Сопротивление поэзии: Изыскания и эссе. СПб.: Борей-Арт, 2001. ISBN 5-7187-0315-9 Дизайн обложки И.Панина, фото Ольги Корсуновой. С.5-6. |
Предисловие предполагает некий взгляд извне, поверх именно поэтому так трудно писать предисловие к этой книге. По отношению к ней не может быть никакого "поверх", ибо она сама представляет собой набор языковых поверхностей, мембран поверхностей рассыпания, забвения, траты, угасания голоса или вдруг возвышения его к непристойному крику. Поверхностей встречи например, встречи Введенского и Бланшо. Поверхностей вопроса например, неуничтожимого вопроса о том, как вообще можно писать после: после тех же Бланшо, Введенского, Батая, после погибшего Васи Кондратьева. И вопроса о том, что есть это "после", в котором странным образом соединяются наши фантазии, восхищение и память и какая-то непонятная, неангажированная, не имеющая адресата ответственность. Мы вынуждены слиться с этими поверхностями, обнаружить себя в том, казалось бы уже многократно проясненном до нас, месте (именуемом, скажем "литературой", "Петербургом", "сообществом друзей"), которое однако неуклонно переписывается, переопределяется, перечеркивается, тем самым превращаясь в собственное, уже ни с кем не разделяемое место автора, окруженного "негативным сообществом" тех, кто, по выражению Батая, "не имеет сообщества". Тогда мы обнаруживаем себя на границах языка, побуждаемые "разделить их между собой и другим, между собой и собой", внутри письма, движимого не аутизмом, не поисками интеллектуального престижа и даже не эстетическим наслаждением от оставляемых им конфигураций, но расчерчиванием и стиранием; не упаковкой фигур до плотности персонажей, но их разоблачением, порнографией самих исчезновений, жестом оглядывающегося Орфея, облаком осыпающейся пудры. Это чтение, которое можно представить себе только как непрекращающуюся проскальзывающую остановку: некто вроде Пушкина в пальто и шапке, остановившийся у "намыленной проруби", неподвижный Кириллов с "намыленным" пистолетом между стеной и шкафом, луна, запутавшаяся в рогах Актеона. Вслед за автором мы вынуждены принять риск оказаться "чрезмерно серьезными", а, следовательно, "смешными" смешными с точки зрения той усредненной, нормализованной, реактивной "актуальности", у которой всегда есть наготове маски подмигивающей иронии, молодежного стеба или, скажем, толерантной корректности. |
Начало книги
"Сопротивление поэзии"
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
Александр Скидан | "Сопротивление поэзии" |
Copyright © 2003 Юрий Лейдерман Публикация в Интернете © 2003 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |