ЧАСТЬ III
ДО ВОЗДУШНЫХ ПОЛЕЙ
Нет, не мигрень, не медок на устах 
песня, допетая впрок...
Мальчик, сжимающий крепко в руках
красного цвета флажок,
вспомни вот-вот, как тебя на парад
мама и папа берут,
за руку дёргают, эй, говорят, 
вечером будет салют!
Выдай мне азбуку дружной семьи,
чтоб поделиться кругом.
Братья и сёстры блефуют мои,
вечность теряя тайком.
Любит язы́ки плести Вавилон,
ноет воронья душа...
Был я несчастен и был я влюблён,
почерком мелким дрожа.
Вещему Фрейду должок отдавал,
общежитейский акын.
Всё насекомым словам повторял:
славьтесь, пыльца и хитин!
Саша ли, Миша ли  кто б ни горел,
как-то иначе горят.
Шпага глотается. Крошится мел.
Шаришь во тьме наугад.
Лавра листочек в тарелке моей 
нив Елисейских залог.
Что ж... Ничего. До воздушных полей
я пронесу твой флажок!
ЭЛЕГИИ НА СЛУЧАЙ
Прозрачная родина в ветре пустом  
о ней упомянем передним числом.  | 
I
Прости мне, бабочка, наперсница души, 
          о, энтелехия, летающая всюду,  
тот, кто витийствовал в столь варварской глуши, 
          тот лёгок был, как ты, а я уже не буду. 
Здесь, Капитолия и Форума вовне, 
          позвав капустницу Мариной или Светой, 
карманы вывернув  ни звука о вине!  
          стою, расстроенный, с потухшей сигаретой. 
А крови красный гул волнует пиэрид, 
          сиреной кажется, что слух ночной смущает. 
С акцентом греческим комар вокруг звенит, 
          и жить торопится, и тоже исчезает. 
Не зря в собрании один екклесиаст: 
           Всё суета,  сказал,  что рифмой не спасётся, 
но за молчание никто вам не воздаст, 
          а слово бедное и так не отзовётся...  | 
II
В России ветрено, в Израиле  темно, 
      но, постепенно холодея, 
прекрасно в нас влюблённое вино 
      провинциального морфея. 
Ни денег выручить, ни жажды утолить... 
      Да ладно, говорю, не надо! 
Слепую дудочку в колене преломить 
      я обещал тебе, Эллада. 
И спьяну выполнил сей варварский обет  
      ни слога более, ни звука. 
Тяжеле бабочек и выше пирамид 
      А.П.Квятковского наука. 
Зачем же слышится мне песенка одна, 
      когда из верного стакана 
спешит амфибия домашнего вина 
      резвиться в сердце меломана? 
В кошачьем дворике унылою порой 
      стакан за лавочкой припрячу... 
Ни слова более. Эвтерпа, я не твой. 
      Прощай! Я ни о чём не плачу.  | 
EPISTULAE EX PONTO
"Дорогой Поприщин,  пишет подруга,  
ненаглядный, милый, родной, любезный! 
Здесь, в глубокой Ялте, под сенью Юга 
левым боком выходит мне век железный. 
И пылится тополь пирамидальный, 
и грузин с улыбкою феодальной 
провожает взглядом одну москвичку... 
Ты ж, моя любовь, перешёл в привычку". 
"Дорогая подруга,  пишет Поприщин,  
ненаглядная, в смысле  не глядя, что ли? 
век железный в сумме магнитных истин 
плюс кладёт на минус, как учат в школе, 
столь, бля, гулко, столь, бля, пирамидально, 
что вассал с улыбкою вертикальной 
пусть брюнетит взглядом одну блондинку! 
Ты ж, моя душа, перешла в картинку". 
"Дорогой Покрышкин,  пищит Подруга,  
дорогой, уважаемый, милая, но неважно... 
Как дитя здесь плачет скифская вьюга, 
а чекист чекисту твердит:  Не ваш, но 
и не наш город Томис в устье Дуная, 
жаль, воды зачерпнуть нагая Даная 
не успела, ибо, совдеп ругая, 
пала жертвой моссада и самурая!" 
