Салют
Пролог
Встряхнули
и поставили лицом
к шершавому лицу стены,
как в детстве:
наказан за плохое поведенье...
"Чёрт побери, пустите!
Что за шутки!.."
Не отпускают.
Кажут кулаки.
"Что ж, ладно!.. Я согласен.
Вот умора!
Не правда ли, сосед?"
"Заткнись, ублюдок.
Сегодня я отделаюсь испугом,
а завтра я с тобой поговорю
у стенки по душам, как говорится..."
На сером золотистые жуки
теряются в цветах:
живых, бумажных...
Стена не выдаёт своих солдат.
Февральский снег стекает на венки.
Над мёртвыми стреляют и стреляют.
I. Реквием для трёх голосов
Однозначный итог
ученичества, зла и сомненья,
поклоненья чему и кому?
типографский прообраз:
условность
вытравляет реальность,
и на каждом параграфе кровь.
Дыры в челюстях классных скелетов,
благочестие
и чернокнижье: "Откройся, Сезам!
и закройся!.."
Закройся!
Закройся!
*
"Здесь месячник борьбы за безопасность
движения. В Фонтанке полынья:
позавчера тут грохнулась машина...
"Несчастный угол", говорит Марина.
НЕСЧАСТНЫЙ УГОЛ.
Через два часа
в "Алёнушке" расскажут: "Так и так...
Супруга переехала машина...
Была в психиатрической больнице...
Известий? Никаких.
Подруга? Что вы!..
Мы противоположные натуры..."
Одна из них боялась переходов.
И это был отнюдь не детский страх;
не женское кокетство,
а болезнь.
Машины беззащитны.
Тихо, мирно,
без суеты как все самоубийцы...
А мы? Нам остаётся любопытство
и сожаленье. Как не сожалеть?.."
*
Бесконечно прав молчащий
и сидящий в стороне,
из угла на нас глядящий
слушатель служитель вещий
со стеною на спине.
Но ещё правей висящий
на стене...
Как живой, как бы следящий,
не зловещий, а слепящий,
отразившийся в окне
без стекла причудой света,
разделивший ДА и НЕТ:
от камней состав скелета,
плоть и плащ, от света
свет.
И не прав один: кричащий
из камней, в стене
дрожащий
ЧЕЛОВЕК.
"Вторник... Пятница... Четверг..."
"Она перепутает дни,
и это послужит причиной
невоскресения чуда,
данного нам для других".
*
Однозначный итог
ученичества, зла и сомненья
синеватый удав,
типографский прообраз любви
карта рыжих цыган,
у которых отобраны камни
и ободраны руки о камни
(пальцы все! до крови́),
карта рыжих цыган,
у которых проклятье в крови.
И на ней обозначено крестиком
НЕВОСКРЕСЕНЬЯ
место, время: нагнись посмотри,
посмотри,
посмотри!..
Возвращённый на землю
тоскует о муках внутри.
*
"Плоть от праха,
а разум от облаков.
Полететь! рукавами больничной рубахи...
"Деваха!.."
Парадиз отреченье, отказ: я не я!
Тротуары для птиц,
А проезжую часть колесницам!
Четверня Аполлона рванула
и напропалую!..
Светозарный лихач зажигалкой играет:
чирк-чирк!
И воняет клопами и трупами варваров ражих.
Пополам! пополам!
Осыпается бурая плёнка,
и крылатая мразь: тараканы, сирены и львицы
остаются в живых,
опускаются на тротуары.
Их сметают и жгут.
А глядишь через месяц из пепла
черви прут, извиваясь, скользя
и делясь неустанно
пополам! пополам!
и чешуйками крылышек льнут,
как и я, к облакам!..
Плоть от праха,
а разум от белых
облаков..."
(Хитроумна рубаха.
И внушителен вес кулаков.)
*
"Сестричка,
маленькая,
жизнь зажми в кулак!
Не разжимай на радость идиотам...
Будь паинькой:
не спрашивай ни "как?",
ни "кто там?".
Нет никого.
Никак.
И никогда.
Секретный арсенал последней бойни
сырой и серый мозг,
туман, вода
и горстка праха...
Спи. Ещё спокойно.
Ещё не время.
Нет и нет огня.
Ещё темно.
Ещё отрадно бремя
мучений...
Червячок
и часть меня,
спи! Я же сплю. Один.
Без сновидений".
*
Если не проводить
между верхом и низом границу,
две зари за одну
принимая,
небесный огонь
продолженье зияющих шахт,
а страданье
восторг!!
Прорицай же!
Развяжи пустоту,
в пене губ возвращаясь Кипридой,
чистой формой огня,
словом, логосом, лотосом, сном!..
На разжатой руке
шар,
воробышек,
тёплый комочек:
средоточье пустот,
слабый зайчик сведённых зеркал.
*
"Я только что прочла твоё... твою...
Как ни назвать, я называю мерзость!
Он мёртв. Мы живы. Я уже здорова.
А у тебя...
Конечно, я глупа,
но мне...
Меня тошнит... Тошнит!
Я вырву...
...Ох, что письмо!
Я бы хотела вырвать
тебе в лицо, на голову, в глаза
и посмотреть потом тебе в глаза!..
Писать же я тебе не буду... Нет уж!"
*
"...Так вот:
нам остаётся сожаленье
и любопытство: как? и кто? и где?
склоняемся с перил и смотрим:
как же?
как всё произошло без нас?!
Нет. Я не сумасшедший.
Мёртв? Пожалуй...
Не в этом дело!
То есть я сказал,
что это слишком примитивно...
Кто-то
повертит пальцем у виска,
другой
заплачет над газетным сообщеньем
и оба улыбнутся виновато:
жизнь, разум, смерть условности,
и это,
конечно, всем известно. Но не все
способны отказаться от условий
условностей.
Неловко... Недосуг...
Ведь существуют ПРАВИЛА ДВИЖЕНЬЯ,
bon ton...
И остаётся любопытство
и сожаленье...
...Нет! Не разжимай!
Никто.
Нигде.
Ни разу после...
Стянет
когда-то же, о боже, полынью!
Спи. Я же сплю...
Одна.
Без сновидений.
Ругаешься?..
Тссс! слышишь?
кто-то стонет...
Ещё не время.
Спи. Я постою.
Я постовой.
Пост назвала Марина:
НЕСЧАСТНЫЙ УГОЛ.
Спи. Я тоже сплю,
хоть и не в очень-то удобной позе...
Как сладко затекла одна нога,
которую оттяпала машина!
Но не пошевелюсь:
ещё не время!
Темно и сыро
на других постах,
и сладко бремя
строенных мучений".
II. Лиза
1
Кто слушает оттуда, из угла,
скосив глаза и сжавшись?
не дриада?
не дева? не русалка?
не ...? не ...? не ...?
Спросить?
Когда б в людской простоволосых
держали до сих пор для ремесла
и пения,
но не для нападенья,
и не для "принеси свечу в постель",
и не ..., не ..., не ...
Когда б в людской
или в предбаннике
над мыльной жестью, сажей,
дровами и ведром
("какие бёдра!")
простоволосая
стояла б, от работ
и судорог в бесцветных нитях нимба:
уборщица!
но и не ... не ...
не Золушка,
по жёлтому билету
вошедшая, вся в штрафах, как в шелках,
вся душенька!
и всё же не ... не ... не
из сказки о несчастной Лизе:
рыцарь
купеческий гравёр изобразил
молитвенник, чепец и лошадиность,
и аккуратный задик,
но не ... не ...
не здесь же, чёрт возьми!
не в ресторане,
а, может быть, в конторе:
ремесло,
зелёный "Феликс", счёты, готовальня,
как символ аккуратности,
а также
как не ... не ... не ...
2
Зубная боль
не повод для насмешек
над мышью в три часа:
пусть шебуршит
и катит завалявшийся орешек
в нору под небеса в тартарары!..
В бумажный скит
чужой родной норы.
Одеколон
на ватку и в дупло!..
И вот уже щекотно и тепло.
"Здорово, мышь!"
"Здорово, Аполлон!.."
Но и Елизавету
топором!
А после всё равно уже не спишь!
последнюю из пачки
сигарету,
и "здравствуй, Аполлон!", "здорово, мышь!",
но выдохся дымок, и вот висишь,
как мокрое бельё,
а прачки
нету.
3
Не заводила б дел на стороне
сидела б дома, дома!..
Дают вопросы о чужой жене:
"Как поживает донна?.."
Насмешники! Несчастье их конёк:
сейчас экспромтом мессу!
Смерть в их руках как жёлтый мотылёк!
Но сами-то воскреснут,
останутся! Пойдут себе плясать,
свистеть да куролесить...
Не отклониться. Не предугадать
удар топорной лести.
Но свист стиха измучает рабынь,
так слепо распалённых...
Опомнись. И обиду опрокинь
на плечи Аполлона!
4
"Как поживает донна Анна?"
Гранит. Фонтанка. Полынья.
Все в жёлтом пламени обмана
или желанного спанья.
Поспать?! И только-то?.. Не пустит.
Жалеть? До свадьбы заживёт...
Но даже здесь любовной грусти,
любовных мук невпроворот.
Когда наложены запреты,
то излагают "Домострой".
Жуки, насмешники, поэты!..
Слух заостри, удвой, утрой!
И здесь всё та же подоплёка,
всё тот же кочевой дурман:
смерть под рукой послушный сокол,
и донна Анна у цыган.
III. Цыганочка
Колокольчики звенят,
Барабанчики гремят,
А люди-то, люди,
Ой люшеньки-люли,
А люди-то, люди
На цыганочку глядят.
1
Пересекая степь,
стуча на стыках,
качаясь и свистя,
твой паровоз
размазывает жёлтые квадраты,
срывая листья лип и семена
акаций
в темноту, где нежить, нечисть
бурьяном поросла, зарылась в серый
туман...
Ах, опустись щекой на жёсткий
рукав ремесленной шинели,
спи,
дрожа
до самого рассвета в жёлтом ветре!
В открытое окно наносит сажу.
Колеблется кольцо твоих волос:
лицо
всё в языках протуберанцев!
мерцает наверху.
А здесь, внизу,
хватаясь за перегородки,
встанет
и выйдет в неподвижность
и замрёт
в квадрате света жёлтого
на жёлтом
упругом сквозняке
твой конвоир!
2
"По спирали в глубь колодца
в шаре с фонарём
старый пьяница и лоцман
плыл со мной вдвоём
А на серых стенах сырость
серебро и мгла
далеко внизу светилась
белая игла
через весь иллюминатор
целясь лоцман, рви!
червяком белесоватым
стебельком любви...
Только старый выпил лишку
не доплыть до дна!
Солнца огненная крышка
больше не видна.
Закружиться наколоться
и забыться сном!..
По спирали в глубь колодца
в шаре с фонарём..."
3
Как кобели стоят подростки
присосками на светлом теле...
Ах, опустись лицом на жёсткий
рукав ремесленной шинели!
Когда наручники перрону
передадут свистящий голос:
"Не бойся, я тебя не трону!"
ты и в шинели станешь голой.
Чем? кипятком? ногами? ломом?..
Не шевелись. Не всё равно ли?
Вся гетто, вся перед погромом,
и вся раскрытая для боли!
4
"Давай!"
На шаг... на два... (Приманка
грохочет в горле!)
"Ни гу-гу!.."
Теперь бегом! И ты цыганка!
И табор твой на берегу!
Пляши! Сходи с ума! Заройся
в пропахший потом шар шатра!..
"Не бойся, я тебя... Не бойся!.."
Но ты вся в пламени костра
медноволосая, Медея,
колдуя сталью "кастаньет",
благодаришь? танцуешь?
нет:
себя дари́шь благоговея!
Мост
Эпилог
Дочка твоя далеко на Днепре!
Дочка моя далеко на Днестре!
А перед нами,
как в оборвавшейся детской игре,
две половины моста с небесами
вместо холста, на котором была б
красная пальма видна, баобаб
жёлтый светился бы и бегемоты
синие плыли б... Художник ослаб?
слева пустоты,
справа пустоты. И рамка моста,
как развороченный улей, пуста.
Бурым медведем
круглая будка пустого моста.
И в пустоте мы с тобою поедем
в разные стороны или в обгон,
или навстречу друг другу... Вагон
пуст. И где слева, где справа,
не догадаешься, как с похорон.
Это облава
на одичавшую ящеро-речь,
окаменелость,
вновь задышавшую, ставшую течь
пустошью!.. Но дочерей уберечь
должен сияющий мелос:
неумолкающий точный оркестр,
спектр нетускнеющий, мост через Днестр,
Днепр, и Неву, и горчайшую Лету,
переводящий несущих свой крест
к славе и свету!
|