Блудный сын
лепетание бабьего радио в парке
в уцелевшей его сердцевине
ради Бога послушай:
Отец повторяется в сыне
только блудном
и там
на задах кочегарки
эта встреча на ящиках сидя
слыша ветхое радио скворчущее в глубине
о налогах о жертвах о всякой и всяческой сыти
косит мизерный дождик по всей ненасытной стране
и голодному слуху далекая музыка брезжит
Ученик Мастера
семижды десять лет как бы не здесь ни в чем
вращаться в чашекупольных пространствах
шестиметровой комнатки с окном
на Троицкий собор охваченный огнем
(О, треугольное господство Красных
над Белыми!)
потом ученики
пронизанные клиньями заката
один из них партейный, из Чеки
ну да неважно если дело свято
и он уверует и он поймет когда-то
что рукотворный мир восстав из-под руки
вооруженный мелом и углем
преображается
и те не виноваты
и эти все-таки не правы.
и все мы тени слов
доносится псалом
Пятидесятый в День Господней Славы
и Троицкий собор охваченный огнем
вливается в мои глазницы
когда он явится
когда ему откроет
соседка и окажется что я
здесь не жил никогда
Сильные песни
ах, да и не было не было в нашем обычае
сильные песни пускать по семейному кругу
пели другие колхозники или рабочие
пели по радио, правильно, через тоску и натугу
переваливши а наши сидели не слушая
и не убавляя звука... иссякли еда и питье
люди служивые тихие, годы наверное лучшие
но чья же там все-таки родина? исчезновение чье?
Полезные земли
хром никель марганец каких еще земель,
повсюду истощающихся, голос
не источает на сомнительных глубинах!
тектоника разваленных семей
имперски-хищный гладиолус
цветет в расщелинах лабильных
средь ящериц и первозданных змей
здесь люди словно гористый ландшафт
ночами им какой-нибудь невзоров
мерещится и отворяет клады
о, страшные сокровища лежат
в подземных пазухах застенных разговоров
в лакунах Камня-Петрограда
хром никель марганец...
К Царственной Трапезе
сумерки целыми днями... а всё про еду про еду
полчища слов расположенных в полном порядке
вот и свобода, последняя в этом году,
скоро закончится под Рождество ли, на Святки
из дому выскользнув и по молочному льду,
легкого голода вкус тошнотворный и сладкий
чувствуя, может быть, я и приду
к Царственной Трапезе но опоздав, на остатки
Суперкнига
дисней невыключенный в комнате старушечьей
и все что недосмотрено что недопрожито
и все что на нее как заново обрушится
как затопочет как застроит рожицы!
что с этой делать ей цветастой мешаниною?
среди подушек и салфеток вышитых
царила тишина семиаршинная
ну в лучшем случае кулек помятых вишенок
так бережно ссыпала в блюдце чайное
и косточки в кулак и душно с мухами
а если слово слышала случайное
то перекрестится и Бог с ними со слухами
но Боже ей теперь от мельтешения
где что-то шумное безвидное невнятное
не оторваться и лицо без выражения
лицо и то пошло цветными пятнами
Из угла
тебе не кажется: всего настолько много
что мы здесь лишние? об этом только дети
догадываются да и не могут
ни рассказать на что они в обиде
ни что-то связное ответить
когда их спрашиваешь но пусты глаза их
как помнишь? у немецких кукол
обобществленных, голых, без хозяев,
и в наказанье выставленных в угол
Глазами детей
как в омут канули движения души
когда упала тень великоросса,
коломенской версты, и сколько ни спеши
сюда же и вернешься, под колеса
тех маслянистых рек, тех едких деревень
где изначальная господствует усталость
и лица стариков съезжая набекрень
свидетельствуют, что ни старость
ни ожидание кончины живота
но что-то есть и пострашнее
в глазах детей, как в омутах, куда
все втягивается, кружась и столбенея
Столбняк в пустыне
столбообразный смерч Великой Распродажи
кружи́т по комнате не замечая стен
откуда смотрят смутные пейзажи
эскизы для библейских сцен
рука изображенная по локоть
поодаль кисть ее лежащая на том
чего не ухватить не вырвать не потрогать
но что, отчетливо присутствуя в пустом
углу, сопротивляется сангине
и отворачивается лицом к стене
чтобы я чувствовал рождение Пустыни
где смерчевый столбняк приблизился ко мне
пошел, пошатываясь, конус ненасытный
увенчанный воронкою бесстыдной
В перспективе губернского расстреляния
слабогрудые, вынужденные копить
серебро дальнозоркости раннее
на извозчика: доски под градом копыт
и прикушенное расстояние
между арками... Своды Законов... корпит
вопросительный письмоводитель следя постоянное
обращение времени в дальней мишени орбит
в перспективе губернского расстреляния
у Законов же оных приложенных к теплой щеке
семидневные злые щетины
вот они и щекочут
и за ватной спиной впереди себя, на облучке,
даже весело ехать по ветхозаветной пустыне
подмороженной, в россыпи волчьих отточий...
В ожиданьи латгальских коров
в ожиданьи латгальских коров,
по Иосифу тощих, из тусклого чрева Двины
мы живем на границе голодных и сытых миров
всё живем еще хоть не должны
по ненужному полю грядут
безграничные волны холодной погоды Патруль
перекроет шоссе Вот и все Остановимся тут
у шлагбаума с номером "нуль"
от которого новый отсчет
начинается будто бы вниз или вверх
расстояние, став на попа, убивает закат и восход
и сливает неделю в единственный Чистый Четверг
чтобы времени вдосталь хватало прощать
эту вечную скудость, что не прекращала тощать
Пробка на Яузе
Яуза. Кошкодавильни. Собакодробилки.
Транспортный фурункулез
Мысль извивается онемевая в затылке
Пробка. Стоим. Остается вопрос:
как, монастырский обрыв огибая
снизу, по серной дуге,
не проломилась еще мостовая
мост не обрушился, не раскололся в тоске
череп великого города? По мозговитым ухабам
тряска. Сворачивая, вползти
неосвещенными съездами старомосковским нахрапом
на́ холм, на плешиво лобной кости
и я уже дома, ну рядом хотя бы, ну возле...
если отсюда вглядеться увижу Кремлевские звезды
На референдум
Запад, говоришь, форель? под форменной фуражкой
человеческое, говоришь, лицо
все в коросте, в морщи? все еще древляне
поутру нечесаные бо́сые... Крыльцо
Дымка
За последней трехэтажкой
поле, кладбище с фанерными кремлями...
Крестятся позевывая
Тяжкой
сходят поступью
Сарай
Сначала колесо
пхнет: накачано ли? туго ли? не спустит?
а потом уж остальное...
И очнулось племя найденных в капусте
выращенных на солдатском перегное
допотопные выруливают "нивы"
на проселок с пятнами асфальта
в день голосования дождливый
в еле наступающее Завтра
Сестра четвертая
куда ни сунешься везде журнальное вчера
чего мы ждали жизнь перевернется
когда Четвертая, из чеховских, сестра
пройдя и лагеря, и старость, и юродство
таким заговорит кристальным языком
что и не повторить? но только нёбо ломят
студеные слова несомые тайком
весь век во рту и век уже на склоне
почти что за бугром... а чтоб казались выше
соборы вдавленные в холм
на них вернут кресты, им позолотят крыши
на них рабочие рассядутся верхом...
вы, муравьиные строительные птицы
прибавишь резкости отброшенные в даль
где мир микроскопически мельчится
и проясняется настолько что не жаль
ничуть мне прошлого
Перед обрывом
и Московский период истории перед обрывом
на краю Депутаты, Народ хоровой, нестройный
инородцы мешаются в толпах... Душа неспокойна:
колбаса ей мерещится, этот синоним счастливой
человеческой жизни.... Белуха или Беловодье
а на пробу один Беломор
о такой повествуют бескрайней, безгрешной свободе
о такой голубиной, такой откровенной, в упор
нелюбови к себе... Стервенели мы перед собою
так нельзя ненавидеть врагов!
И Московский период закончится только любовью
вопреки очевидному ходу без горечи и катастроф
Среди иллюстраций
шелковистые трубные шеи коней боевых
сколько боли и света и ржанья!
сколько мускульной жизни, в какой не обвык
жить на грани жестокости и обожанья
молодые народы приходят сюда по утрам
и стоят на рассвете леса прямодушные копий
в иллюстрациях к рыцарской повести, окровавле́нной от ран
и червленых щитов и защитной тоски по Европе
наконец-то развернутой фронтом, во всю ширину
обозримого неба... О чем говорил Чаадаев
совершается нынче: я вижу иную стену,
чем Берлинская, или границы Китая
обводившая некогда но многоцветная рать
заняла горизонт, и атласные кони играют
Что рифмовалось
Под рифму ставили: душа, духовный, Боже
и вроде бы сходило с рук
пятно чернильное, обмылки мертвой кожи
но клякса, как расплющенный паук,
ныряла в раковину, по эмали
разбрызгав лапки... Приходил ответ
из толстого журнала, что не ждали
такого уровня да к сожаленью, нет
ни места ни цензурного согласья
и ставили под рифму, под Господь,
для связанности и разнообразья
частицу уступительную "хоть"
предполагавшую любые обороты
с оттенком жалости сукровицы грязцы
в надежде что когда Последний Час Природы
пробьет не всякие часы
покажут полночь или полдень
Последний решительный аккорд
есть несколько: езда в автомобиле
с тридцатимильной скоростью, вокзал
с оркестрами, отдача Цеппелина
под разноцветную ружейную пальбу,
спуск "Петропавловска" (шампанское и речи)
и тоже любованье лошадьми
покрытыми попонами, плюмажи
покачивающими над гражданскою толпой
есть несколько решительных аккордов
давно уже умолкших я застал
последний: это храм библиотеки
с дубовой балюстрадой по стена́м
на высоте почти не представимой
но стоило подняться и внизу
откроется подобие парада
неугасимый строй ряды зеленых ламп
расставленных попарно в три шеренги
и все они зачем-то зажжены
готовые к церемониальной Встрече
кого? еще узнаем, подожди
Пока мы изобретали рай
когда мы конструировали Запад
на сорока внутрисоветских языках
как некий Рай в эоловых руках
как Ханаан, какой не занят
никем и только нам обетован,
мы видели египетские казни
вокруг себя, но жили безопасней
обломова: схожденье на диван
святого духа с эмигрантским чтивом
портрет набокова с пурпурною каймой...
когда ходил Господь по нищенским квартирам
и призывал на родину, домой
в Европу, в Индию ли, в Палестину,
где пуп Земли, а мы всегда не там...
Проект
прошепётывая пробуркивая проборматывая
вечно ясное классическое зданье
разделенное и натрое, и надвое
вертикалями и горизонталью
обретаясь между Схемою и Месивом
в промежутках между мясом и костьми
в постоянном напряжении ремесленном
в нескончаемом распаде на куски
я Проект, одновременно строимый
и с такой же методичностью разваливаемый!
мы живем ты говоришь после истории
в поле где стоят одни названия
в чистом поле добавляю по эпитету
можно ли судить о состоянии
воздуха воды геополитики
вечно ясного классического здания,
уходящего корнями змеевидными
в дикие черноты и тектонику
двигаемую под руинами
на окраинах в Армении в Эстонии?
можно, видимо... Прошёптывая проборматывая
слышно все, как в золотом сечении,
в каждом уголке и в каждом атоме
трепет выпрямление свечение
Продолжение книги
|