Андрей ПОЛЯКОВ

ДЛЯ ТЕХ, КТО СПИТ


      / Предисловие Игоря Сида.
      М.: Новое литературное обозрение, 2003. – Серия "Поэзия русской диаспоры".
      ISBN 5-86793-263-X
      136 с.


ЧАСТЬ III

ДО ВОЗДУШНЫХ ПОЛЕЙ

Нет, не мигрень, не медок на устах –
песня, допетая впрок...
Мальчик, сжимающий крепко в руках
красного цвета флажок,

вспомни вот-вот, как тебя на парад
мама и папа берут,
за руку дёргают, эй, говорят, –
вечером будет салют!

Выдай мне азбуку дружной семьи,
чтоб поделиться кругом.
Братья и сёстры блефуют мои,
вечность теряя тайком.

Любит язы́ки плести Вавилон,
ноет воронья душа...
Был я несчастен и был я влюблён,
почерком мелким дрожа.

Вещему Фрейду должок отдавал,
общежитейский акын.
Всё насекомым словам повторял:
славьтесь, пыльца и хитин!

Саша ли, Миша ли – кто б ни горел,
как-то иначе горят.
Шпага глотается. Крошится мел.
Шаришь во тьме наугад.

Лавра листочек в тарелке моей –
нив Елисейских залог.
Что ж... Ничего. До воздушных полей
я пронесу твой флажок!



ЭЛЕГИИ НА СЛУЧАЙ

Прозрачная родина в ветре пустом –
о ней упомянем передним числом.

I

Прости мне, бабочка, наперсница души,
          о, энтелехия, летающая всюду, –
тот, кто витийствовал в столь варварской глуши,
          тот лёгок был, как ты, а я уже не буду.

Здесь, Капитолия и Форума вовне,
          позвав капустницу Мариной или Светой,
карманы вывернув – ни звука о вине! –
          стою, расстроенный, с потухшей сигаретой.

А крови красный гул волнует пиэрид,
          сиреной кажется, что слух ночной смущает.
С акцентом греческим комар вокруг звенит,
          и жить торопится, и тоже исчезает.

Не зря в собрании один екклесиаст:
          – Всё суета, – сказал, – что рифмой не спасётся,
но за молчание никто вам не воздаст,
          а слово бедное и так не отзовётся...


II

В России ветрено, в Израиле – темно,
      но, постепенно холодея,
прекрасно в нас влюблённое вино
      провинциального морфея.

Ни денег выручить, ни жажды утолить...
      Да ладно, говорю, не надо!
Слепую дудочку в колене преломить
      я обещал тебе, Эллада.

И спьяну выполнил сей варварский обет –
      ни слога более, ни звука.
Тяжеле бабочек и выше пирамид
      А.П.Квятковского наука.

Зачем же слышится мне песенка одна,
      когда из верного стакана
спешит амфибия домашнего вина
      резвиться в сердце меломана?

В кошачьем дворике унылою порой
      стакан за лавочкой припрячу...
Ни слова более. Эвтерпа, я не твой.
      Прощай! Я ни о чём не плачу.



EPISTULAE EX PONTO

"Дорогой Поприщин, – пишет подруга, –
ненаглядный, милый, родной, любезный!
Здесь, в глубокой Ялте, под сенью Юга
левым боком выходит мне век железный.
И пылится тополь пирамидальный,
и грузин с улыбкою феодальной
провожает взглядом одну москвичку...
Ты ж, моя любовь, перешёл в привычку".

"Дорогая подруга, – пишет Поприщин, –
ненаглядная, в смысле – не глядя, что ли?
век железный в сумме магнитных истин
плюс кладёт на минус, как учат в школе,
столь, бля, гулко, столь, бля, пирамидально,
что вассал с улыбкою вертикальной
пусть брюнетит взглядом одну блондинку!
Ты ж, моя душа, перешла в картинку".

"Дорогой Покрышкин, – пищит Подруга, –
дорогой, уважаемый, милая, но неважно...
Как дитя здесь плачет скифская вьюга,
а чекист чекисту твердит: – Не ваш, но
и не наш город Томис в устье Дуная,
жаль, воды зачерпнуть нагая Даная
не успела, ибо, совдеп ругая,
пала жертвой моссада и самурая!"

"Догорая подпруга, – пашет панфёров, –
это ведь я написал календарь-шестикнижие Фастов,
этот недавний мой труд для тебя написанный, цезарь,
этим и многим другим твоё божество заклинаю,
это посланье моё писано болен я был
этой причина беды даже слишком известна повсюду
славой моим ли стихам иль твоей любви я обязан
парус на диво большой ставил и я иногда



ПОСЛАНИЯ ПРЕКРАСНОЙ С.

1.

подражая ястребу щуришь глаз
пару ласточек замечая в круге
я любил кого-то возможно Вас
дело давнее не вернуть подруги

разрастался хвощ и зудел комар
невозможно понять ни игры ни масти
ни фальшивой каторги юных пар
ни советских снов ни летейской власти

а в москве беззвучно метёт снежок
вавилонит разум бутыль пустая
близорукий щурится Ваш зрачок
близорукий свет горит не сгорая


2.

барабанный бой меня пощадил
никакая страсть меня не сожгла
мир лечил сетями а не ловил
не закончил спирт не взяла игла

чтоб за ревность Божью за верный кров
неизвестно с кем я крутил стакан
чтобы вирши мои на правах кротов
под землёй ползли до известных стран

и когда я сам под зелёный холм
вслед за ними кану в кротовый лаз
оплачу́ я место где Вас нашёл
и опла́чу время где встретил Вас


3.

в ближней точке местности та же даль
и намёк на ангела или чёрта
а в ялте белый цветёт миндаль
и буксир кричит выходя из порта

магомет ходячей лишён горы
мерит на глазок крутизну эпохи
а в москве хватает своей муры
не дороже слава не крепче кофе

то ли спать пойти то ли так сидеть
вырывая строчки поодиночке
из той точки пространства куда глядеть
может только женщина в этой точке


4.

я приехал в ялту и пил вино
и нашёл тот двор где цветёт миндаль
на дворе трава на траве бревно
под ногами небо а в небе сталь

я был счастлив как некогда и всегда
не томили меня ни amor ни mort
и кривую пасть не рвала узда
и буксир кричал покидая порт

близорукий взгляд вездесущ во сне
но нельзя спасенье менять на глаз
если ж Вы не вспомните обо мне
обещаю сделать это за Вас



ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА В ЧЁРНОМ СТЕКЛЕ

1.

Продолжение праздника в чёрном стекле,
разлинованный вдаль канцелярский товар –
вот и всё, что служило тебе на земле:
утешение царское, искренний дар.

2.

Ты учился его предавать наугад,
отступая на кухню в потёмках чужих,
где хорошие люди, как Парки, не спят,
портвешком пробавляясь... Я сам из таких.

3.

Я и сам выпиваю и сызнова пью,
виноватую песню тяну за столом,
как, ревнуя ревнивую душу свою,
путешествовал Лот из Содома в Содом.

4.

Холодок равноправия Божьих вещей
согревает того, кто напрасно поёт:
это значит – мы братья по речи своей!
это значит – словарь в наших венах течёт!

5.

А кто умер от жажды, тому невдомёк,
что любая посуда была глубока,
чтоб случайного праздника сделать глоток...
Для случайного праздника хватит глотка.



СТИХОТВОРЕНИЕ, ОСТАНОВИВШЕЕ НОЧЬ

Без заварки крутой кипяток, сигаретка одна на двоих...
Ворошиловский, помнишь, стрелок был нам близок в исканьях своих?

Есть ещё и такая тоска: в соответствии с книгой одной,
грека в Лете по локоть рука, Генри Миллер поводит клешнёй.

Трупик рака мусолит птенец, помещённый в специальный прибор –
за щекой у него бубенец, и недолго лететь через двор.

Перекручен родной горизонт и продут позвоночным столбцом,
чтоб нашёлся древесный резон за париж приниматься птенцом.

Но эзоповы комплексы здесь – разновидность тюрьмы и чумы,
потому что восточная спесь расписной не унизит сумы.

Вот. Раскосым глазам никогда не увидеть свободной любви,
потому что иная звезда, словно лёд, растворилась в крови,

потому что открыла стрела путь кратчайший в скворечню души,
и скворец, становясь из стекла, научился считать барыши.

За великой спиной Лао-цзы, где певец жёлтым небом промыт,
где вполсилы прикушен язык – спи, проклятый бухгалтер!

Не спит.



ПИСЬМО

        ...ни зрением тебя ни увидать,
        ни бессловесной музыкой потрогать,
        где в золотых, как счастие, волнах
        есть что-то христианское, пустое...

Привет из Крыма! Я уже бессмертен.
Сейчас – не так, а по ночам почти
уверен в этом. Странные заботы
меня одолевают. Как-то всё
неправильно. Непрочно.
                                        Сокрушаясь,
я вышел с папироской на балкон.
Над кровлями курортной Фиваиды
воинственные крались облака,
готовые пленить нефелибата.
Безумный Понт витийствовал. И здесь
риторика! Переизбыток Понта.
Переизбыток писем на воде.
Тебя им не достигнуть: расстоянье
обкрадывает даже сны...
                                          Не спать,
но пить. С другой и за тебя. Так долго,
чтоб постарело сердце. Чтоб всерьёз
полакомить голодную Эрато
смятеньем, страхом, жалостью, виной,
как будто что-то кончилось...
                                              Как будто
прощальный факел слишком начадил.
Как будто плоть достойна певчей книги.
Как будто стыдно обронить слезу,
бежав из-под бульварного ареста
туда, где благородная листва
не трижды облетает в эту осень,
где, верю, город лучший и чужой,
где, если замерзаешь, дорогая, –
в парадных стой, где воздух воспалён,

чуть греет ключ – и светятся ступени.



СТАНСЫ

Что за крошево песенки, нотной соли,
мусикийского полога колыханье?..
Ударенье сделай на первой доле,
и больное горло стеснит рыданье.

Как полки сдавались земные звуки –
где твоя победа, дифтонг-заика?
Выйдет из окопа, поднимет руки,
и возьмёт в полон его Эвридика.

Переспелым громом щекочет память,
синей книгой или щенячьей славой...
Здесь бы и остаться, да как заставить
виршеплёта нежной дышать отравой?

Расслоенье сердца – вот закавыка
и причина тварного прозябанья:
бремя вещих снов твоих, Эвридика,
пепел зряшного света – тире – мерцанья.

То-то глаз цепляется за пространство
и глотает наживку в виде короткой
юбки! Трудно знать ему постоянство
тех, кто лёгкой походкой спешит за водкой.

...Удаляйся, дева, козьей тропою,
коль свирель не держит тебя, подруга,
эхо взгляда чувствуя за спиною
и внимая песням иного круга.



СТИХИ А.К.


1.

      (Я повторю: "любовь, как рыба молодая",
      но что напишет мне тетрадь твоя пустая
      и водянистая, где есть на самом дне
      осадок чёрного рыбачьего упрёка?..
      Что сердце сердце ест, как соль, Москва далёко,
      а в Симферополе – ни плюнуть, ни блеснуть,
      кругом писатели – и некуда уснуть.)

Не пой, красавица... К столу ли нам веселье?
Начнётся песенка, когда придёт похмелье,
туман развеется, и ты увидишь, кто
с тобою рядом спит, закутавшись в пальто.

Любовь напомнила железного наркома –
мат птичьих сумерек, повадки костолома,
сквозняк желания, неслабые слова:
"Пипл выпал, и была тусовка такова!"

Прошла селекция свинцового гороха –
чего ж ещё тебе?.. Мордастая эпоха
с фламандской пышностью не встанет из пелён,
не вкатит яблоко под косолапый трон.

А те, кто некогда ботаниками были,
плывут на облачке почти не книжной пыли,
грызут бессонницу, и судят, и рядят,
что лес не рубится и щепки не летят.

Фаготы тёмные и светлые свирели
поют их подвиги и греют их постели,
и дышат влагою в прозрачные зрачки,
и векам виевым готовят пятачки.

Но где же плакальщицы, жёны дорогие?
– Там, где и вотчины, и цацки именные,
полупризнательный в газетке некролог
и верной трубочки над плитами дымок.


2.

      (Холмистая дева мне снится частями своими:
      немёртвая греет подружка
      мой, кажется, утренний прах...
      А я вспоминаю, как звали вчерашнее имя,
      и Логос похмельную кружку
      руками сжимает в руках.)

Когда эпилог неудачен и сух, о как
странно устроен образ твой, анна К.,
как чучело белки в кошачьих грёзах, как тот,
кто ходит в часах, камня набравши в рот.

Так подменяют свадьбу – дружбой в чужом углу,
время теряя спать и хвалить стрелу,
что в долговое сердце, грозное добротой,
переместил крылатый вьюнош, подельник твой.

Я ли стал неподвижен? ты – неподвижна? вкус
пыли у наших губ... уксус клятва? укус
клятва? клятву забудь клятва? чернозём чернозём?
Опыт позже продолжим. Порознь. Когда умрём.

Когда позвоночник гибкий. Когда цветка
хозяйка в гербарии. Бог и К.,
анна, которую некогда. И звезда –
сквозь. Бессмертник и жужелка.
Пустота.



1990 ГОД

Как печальна советская чаша.
Есть другая, печальней стократ:
распадается молодость наша –
это горького сокол арбат!

Как в метро знаменитом поездки
и пикник над подземной рекой –
так искусство срывать занавески,
делать всякие жесты рукой.

Продолжайтесь, каникулы духа,
разучавшие грамоте нас:
между строк прозвучит оплеуха
и заржёт оскорблённый Пегас.

Погружайся в песок, Персефона,
бросив взгляд изумлённый один
на анчар, чья священная крона
шелестит среди русских осин.

Затемненье. Заслуга. Зарплата.
Ничего не хочу. Уходи
жалкой прозой, глотком самиздата,
гимназическим вальсом в груди.

Что-то медлит она, не уходит...
Леденцовый вдыхает дымок,
разоряется и колобродит –
ерунда, это книжный упрёк!

Пустяки. Принимая на веру
воробьиную песню свою,
ты воскреснешь во взятом к примеру,
отнимающем время, краю.



НА СОВЕТСКОМ ГЕКЗАМЕТРЕ

< I >

На советском гекзаметре долго ли сказку сказать
в дидактическом роде, с подёнщиной и вкусовщиной,
половиной щеки обратясь к поцелую и вспять,
закадычным врагам улыбнувшись другой половиной?


< II >

Вспомни всё, чем тверды пятистопные волны стиха,
вспомни всех, кем разбито правдивое зеркальце речи,
и вздохни напрямик, что вербальный характер греха –
это только предлог, а не повод для будущей встречи.


< III >

Лишь со скоростью тьмы говоря из глагольных сетей,
мировое орфейство молчит, умножая трактаты
с апологией праздных трудов и досужих затей –
неизбежное благо, которым больны меценаты.


< IV >

Потеряй на прощанье оправданный целью блокнот!
Всё же лучше Олимп вместо медных долгов поневоле;
всё же – выше квартиры не снимешь, хоть климат не тот,
хоть соседи сидят на амброзии и валидоле.


< V >

Хоть подсмотришь в окно: по регламенту будет весна,
будет слабая ночь, выдыхаясь, редеть аккуратно...
Ты увидишь одну из богинь – покачнётся Луна,
отразится в кошачьем зрачке и вернётся обратно.


Окончание книги Андрея Полякова


Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Тексты и авторы"
"Поэзия русской диаспоры" Андрей Поляков "Для тех, кто спит"

Copyright © 2003 Андрей Поляков
Публикация в Интернете © 2003 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго
E-mail: info@vavilon.ru