М.: ОГИ, 2005. ISBN 5-94282-318-9 72 с. Обложка М. Авцина. Книжный проект «Сопромат». |
Ну вот, представим себе обычный день, из тех, что знакомы любому жителю зоны рискованного земледелия, 256 градаций серого, прохладно, уже, скорее, холодно, вероятно, осень. Город, конечно, неважно, какой. Люди, троллейбусы, ровное небо, красок почти никаких нет, да и откуда бы. Иногда моросит дождь, но едва-едва. Идешь по городу и бормочешь про себя что-то: слова, фрагменты, они выстраиваются в какие-то недолговечные ритмические конструкции на прерывистом дыхании, на сбивающемся ритме шагов, постепенно укладываясь в танграм, получаются бумажные существа; сложишь немного иначе получится кто-то другой. Дунешь они оживают. Ну и что изменилось бы, изучай ты Здесь не будет фразы о том, что это спокойствие обманчивое. Нет, оно совершенно настоящее и тем оно важнее. Все, что происходит в текстах Евгении Риц, происходит в обыденном мире, в середине дня, такого как в первом абзаце, вечером того же дня, на той улице, которая каждому из нас знакома до мелочей. Эта скупость на краски, отсутствующие "в каталоге средней полосы", очень привлекательна наверное, потому, что на ее фоне виднее мелкие, неожиданно яркие детали, которые, собственно, только и важны: Девочка-продавщица тонконосый смешной тотем Внятная негромкая речь, чередующая два основных сюжета. Первый о трансформации существ и предметов, о том, как кости становятся мелом, а смерть превращается в небольшую птицу и вьет гнездо на затылке; метаморфоза происходит мгновенно, на протяжении одной строки и как-то буднично: смотришь, а все уже переменилось, всего чуть сдвинулось вроде, а уже не узнать. Второй сюжет о теле, которое автор видит отчужденным взглядом. Подтягивать к животу / как колени колкую немоту. И тут ничего уже нельзя сделать, Не только немота становится частью тела, но и усталость превращается в совенка, живущего в хребте, а перо в боку не жаргонизм, а ощущение птицы. Человеческое тело в этих текстах толкается и разговаривает как-то само по себе, изнутри, в нем на равных живут качества, состояния и органы, эмоция получает прописку в анатомическом атласе, застенчивое нечто шевелится, речь дышит хлебом. Ключевая функция тела дыхание, тесно связанное с говорением, с голосом. Ротовая полость не удерживает голос, дыхание обнажает горло. Ты думаешь, это ангел лег тебе на крыло Вдох обращается выдохом извне. Выдох голосом, голос речью. Все это нелегко, почти непроизвольная деятельность дыхательной системы дается с трудом, требует осознания хорошая метафора работы с обыденным языком, трансформации его в поэтический. Тут, на слове "трансформация", два сюжета смыкаются. Но если бы хватило силы |
Вернуться на главную страницу |
Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
Станислав Львовский | Евгения Риц |
Copyright © 2009 Станислав Львовский Публикация в Интернете © 2009 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |