[Эссе.] Urbi: Литературный альманах. Выпуск десятый. СПб.: Атос, 1997. ISBN 5-7183-0134-4 С.55-56. |
В конце семидесятых я был свидетелем спора "Пастернак или Мандельштам". Последним и неотразимым доводом мандельштамофила были песенки на слова Пастернака из популярного телефильма: "На стихи Мандельштама шлягера не сочинишь...". От окончательной сакрализации спасла тогда Мандельштама певица Алла Пугачева с ее: "Петербург! Я еще не хочу умирать..." Я понапрасну ждал Мне бесконечно жаль Хотелось счастье мне Должно быть, эталон русской любовной лирики - пушкинское "Я помню чудное мгновенье". Так вот, это мгновенье просвечивает в шлягере: Я понапрасну ждал, Мне бесконечно жаль, или: Мне бесконечно жаль, Даже ритмически выпадающий из переклички пушкинский стих Шли годы. Бурь порыв мятежный подхвачен семантически песенной строчкой Твоих несбывшихся мечтаний... Гениальное и пошлое - близнецы. Они говорят о главном: муках любви, слезах радости, боли воспоминаний. Первое находит слова особенные, единственные, второе - замусоленные, залапанные. Но все равно близнецы неразлучны. Так что, читая классиков, слушая Моцарта или Шопена, невольно приникаешь к чистому роднику искусства - кичу. |
Продолжение книги "По шкале Бофорта"
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
"Urbi" | Игорь Померанцев |
Copyright © 1998 Игорь Померанцев Публикация в Интернете © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |