1. Рыбы
Рыбы. Слабые попытки
плыть пылью, вдыхать пустоту.
С металлическим привкусом крови во рту
реставрировать пытки
воскресных идиллий:
рыбная ловля, концерт, вернисаж...
И, входя (постепенно!) в раж,
люди рыбу удили.
Рыбы вбиты в небо.
Март. Спас
ли нас карась?
Дракон
драгоценной наживкой белеет в Эребе.
Иона разевает пасть.
Рыбы
вплывают в аквариум стихотворения.
Бог добрый
лениво
шевелит жабрами.
Посетителям жарко
в праздничных пиджаках,
и они покупают воблу
и пиво.
2. Водолей
По всем правилам риторики
Продолжается Великая Сушь.
Но где-то льётся.
Вечная женственность, к сожалению,
берёт своё.
Члены Большой Семьи
носятся друг за другом,
потрясая экспонатами
этнографической выставки.
По всем правилам логики
им, разумеется, хочется пить.
"Налейте ему!" говорит босс.
Великая Сушь скукоживается
в нафталинный орешек,
испортивший (раз навсегда!) карьеру
хозяина пиджака.
Никто не подозревает,
что Большая Вода
уже поднимается,
покачивая застрявший
в складках своего серого тела
сор.
3. Весы
Сорок девять тебе в девяносто четвёртом.
Ты простое тире между богом и чёртом,
связка есть, пустота без особых примет.
Не ищи. Тебя, в сущности, нет.
Равноденствие чаш.
Равновесье пустых полушарий.
Нас любили, секли, хоронили, секли и рожали
здесь, сейчас.
Между прошлым и будущим ты в полосатом
и чужом пиджаке... арестантом? солдатом?
деревяшкой? заштатным шутом?
стал пустой на пустом
месте. Шаг и внезапно ты за.
За пределом, хотя и при деле,
чей распластанный в небе крылатый критерий
крест сестра стрекоза,
где, порхая, молчанье белёсою молью
маслянисто блестит меж болезнью и болью:
здесь. "Скорей возвращайся домой..."
"Что (вода поднимается вместе со тьмой)
что?" "Сейчас же домой!" "Повтори".
Ничего кроме тьмы. И воды. И хвоста скорпиона.
И постскриптум. "Помог обнаружить шпиона
ха-ха-ха! НАФТАЛИН!"
4. Дева
Вельветовое с ситцевым в горошек
и шерстяное форменное. Март
нарядно обнажает трупы кошек
и девушек, опять вводя в азарт
ворон. Вельветовое. И в горошек.
И шерстяное с фартуком. Весна
стара, Сандро! Становится дороже
каёмка склеротического сна,
прошитая наискосок багровой
и грубой нитью. "А воротничок
забыл?.." Ну что ты! Что ты, дурачок!
как не кичиться голытьбе обновой?
Сон натяни на голову, Иона.
Меж двух крестов вращается апрель,
и, отпуская жало скорпиона,
бьёт в пустоту и попадает в цель.
P.S.
Нет, мы не умерли, но до смерти устали.
Весна, Сандро, бессонница и сон:
на лестничной площадке жёлтый Сталин
и прямо перед дверью СКОРПИОН.
5. Скорпион
чёрные рёбра гребут по снегу
толкая лодку во тьму
тысячью капелек крови руки
покрылись красной росой
красной росой отливает серый
гранит и вода наверх
тянется цепкою лапкой сыро
темно и желтки зрачков
взболтаны качкой ребро скользнуло
поверху лодку во тьму
ткнув
дальше вспышка трезвон и капли
крови во тьме скорпион
6. Стрелец
Закрой глаза и выстрели во тьму:
не целиться! Но тельце скорпиона,
крутясь, глотает пули, потому
что занимает здесь полнебосклона.
А там, где солнце зрение стрелку
вернёт, вода свинцом вольётся в уши
и сушу вдруг на голову обрушит,
когда здесь капли с потолка стекут.
Стреляй, стрелок! не целься, но стреляй.
Ты сам мишень. И промах невозможен.
Охота замерла, и захлебнулся лай
собак. И скорпион так обезвожен,
что разлетается отравною золой
сухое тельце... У стрелка нет цели.
И зренье острое и тонкий слух зарой!
Мы ни оружия, ни дичи не имели.
7. Близнецы
Я близнецы. Один бессмертный мёртв.
Другой живой, но смертный так истёрт
в руках пятак! что ничего не значит.
Я это два. Но выгляжу иначе,
чем я. Не кожей, но корнями слов,
но клеточками строчек раздвоенья
страшась, на звёздных чашечках весов
(ни жив ни мёртв!) я точка. Точка зренья.
Я, то есть тот, другой, я, то есть этот
вот, омертвелый, я попал впросак...
И сиротливо хлопает по ветру
мой раздвоившийся, как фрак, пиджак.
8. Овен
Сто миллионов
овнов
бьются барашками:
сутолока и гул...
Здесь
пастух утонул.
9. Козерог
Теснота в пустоте, почерневшей от шлака и пота.
Вечно что-то гудит, вечно переливается что-то
из пустого в порожнее. Жаждой изводится бог.
В горло глиняное молоко льёт ему козерог.
Изобилие льнёт пустотелыми лапками к телу
пустоты, отыскав щель, просвет в пустоте,
и висит надо мной козья окаменевшая челюсть,
и скрипит за плечами постель.
Ни бессмертья, ни смерти нет. Девы ли, козы ребёнка
насыщают, но голод быстрее ребёнка растёт,
и растягивается барабанная перепонка
от избытка пустот.
Переполнены роги.
И репейник за бёдра хватает вдоль млечной раскисшей дороги.
10. Лев
Литое золото и синий изразец.
Лев геральдический являет власть и силу.
Но не является. Замена. Образец.
Эрзац. Кудрявый мрамор на могилу.
Ассур, истёрлись у свирепых львов
Клыки. И Колизей забыл об играх Рима.
Томящийся тщетой штандартов и гербов
Лев задремал у ног Иеронима.
Открытый ветру Крит. Открытый солнцу торс.
И юбка колокол!..
Кибеле одиноко
в музее, где ковров истёртый рыжий ворс
напоминает ей о солнце и сирокко.
С Хозяйкою зверей и смерть сама красна!
Издохший в мае лев весёлый символ силы...
Занозой Даниил торчит в тебе, весна,
пасхальный сладкий яд любви вливая в жилы.
11. Телец
Мерная поступь. Ремянный кнут.
Помаргивание век.
И на закате волы влекут
возок мой разбитый век.
Вот и закончилось наконец
Всё! Оси рассохлись. Но
ярость выплёскивает телец
на красное полотно...
...Пятнами крови покрыт песок.
Кипят на кострах котлы.
Мерно поскрипывает возок,
и мирно бредут волы.
Роги сдвигать и волокна есть!..
Я буду помнить всегда,
чёрная как полыхала шерсть,
горела во лбу звезда.
Кротость и ярость смыкает круг.
Как знаки растолковать?
То выпадает летейский луг,
то глиняная кровать.
12. Рак
Ноль времени. Рак пятится назад.
Со временем меняющийся взгляд
на время превращается в обряд
застывшего движения по кругу,
где временно́й цифирь глотает ряд
и места нет мгновенному испугу,
где Страшный суд и сессия ООН
одно и то же: равенство времён.
Где я одновременно ты и он
и где из праха мастерят кумира,
где длится каменный бесплотный сон,
в котором испокон темно и сыро.
Ноль времени. Его запас иссяк.
Остался сущий, может быть, пустяк,
ничтожный, может быть, скелет, костяк:
извечная пустая сердцевина,
где, рассыпая искры, свистнет рак
в своей воскресной робе из хитина.
13. Змееносец
Чужое, пресмыкающееся
хозяйничает в теле, как в пещере.
Вот позвоночник оплела змея
и голову просовывает в череп.
Окружность разрезает вертикаль.
Снаружи мякоть, в середине сталь.
В четыре глаза я смотрю на мир.
Мне этот взгляд и самому не мил.
Недремлющий, немилосердный гад
по капле в рот выдавливает яд.
Смотри: переплелись добро и зло.
В слепящих кольцах трудно разобраться...
И на челе горит моё число:
ТРИНАДЦАТЬ.
|