто и снова налево, у Макдональдса,
бывшее трамвайное депо, да ты знаешь, наверное,
церковь там восстанавливается, как же её?
Дмитрия Солунского, кажется, да, Дмитрия Солунского,
это там мне сказали, что радоваться нужно,
а не об исцелении просить, помнишь, рассказывала?
так вот, я ему говорю: ты сходи, сходи туда,
там бомжам наверняка работу дают:
снег убирать, лёд колоть, да мало ли что?
сходи, говорю, а он мне: ты ангел, да?
Ангел, а кто же? Не Саломея на пиршестве
29 августа / 11 сентября, не Суламифь,
восходящая от пустыни как бы столбы дыма,
окуриваемая миррою и фимиамом, восходящая
как бы столбы дыма котельных, как бы
сполохи, тропы оленьи, оленьи глаза мерзлоты,
не европеянка нежная просто Россия,
просто соломинка в неугасимом огне Его
И сказал мне: изреки пророчество
на кости сии и скажи им: "кости сухие!
Слушайте слово Господне!"
Так говорит Господь Бог костям сим:
вот, Я введу дух в вас, и оживёте.
И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть,
и покрою вас кожею, и введу в вас дух,
и оживёте, и узнаете, что Я Господь
А что, тридцать лет осталось, ну, пятьдесят
по самым оптимистичным прогнозам,
вставляет отец Андрей, разрезая
фаршированный рисом с морковью
постный перец, профессор Осипов
семинаристам на лекции об Антихристе
так и говорит: вы, мол, сами его увидите
и с хоругвями встречать выйдете
Отец Анатолий, вам чай или кофе?
Компот? А вам, отец Константин?
Тридцать лет, пятьдесят ли, пока
властью мне данной, расскажу тебе, как
разгоралось неделю назад, блёкло и снова
появлялось то здесь, то там,
молоком убегало, ходило за мной по пятам,
колыхалось лучами зеленоватыми,
как соломенный смутный навес на ветру,
сияние в Салехарде
ПАРАСТАС
Парк ли это стоящий по плечи в крови,
Свет ли сделался почвой той красной землёй
Из которой и взят он, скудельный сосуд:
Распадается чаша сохранно вино.
|