ПРЕДИСЛОВИЕ
Этот том вызван необходимостью взглянуть на себя из моих трех предыдущих книжек: "Днепровский Август" (1986), "Фигуры интуиции" (1989) и "Cyrillic Light" (1995). Первая книжка была адаптирована скорее редакторскими навыками молодогвардейцев, чем к тому времени уже дезориентированной цензурой, вторая переуплотнена несоразмерно полиграфическому решению, а третья была приемышем журнала "Золотой Век" и сама похожа на небольшой журнал, представлявший рубрику моей жизни на известном отрезке. Прокатившееся десятилетие мне захотелось вытянуть и подвесить на единой хорде, равномерно нагруженной вещами приблизительно равного достоинства и внутренней связности.
Короткое предисловие Кирилла Владимировича Ковальджи к "Фигурам интуиции" я до сих пор считаю достаточным для читателя или, точнее, зрителя, могущего вызывать на экране своей лобной кости картины, возбуждающие смыслы. Он открыл мне самостоятельность и обратную связь образа, когда сравнил меня с музыкантом, "который создает для себя новый инструмент и заново учится на нем играть", защищая неуклюжесть моего письма становлением вещи как таковой.
Сам я читаю книги неважно, с конца или с начала, предаваясь заданной смутной игре, в этом заключается моя читательская предвзятость, внезапно пришедшее в голову правило, с которым соразмеряешь удивление по ходу чтения. Игра эта может быть подслушана в мнении другого или в азартной самоуверенности, что тебе попалось именно то, что нужно, и подсказка, наводка на ожидаемое приходит извне, из текста. Так творится триалог между тобой, книгой и суждениями о ней. Однажды Андрей Левкин предложил использовать два стихотворения "Жужелка" и "Тренога" в плане модулей для восприятия всего моего письма: если не "Жужелка", то "Тренога" на всем протяжении книги; одно стихотворение центростремительное, другое центробежное, и так галопом по страницам. Делается это не для того, чтобы механизировать тайну в конце-то концов никто не ответит внятно, что собой представляют избранные модули, эти замороченные жужелки с приставучими треногами, а ради того, чтобы занять руки, опредметить время чтения, почувствовать его как действие. Другой мой близкий читатель Мартина Хюгли сказала, что из текста "Борцы" растут все задатки, все ноги мною увиденного, и что именно это стихотворение карта и каталог книги. Слава Богу, думаю, у меня есть такие восприниматели.
Мне было бы приятно, если бы читатель со мной мог пережить какие-то моменты моего опыта, поискового поведения во время самого написания текста, побывать на "сеансе" в шкуре воображаемого автора. Я часто вспоминаю психотехнику Александра Еременко, как он работает, ловит тему, в охотничьем трансе "приманивает креветку". Однажды он показал мне незаконченный текст, торчащий из-под каретки машинки. Стихотворение было написано "пятнами" на некоторых четверостишиях висели рифмы, иные строчки были представлены только грамматическими знаками, другие словосочетаниями или развинченными балясинами частей предложения. "В арматуре этого текста должна появиться креветка, объяснил Еременко, я ее сейчас переживаю и хочу воспроизвести", улыбался поэт. "В креветке в реальной или в названии ее есть и кривизна каприза, и ветка, и тайна нижних юбок канкана, кадриль, дрыганье и тугая непроницаемость панциря, креветка должна появиться в тексте. Клетки четверостиший ждут, и она скоро поймается на уготованную вакансию, припорхнет, материализуется креветка и сдвинется каретка, остальное для нее я уже оборудовал... Черт-те что!"
Во многих включенных в книгу стихотворениях я пытался передать ритуалы, в которые мы так или иначе втянуты повседневно. Ритуал открывает глаза и закрывает их одновременно с текстом, но эти начала и концы особенным образом уходят в небытие, забываются, лишая причинности весь ход следствий, которые мы и принимаем за самостоятельные события; "полет рассказа" имеет опору в самом себе. М.б., и стоит смотреть на какие-то стихи в книге как на отголоски ритуалов.
Для напутствия или настроя предлагаю Вам, читатель, несколько разрозненных и пронумерованных мыслей Леонардо, к которым я обращался по мере составления "Выбранного". Вот они: "Опиши язык дятла и челюсть крокодила" (397. W. An IV, 167 r.). "Появится такая вещь" что если кто вздумает покрыть ее, будет покрыт ею" (962. С. А. 37 v.). "О языках свиней я телят в колбасах: О, какая грязь, когда видно будет, что одно животное держит язык в заду у другого" (894. С. А. 370 r.). "Люди, которые ходят по деревьям, идя на ходулях: Так велики будут лужи, что люди будут ходить по деревьям своей страны" (945. С. А. 370 r.). "О церковных службах, похоронах и процессиях, и свечах, и колоколах, и присных: Людям будут оказываться величайшие почести и торжества без их ведома" (964. С. А. 370 r.).
Москва, 3 января 1996 г.
Автор
К началу книги
|