"Догорая подпруга,  пашет панфёров,  
это ведь я написал календарь-шестикнижие Фастов, 
этот недавний мой труд для тебя написанный, цезарь, 
этим и многим другим твоё божество заклинаю, 
это посланье моё писано болен я был 
этой причина беды даже слишком известна повсюду 
славой моим ли стихам иль твоей любви я обязан 
парус на диво большой ставил и я иногда  | 
ПОСЛАНИЯ ПРЕКРАСНОЙ С.
Подруга древняя за Бога виновата: 
сгорела родина в крови... 
Ты любишь родину? вот так и я когда-то 
любил предмет любви.  | 
1.
подражая ястребу щуришь глаз
пару ласточек замечая в круге
я любил кого-то возможно Вас
дело давнее не вернуть подруги
разрастался хвощ и зудел комар
невозможно понять ни игры ни масти
ни фальшивой каторги юных пар
ни советских снов ни летейской власти
а в москве беззвучно метёт снежок
вавилонит разум бутыль пустая
близорукий щурится Ваш зрачок
близорукий свет горит не сгорая
2.
барабанный бой меня пощадил
никакая страсть меня не сожгла
мир лечил сетями а не ловил
не закончил спирт не взяла игла
чтоб за ревность Божью за верный кров
неизвестно с кем я крутил стакан
чтобы вирши мои на правах кротов
под землёй ползли до известных стран
и когда я сам под зелёный холм
вслед за ними кану в кротовый лаз
оплачу́ я место где Вас нашёл
и опла́чу время где встретил Вас
3.
в ближней точке местности та же даль
и намёк на ангела или чёрта
а в ялте белый цветёт миндаль
и буксир кричит выходя из порта
магомет ходячей лишён горы
мерит на глазок крутизну эпохи
а в москве хватает своей муры
не дороже слава не крепче кофе
то ли спать пойти то ли так сидеть
вырывая строчки поодиночке
из той точки пространства куда глядеть
может только женщина в этой точке
4.
я приехал в ялту и пил вино
и нашёл тот двор где цветёт миндаль
на дворе трава на траве бревно
под ногами небо а в небе сталь
я был счастлив как некогда и всегда
не томили меня ни amor ни mort
и кривую пасть не рвала узда
и буксир кричал покидая порт
близорукий взгляд вездесущ во сне
но нельзя спасенье менять на глаз
если ж Вы не вспомните обо мне
обещаю сделать это за Вас
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА В ЧЁРНОМ СТЕКЛЕ
1.  | 
Продолжение праздника в чёрном стекле, 
разлинованный вдаль канцелярский товар  
вот и всё, что служило тебе на земле: 
утешение царское, искренний дар.  | 
2.  | 
Ты учился его предавать наугад, 
отступая на кухню в потёмках чужих, 
где хорошие люди, как Парки, не спят, 
портвешком пробавляясь... Я сам из таких.  | 
3.  | 
Я и сам выпиваю и сызнова пью, 
виноватую песню тяну за столом, 
как, ревнуя ревнивую душу свою, 
путешествовал Лот из Содома в Содом.  | 
4.  | 
Холодок равноправия Божьих вещей 
согревает того, кто напрасно поёт: 
это значит  мы братья по речи своей! 
это значит  словарь в наших венах течёт!  | 
5.  | 
А кто умер от жажды, тому невдомёк, 
что любая посуда была глубока, 
чтоб случайного праздника сделать глоток... 
Для случайного праздника хватит глотка.  | 
СТИХОТВОРЕНИЕ, ОСТАНОВИВШЕЕ НОЧЬ
Без заварки крутой кипяток, сигаретка одна на двоих... 
Ворошиловский, помнишь, стрелок был нам близок в исканьях своих? 
Есть ещё и такая тоска: в соответствии с книгой одной, 
грека в Лете по локоть рука, Генри Миллер поводит клешнёй. 
Трупик рака мусолит птенец, помещённый в специальный прибор  
за щекой у него бубенец, и недолго лететь через двор. 
Перекручен родной горизонт и продут позвоночным столбцом, 
чтоб нашёлся древесный резон за париж приниматься птенцом. 
