Харьков: kntxt, 2018. ISBN 978-617-7390-98-4 66 с. Книжная серия журнала "Контекст". |
Есть знаменитая формула искусства: "прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен" (В. Шкловский). Денис Ларионов в своих стихах, кажется, следует этой формуле буквально, максимально замедляя читательское восприятие странными оборотами, непростым синтаксисом и ускользающими референтами. Вглядываясь в замедленные планы его стихов, постепенно понимаешь, что главным объектом речи Ларионова является сама речь, ее процесс. Разнимая речь на молекулы эмоций, телесных движений, лингвистических и прочих терминов, Ларионов незаметно разрушает то, что он называет "машинами" а Шкловский автоматизмом восприятия и "выводит слова из берегов". Явление телесной, осязаемой и ощутимо болезненной ткани языка вот важнейший, хотя и не единственный, результат поэтического эксперимента, проводимого Денисом Ларионовым. Марк Липовецкий, О разъятой речи, о белом шуме неназваного отказавшись от терминологии бессознательной, терминологии ассоциативной, заимствую максимально приближенное определение из иной критики. Денис Ларионов пишет о теле в разрезе, пишет о шуме новой музыки, сам графический рисунок стихотворений напоминает нотацию Джона Кейджа. Нойз как вмешательство фрагментов отчужденных высказываний, невольно возникающих аналогий и ритмики: подобные "случайности" не адаптированы к поэтической речи, и в то же время не используются как превалирующий прием. Чистота шума, интерпретационная свобода, уводящая от техники письма к предполагаемой технике прочтения. Возможно, впервые субъект в действительности не доминирует над нойзом, не превозносит, но и не искажает шум изначально неприсущими ему версификационными коннотациями. Особенная острота зрения и неизбежная уязвимость, одиночество увидевшего. Новая книга Ларионова не только объединяет его собственные тексты, написанные в разные годы, но и определяет дальнейшее движение близкой Ларионову поэтики. Анна Грувер (Харьков Краков), |
Август Темнеющий воздух, опрокинутый в горло, взбившее множество Вторая волна заключает в объятия словно в машине, вспыхнувшей * * * Немедленно выскользнул, выразив многое из того, в пыли, ингалятор в левом кармане. Шелестящий пакет * * * Ближе, но и Я король статики, Чтобы потом зачеркнуть. «Там, где...», но и какая горькая латынь латынь внутри внутри меня горит в полиэтиленовом покое. * * * Ненадёжна инстанция узнавания. След, что оставили на негативе пейзажа, На улице Первого Мая. Необходимо усилие чтобы множество гладких частиц Возвращаясь назад. страха: ты, алгоритм обгоревший, соткан из умолчаний, Умом усечённым тинейджер занозы не вытащит. Если ему разрешали на это смотреть. Головокружение Фатализм тело тонкое рвётся Здесь не в пейзаже плавание до крупиц истонченный сложный симультанно размазан Тело тонкое рвётся где же твой автострах острый или нет вялость апатия Здесь на вершине Чейн-Стокса Несчастному сознанию Таким образом, артикулируя негативность автоматически устраняя Это проза микросюжетов смотрите цитату внутри Брошенный выдох был равен себе, словно фабрике с И последнее: на странице 17 автостоянка и Mother- Белая пытка gra Zbigniew Herbert Отпустив дыхание шорох медленных, скольжение адаптивных кровоточат губные спайки. Ничего не получится. Нет. Мышечный штурм и почти не болит шрам, Имен собственных. Насекомое зрение зажимает в тиски. Памятливый демон скользит по нейронному льду * * * Бессобытийный сон вытолкнул Разделил территорию на четыре неравные части. «Посмотри на столе» тело телу в коробке для В рамках схемы повествования утра * * * Отбываю с вокзала, мне на одежду Сейчас унесут этот мир. Здесь, здесь и здесь без свободных частиц я, не-я Сгореть, наконец. Пассажир номер девять в открытую воду на полном ходу. Минус двадцать по вертикали: сжимает? саднит? медлить? неметь? Насквозь продувает безальтернативную * * * Потерян на краеугольных улицах одного из городов Восточной Резоны «Осколок. Один. Не в кармане» нетрудно, почти невозможно, Напротив, вдыхая. По всей ширине. Каждый шаг. Чтобы было. Но возникает возможность. На выселках зева, на обочинах губ. Без понятия. Если бы рваный сосуд. И как им легко говорить. О том, что потеря- * * * Исключительно ослепление откликается мусор мозга на Две идеи пропали гибельных. В ожидания вывиха гильза из * * * Корпус вывернут потому что предел отодвинут в объятиях марта Только этого недостаточно. На неровных границах (см.выше) сплетаются труднодоступные модусы патрулируемый машиной глотка. Casus О чём: всё о том же Бесконечна дорога из душа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . kief катастрофы в пути под рукой я * * * «Что делал?» Нет. * * * Помнишь, Пятница О(I)Rh+, курортный дом в хвойном выломке? Пыльные скачки навигации в тисках перспективы, мускульный строй? Ганс Касторп не успевает досмотреть сводный чарт из-за помех. A будущий мертвый в памятливом меду «могу говорить» говорит сжимая 1999 в подболевающей левой ладони. Track#3 Резкая На Сколы остойчивых сочленений Скользкий ожог упреждающих локтевых прикосновений * * * По разбегающемуся |
* * * надломившись к полудню, на северной стороне. Голова, говорю, надломившись ветер сменил направление теорема приятеля: борт опрокинется в левостороннюю атмосферу (шоссе? объездной дороги?) Обжигает сетчатку ветер, вызревший на ничьих землях. Нить соленой слюны, прошитой выходным воздухом. Песочная крошка в смертной ладони. «Ничего страшного» думает о войне как о работе мышц. * * * Выдох сегодняшней речи. «Хочешь» сжимая язычный корень, остывающий крепкой слюной на переломленной в конце прошлого века дамбе. Там, где спалились двое тинейджеров взвесь сожженного в протоке пятницы сердца. Да, костный случай, * * * «Помогите найти» в истекающем воробьиной сворой скользком подшерстке День Подрезанной Жилки. Ссадины, кровоподтёки результируют встречу с непреодолимым Сквозные ранения. Можно было предвидеть. Пробита, Женя, индексальная мышца Жизни, подвешенной к верхнему ярусу проносящей себя сквозь пиксели кроны машины. Тебя никогда не зацепит это движение. «Sombre» Grandriex Экспозицию слизистых тел обнаружил на Подобны кровотечению. Впрочем, только сегодня Недоверие без комментариев из произвольного ряда * * * Тинейджеры, пересекали границу, истончающий буквы кусок островного льда. пропустившему воздух через сплетение неочищенных тканей. Диагностика Тогда как в пыли задохнулся любитель скейтборда. Отвратителен в безответном стремлении перепрыгнуть в регистр объектности. В рамках места вещей, принадлежащих отказу, ответил расстройством всех свойств в идиотическом море. Это тот океан, что над нами? В ощущениях, данных глупым партнёрам. Отёк, заключённый в подмышечной впадине. Сухожилие откровенно рассечено, словно идея руки. Опыт подробной работы особенным образом невыговорим. Medea for example Что происходит с твоим телом сейчас спросила она надавив на рукоятку А сейчас оставив рельефный след бликующий на составленном Ну а сейчас в раскаленном вчера опрокинувшем нас в нитяной Why not mermer рубец? рельефный след? так параллельно застывает или под недалеко от в том числе от сомнений в его тесном 100 ┬ в уме Almost Jason костный пейзаж в сшивающих воздух железных лесах они выставляют простые движения вперед они очень хотят * * * Пятница, обтекаемый вопиющей последовательностью элементарных событий, В какой-нибудь понедельник или четверг. Зацепившись воротником за предвоенный выступ на бесконечной улице Мира, Чьи это наши, 4276 **** **** **93 или 4276 **** **** **69, |
И тени Свалявшись в ничьей земле перекрестка, обжигает несложные Стыкующий эти слова. Под затылочным потолком. * Гул, На обочину, через колено. «Непонятно зачем» * В противоположном рукаве подземного перехода Как дела? Кожистый хлам. * «Почему бы и нет» среди иглистых местоимений, отправляющих * «Дыши ртом» по рваному контуру на острие инцидента, скользнувшего за кромку радужки: жертва плохой истории промерзает насквозь и, голая шерстяная утром сюда не вернется. * Протяженная сила прикосновения: пленка воздушной разметки, Дальше кожи кротовые норы, подгнивший Перемещающий «скажи что-нибудь» по щелочной траектории. * Мускульный пассат обтекает костный бисквит, кровоточащий Нет, март. «Лишь призраки» смерзшиеся в фотографию. В грядущий вывих. * В долине номинатива регистрирую новый аккаунт, но * * * Некто спешно вдыхает Некто здесь я: опрокинута * * * Выпавший спешно снег наполняет еще один понедельник. Но тает ночью, чтобы во вторник вернутся в холодное горло земли, на тупиковые планеты. Словно кашбэк, снег покрывает остаток октября (или другого месяца, но это не важно). Причем мир, стертый новый маршрутом, нет, не изменился. * * * На остывшей платформе отдавшие голос, Свидетель разлива реки, в районе слепого пятна. * * * Вереница утренних пассажиров расклеивается, так сказать, в вопросительном свете, * * * «Помыться перед войной» под моей кожей. Распределяя гранулы битого воздуха <...> «Не бери в голову» в сухом остатке островного сознания. Тело разбито в осколки. 2014 * * * ...И оно было кашель разорвись в напряжении, На обратной дороге во рту железится слюна кажется, нет и на выдохе Комедия Отметить наличие фабулы, третируя камнем остатки Untitled М. приближается, переступив через труп М. Гартман Смерть студента За чертой города найдено тело, растерявшее шлейф уловок. Всем погибающим Некто выгорел полностью и отправлен, Крах несносной конструкции, ископаемый смех и |
Один из главных вопросов этой книги возможность перекомпозиции ключевых измерений лирической речи: внешнего и внутреннего. Пожалуй, самый запоминающийся эффект стихов Дениса Ларионова постоянная дезориентация по поводу отнесённости фрагментов читаемого: кому или чему принадлежит тот или иной фрагмент этого опыта? Слизистые погружены в рельеф, а автотрассы и парковки проходят "через сердце поэта" не в переносном и давно стёршемся смысле, а в самом прямом. Эта виктимность человека и мира по отношению к друг другу или, если угодно, тотальная пронзённость всего всему, ставит перед предельно конкретной лирикой совсем другие задачи: как вобрать в себя опыт ежесекундной катастрофы, которой оборачиваются социальные интеракции, и при этом не "влипнуть" ни в риторический огонь витийствования, ни в цинический холод безоценочного регистратора. Третий путь кажется невозможным, однако именно таким маршрутом движется эта книга за горизонт невозможного, к новым территориям себя и иного. Иван Соколов (Санкт-Петербург Беркли), |
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
Денис Ларионов |
Copyright © 2018 Денис Ларионов Публикация в Интернете © 2021 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |