Каждое утро я прохожу мимо стройки по небольшому дощатому тротуарчику, я гляжу на ледяные доски, и мне чудится их соленый вкус, малокровные листья капусты, расправленные морозом, скрипение рыбацких палуб и базаров. На рынке уже началась бесшумная торговля: лекарственные травы в газетных пакетиках, семечки, картошка наши обычные русские товары, странно, почему-то холод вытеснил грецкие орехи и яблоки. Вот пожилой человек продает валенки. Он надел валенок на руку и ударяет по нему глухим молотком для рекламы. Второй пим лежит на прилавке, его короткая шерсть в инее. Много других валенок ходит по снегу. Некоторые одеты в калоши, калоши еще не забыты, они еще не ушли в Лету своей шамкающей поступью; помните их малиновый желудок, а блистательные бока? Сосед мой надевает калоши и бредет на рынок с ветхой авоськой. Он выбирает две картофелины покрепче, приценивается и спорит: прекрасный роман Бальзака за этот, извините, овощ? Вы вообще знаете, что такое "Шагреневая кожа"? Нет, что ни говори, но картофель давнишняя наша обида, благороднейший плод.
Оказывается, по-прежнему любимы в моем отечестве и фетровые боты, и "прощай молодость" на резиновой подошве, и сапоги самой различной кожи. Уже минут двадцать иду за обладателем высоких яловых сапог, такое переходит из века в век по наследству только в подчеркнуто офицерской семье. Они очень вкусные, эти сапоги глотайте слюнки! Хотя все вокруг представляется съедобным, таково свойство декабря: сахарные сороки вертят хвостами, шершавые бревна промерзают до сердцевины, занозы белеют, рассыпаются. Но сапоги кроме вкуса содержат в своей строго подкованной сути некую, сейчас уже почти забытую и исчезнувшую, личность: они уверенны, но поскальзываются, они стараются не сомневаться в следующем шаге, но опять шаркают друг о друга чуть сморщенными голяшками; лед твердый и каблук тоже твердый, сапоги идут к единственной, для всех несомненной правде, которая так реальна и ощутима на сегодняшнем морозе: они идут к бочкам с квашеной капустой, останавливаются, перестукиваются, ждут... Один шум смещает другой: дыхание химчистки, металлический глоток троллейбусных дверок, это зима, старые вещи и вымирающие характеры; укутанные в старушечьи шали дети и девушки с помадой на губах, в пушистых шубках, шарфах; заветная "Саламандра", почти звучащее натяжение капрона наверное, это и есть "мороз по коже".
На широкой корме городского транспорта, на рабочих железных крыльях, в суете бестолковой здесь и встретимся. Тебя будут держать рукавицей за талию, на тебя будут смотреть все, у кого нет газеты, с тобой будет соперничать белоснежность мехов и женщин. Чистой воды французские слезы, молекулы Диора, человеческое обаяние и незаметная гордость все против. Здравствуй, елка, здравствуй, заморская. Тебя можно любить больше, чем человека. Ты самое преданное животное: ты позволяешь таскать себя на руках, умираешь с глубинной уверенностью, что так и надо, пьешь сладкую воду, ходишь по паркетам зябкими пятками. Я уткнусь в твои колючие листья и ничего не вспомню...
Невероятна наша предыдущая встреча в Ташкенте. Посредине асфальтового поля в лучах солнца, в языческой крестовине среди узбекских ребятишек, они водят хоровод и повторяют слова разноголосой песенки, и тут вдруг все мы: в рыжих тулупах нараспашку, брюки клешеные и полосатые, курим "Приму", разбрасываем снег из сибирских карманов, а елка как будто и не замечает, елка слушает непривычный говор, ха просит примерить тюбетейку, просит грецкие орехи и яблоки.
Многие уже давно привыкли улыбаться судьбе, другие как-то останавливают мгновения, третьи тратят годы на возвращение любимейшего дня своей жизни: заменяют былых действующих лиц на новых, более правдоподобных; ход событий, ландшафты, музыкальное сопровождение все это в конечном счете дело случая, но один-единственный человек, никогда не размышляющий о счастье, вносит в город первую елку, идет на твердых каблуках, и даже если поскользнется не упадет.
Когда в доме отключается свет, жильцы не спят, обмениваются свечками, прячутся по темным углам, боятся карбонариев. За окнами шумит кинематограф, и если в нем опять показывают историю про Синдбада, циклопов и остальных зверей страх переходит в отчаяние. Никто не может сообразить, что света нет, потому как перегорели пробки, и чтобы спастись, достаточно сделать "жучок". Некоторые пытаются раздобыть огня в кинематографе, но это, сами понимаете, тщетно...
Пока тебя не было, столько много грабителей заходило... А с кем это ты приехал? Сестрицу привез? она медленно расправляет многочисленные свои плечи, всматриваясь в темноту. У меня штука такая странная начали шишки расти... Подожди, кажется, наверху телефон звонит. (Убегает вверх по лестнице: шарк-шарк.)
А много шишек-то?
Да нет, пока только одна, но очень красивая и смолой пахнет. А ты умеешь делать "жучок"? "Жучок" это как? Это не больно? Это жужжит, наверное?
Я поднимаюсь осторожно, словно боюсь напороться глазами на протянутую в темноте невидимую леску, там, где полно паутины, запросто может появиться что-нибудь более стремительное.
Если ты будешь так раскачиваться, на тебя обязательно посыплются книги. Они раздавят тебя в лепешку! елка ничего не боится, она уже наверху, они там разговаривают на какие-то древесные темы, ну и пусть разговаривают елки понимают друг друга лучше, а меня сейчас раздавят книги, ну о чем они там? о белках и стрелках, об усложненном рецепте приготовления яичницы, только елке может прийти в голову уставить весь подоконник кактусами для отпугивания форточных грабителей, елки хитрые, у них чутье...
Что там нового в кинематографе? нужно хоть как-то отвлечь ее внимание, иначе не жизнь. Одна из них проходит, насвистывая, с горящей спичкой в руке: "Вчера были циклопы они все пожирают в холодильник можешь не заглядывать. А что Синдбад? он, как всегда, мореход, что еще надо?" А больше ничего и не надо: если бы у нас был камин, пришлось бы заботиться о дровах, если бы был март, стали бы ждать апрель. И так без конца. Очевидно, я сегодня останусь, цыгане увели моих коней, мороз сгущается с каждым часом вот в это время и происходит все самое интересное, там, снаружи.
Улица поднимается вверх, еще сильнее распрямляется, деревянные лесенки под рубероидными навесами напряженно ожидают ступни, двери готовы выплеснуть выдох пожарной краски и ацетона. Под всей этой резной мишурой и слабыми картофельными дымками, за рыбачьими стенами скрывается свет. Он в подвальных окошках с мятыми занавесками, в общих коридорах, в разъемах между досками. Нас удивляет наготой и размерами прически цыганская девочка лет десяти, перебегающая окна; первый встречный оказывается стариком, ровесником Годунова; все это смешение ночи, мороза, дерева, невероятного тумана; жизнь, происходящая без нашего присутствия и, может быть, более содержательная именно по этой причине, мой последующий ход слишком очевиден, расслаблен, да, так нельзя.
Да, так нельзя. Нужно бежать, похищать ключи от квартир приятелей, пропуска в роскошные общежития, таиться и останавливать дыхание. Где-нибудь в метро голосом супермена: "Вот давай, послушай-послушай, поставим цель и выполним ее во что бы то ни стало, замечаешь, как все просто, будто уже выполнили; можно ни перед чем не останавливаться, зажигай глаза мы ни перед чем не останавливаемся!" Елки хитрые, они беспрепятственно проходят вахту, передают пропуск негру в енотовой шапке (тот понимающе улыбается, кашляет очень по-русски). Действительно, останавливаться не приходится: теперь по белому городскому полю, по твоему ковру, истоптанному кошками, по моей улице в ветерке водяного пара, куда угодно, в любую сторону если я говорю, что мне куда-то надо, это значит, что я так хочу, свобода, похоже, вообще редко нас покидает: мы синхронно остановили дыхание, задумали рискованный жест (возможную траекторию жеста), я уже давно на все плюнул, случай сменил ландшафты и музыкальное сопровождение (побежали кадрики, запиликала фортепьянка)...
Да, именно сейчас, в это время, снаружи происходит самое интересное, а зачать человека, убить человека это, конечно, явления божественной природы: если кто-то и ставит цель, то он всего лишь участник; очень редко фехтовальщику ложится на темя всевышняя лапа, постельные расчеты материал для анекдотов; представляешь, она работает "немкой" в баре, из-за музыки произношения не разобрать (зато привлекательнее насколько!), дома читает "Огонек", умеет гадать на сигаретах, я не умею... что? тебе неприятно слушать? надо же, в лесу родилась елочка, а как же рискованные жесты, удары судьбы? Завтра же начнем кричать и драться, я попытаюсь скинуть тебя с моста на какую-нибудь автостраду, сплющу щеки пальцами (будешь такой вот пупс!). Все мельком, мельком. Она слушает, ходит или лежит, а потом подкрадется так воровато и очень внезапно достанет яблоко из бюстгальтера... а ты что думал? настоящее ташкентское яблоко, кислое...
Полупрозрачная мешковина, рыбацкая сеть от Кардена, ты вспоминаешь сказку про девушку в рыбацкой сети, вроде голая, да одетая. Только так и нужно являться к королям. Хотя любые наряды скандальны, даже обыкновенные гирлянды, даже долгий холодный дождь. В мире должно разбиться все стекло, расшвыряться все золото бусы рассыпаются в рок-н-ролле, алмаз проглатывает свинья. Поэтому движения души могут быть вовсе неосторожными все равно они представляют собой обыкновенный взмах и главное, что все-таки существуют и довольно часто приходят в соответствие с внешними. Воздух плывет, охватывает, иногда приобретает старческую нервозность лопочет какой-нибудь бумажной лентой, звенит. Темно-желтые здания в потеках ржавчины, их медлительная вышина с балконами, содержащими шкафчики для инструмента, стремянки, неуклюжие бочки; деревья, стремящиеся к восклицанию и немоте, протяженные земляные насыпи.
Любая плоть, даже самая убогая, способна вкрапливаться и царапать, она имеет смысл и без нас: нас тасуют, заменяют на новых, более правдоподобных, а она стоит, царствует независимо от того, кем сотворена, стирает подметку возможным для нее способом, рассыпается на морозе, становится еще более недосягаемой. Предметы, обладающие жизнью, в обычном понимании этого слова, в том числе и люди (я не говорю об их движениях и остальных куда более значительных свойствах), так же как и все остальное, способны вкрапливаться еще глубже благодаря общей природе с нами. Человеческие пальцы, испуганные кадыки, другие косточки; лица в непрерывном тлении повседневности, теряющие и, наоборот, приобретающие новые черты; встреченное вдруг что-то знакомое: какой-нибудь рот, усмешка, порезанный палец желание здороваться с этим все так нелепо, заморская елка, это ведь и есть твоя жалость, свойство декабря и вымирающего характера соединять в одну фигуру и жалеющего и жалкого, убирать любой мало-мальски осознанный повод, слова, страхи все то, что считается признаком глубокого знания друг друга. Что может быть знакомым в предметах, обладающих жизнью? Они ведь такие одинаковые, если передвигаются, поддакивая и сутулясь, предпринимают попытки проявить свою божественную природу в поступках, не различая понятия любви и собачьей тоски по шершавым брюкам хозяина, табаку и газетному запаху. Они набрасывают одежду словно наспех, открывают рот и дышат с его помощью... Здравствуй, елка: я нахожу фосфорный скелет мыши на крышке погреба; слышу скрип вытягиваемых гвоздей, когда отрываются перила, в наших поступках никогда ничего не было, кроме взмаха, а душа мозг позвоночника, озерный пикуль, что-то, может быть, осязаемое пальцами, проступающее на чужом теле под взглядом, сладко и бессмысленно повторяющееся какое-нибудь "вок-вок" или любое другое сочетание с фонетикой пересмешника и попрошайки, давно всем знакомое, то, что льнет и любит, плывет и раскачивается, пляшет цаплей в бесцветном пламени, расшвыривая к небу весь пух и прах, вызывая лишь пресную слезливость, какая бывает от света, снегопада или присутствия красивой женщины.
|