Но эзоповы комплексы здесь  разновидность тюрьмы и чумы, 
потому что восточная спесь расписной не унизит сумы. 
Вот. Раскосым глазам никогда не увидеть свободной любви, 
потому что иная звезда, словно лёд, растворилась в крови, 
потому что открыла стрела путь кратчайший в скворечню души, 
и скворец, становясь из стекла, научился считать барыши. 
За великой спиной Лао-цзы, где певец жёлтым небом промыт, 
где вполсилы прикушен язык  спи, проклятый бухгалтер! 
Не спит.  | 
ПИСЬМО
...ни зрением тебя ни увидать, 
ни бессловесной музыкой потрогать, 
где в золотых, как счастие, волнах 
есть что-то христианское, пустое... 
 
  
Привет из Крыма! Я уже бессмертен. 
Сейчас  не так, а по ночам почти 
уверен в этом. Странные заботы 
меня одолевают. Как-то всё 
неправильно. Непрочно. 
                                        Сокрушаясь, 
я вышел с папироской на балкон. 
Над кровлями курортной Фиваиды 
воинственные крались облака, 
готовые пленить нефелибата. 
Безумный Понт витийствовал. И здесь 
риторика! Переизбыток Понта. 
Переизбыток писем на воде. 
Тебя им не достигнуть: расстоянье 
обкрадывает даже сны... 
                                          Не спать, 
но пить. С другой и за тебя. Так долго, 
чтоб постарело сердце. Чтоб всерьёз 
полакомить голодную Эрато 
смятеньем, страхом, жалостью, виной, 
как будто что-то кончилось... 
                                              Как будто 
прощальный факел слишком начадил. 
Как будто плоть достойна певчей книги. 
Как будто стыдно обронить слезу, 
бежав из-под бульварного ареста 
туда, где благородная листва 
не трижды облетает в эту осень, 
где, верю, город лучший и чужой, 
где, если замерзаешь, дорогая,  
в парадных стой, где воздух воспалён, 
чуть греет ключ  и светятся ступени.  | 
СТАНСЫ
Что за крошево песенки, нотной соли, 
мусикийского полога колыханье?.. 
Ударенье сделай на первой доле, 
и больное горло стеснит рыданье. 
Как полки сдавались земные звуки  
где твоя победа, дифтонг-заика? 
Выйдет из окопа, поднимет руки, 
и возьмёт в полон его Эвридика. 
Переспелым громом щекочет память, 
синей книгой или щенячьей славой... 
Здесь бы и остаться, да как заставить 
виршеплёта нежной дышать отравой? 
Расслоенье сердца  вот закавыка 
и причина тварного прозябанья: 
бремя вещих снов твоих, Эвридика, 
пепел зряшного света  тире  мерцанья. 
То-то глаз цепляется за пространство 
и глотает наживку в виде короткой 
юбки! Трудно знать ему постоянство 
тех, кто лёгкой походкой спешит за водкой. 
...Удаляйся, дева, козьей тропою, 
коль свирель не держит тебя, подруга, 
эхо взгляда чувствуя за спиною 
и внимая песням иного круга.  | 
СТИХИ А.К.
1.
(Я повторю: "любовь, как рыба молодая", 
но что напишет мне тетрадь твоя пустая 
и водянистая, где есть на самом дне 
осадок чёрного рыбачьего упрёка?.. 
Что сердце сердце ест, как соль, Москва далёко, 
а в Симферополе  ни плюнуть, ни блеснуть, 
кругом писатели  и некуда уснуть.) 
  
Не пой, красавица... К столу ли нам веселье? 
Начнётся песенка, когда придёт похмелье, 
туман развеется, и ты увидишь, кто 
с тобою рядом спит, закутавшись в пальто. 
Любовь напомнила железного наркома  
мат птичьих сумерек, повадки костолома, 
сквозняк желания, неслабые слова: 
"Пипл выпал, и была тусовка такова!" 
Прошла селекция свинцового гороха  
чего ж ещё тебе?.. Мордастая эпоха 
с фламандской пышностью не встанет из пелён, 
не вкатит яблоко под косолапый трон. 
А те, кто некогда ботаниками были, 
плывут на облачке почти не книжной пыли, 
грызут бессонницу, и судят, и рядят, 
что лес не рубится и щепки не летят. 
Фаготы тёмные и светлые свирели 
поют их подвиги и греют их постели, 
и дышат влагою в прозрачные зрачки, 
и векам виевым готовят пятачки. 
Но где же плакальщицы, жёны дорогие? 
 Там, где и вотчины, и цацки именные, 
полупризнательный в газетке некролог 
и верной трубочки над плитами дымок.  | 
2.
(Холмистая дева мне снится частями своими: 
немёртвая греет подружка 
мой, кажется, утренний прах... 
А я вспоминаю, как звали вчерашнее имя, 
и Логос похмельную кружку 
руками сжимает в руках.) 
  
Когда эпилог неудачен и сух, о как 
странно устроен образ твой, анна К., 
как чучело белки в кошачьих грёзах, как тот, 
кто ходит в часах, камня набравши в рот. 
Так подменяют свадьбу  дружбой в чужом углу, 
время теряя спать и хвалить стрелу, 
что в долговое сердце, грозное добротой, 
переместил крылатый вьюнош, подельник твой. 
Я ли стал неподвижен? ты  неподвижна? вкус 
пыли у наших губ... уксус клятва? укус 
клятва? клятву забудь клятва? чернозём чернозём? 
Опыт позже продолжим. Порознь. Когда умрём. 
Когда позвоночник гибкий. Когда цветка 
хозяйка в гербарии. Бог и К., 
анна, которую некогда. И звезда  
сквозь. Бессмертник и жужелка. 
Пустота.  | 
1990 ГОД
Как печальна советская чаша. 
Есть другая, печальней стократ: 
распадается молодость наша  
это горького сокол арбат! 
Как в метро знаменитом поездки 
и пикник над подземной рекой  
так искусство срывать занавески, 
делать всякие жесты рукой. 
Продолжайтесь, каникулы духа, 
разучавшие грамоте нас: 
между строк прозвучит оплеуха 
и заржёт оскорблённый Пегас. 
Погружайся в песок, Персефона, 
бросив взгляд изумлённый один 
на анчар, чья священная крона 
шелестит среди русских осин. 
Затемненье. Заслуга. Зарплата. 
Ничего не хочу. Уходи 
жалкой прозой, глотком самиздата, 
гимназическим вальсом в груди. 
Что-то медлит она, не уходит... 
Леденцовый вдыхает дымок, 
разоряется и колобродит  
ерунда, это книжный упрёк! 
Пустяки. Принимая на веру 
воробьиную песню свою, 
ты воскреснешь во взятом к примеру, 
отнимающем время, краю.  | 
НА СОВЕТСКОМ ГЕКЗАМЕТРЕ
< I > 
На советском гекзаметре долго ли сказку сказать 
в дидактическом роде, с подёнщиной и вкусовщиной, 
половиной щеки обратясь к поцелую и вспять, 
закадычным врагам улыбнувшись другой половиной? 
< II > 
Вспомни всё, чем тверды пятистопные волны стиха, 
вспомни всех, кем разбито правдивое зеркальце речи, 
и вздохни напрямик, что вербальный характер греха  
это только предлог, а не повод для будущей встречи. 
< III > 
Лишь со скоростью тьмы говоря из глагольных сетей, 
мировое орфейство молчит, умножая трактаты 
с апологией праздных трудов и досужих затей  
неизбежное благо, которым больны меценаты. 
< IV > 
Потеряй на прощанье оправданный целью блокнот! 
Всё же лучше Олимп вместо медных долгов поневоле; 
всё же  выше квартиры не снимешь, хоть климат не тот, 
хоть соседи сидят на амброзии и валидоле. 
< V > 
Хоть подсмотришь в окно: по регламенту будет весна, 
будет слабая ночь, выдыхаясь, редеть аккуратно... 
Ты увидишь одну из богинь  покачнётся Луна, 
отразится в кошачьем зрачке и вернётся обратно.  |