Игорь ПОМЕРАНЦЕВ

Чудная боль воспоминаний

        По шкале Бофорта:

            [Эссе.]
            Urbi: Литературный альманах. Выпуск десятый.
            СПб.: Атос, 1997.
            ISBN 5-7183-0134-4
            С.55-56.


            В конце семидесятых я был свидетелем спора "Пастернак или Мандельштам". Последним и неотразимым доводом мандельштамофила были песенки на слова Пастернака из популярного телефильма: "На стихи Мандельштама шлягера не сочинишь...". От окончательной сакрализации спасла тогда Мандельштама певица Алла Пугачева с ее: "Петербург! Я еще не хочу умирать..."
            Втайне я был признателен певице: культ Мандельштама среди порядочных людей становился удушающим...
            Про этот спор я вспомнил недавно, слушая довоенное танго "Мне бесконечно жаль". Мне кажется, я разгадал секрет его очарованья. Но сначала слова песни:

        Я понапрасну ждал
        Тебя в тот вечер, дорогая,
        С тех пор узнал я, что чужая
        Ты для меня.

        Мне бесконечно жаль
        Твоих несбывшихся мечтаний,
        И только боль воспоминаний
        Гнетет меня.

        Хотелось счастье мне
        С тобой найти,
        Но, очевидно, нам
        Не по пути...

            Должно быть, эталон русской любовной лирики - пушкинское "Я помню чудное мгновенье". Так вот, это мгновенье просвечивает в шлягере:

        Я понапрасну ждал,
        Душе настало пробужденье...
        Как мимолетное виденье...
        Ты для меня.

        Мне бесконечно жаль,
        Я помню чудное мгновенье...
        Как мимолетное виденье...
        Гнетет меня.

    или:

        Мне бесконечно жаль,
        И сердце бьется в упоенье...
        И божество и вдохновенье...
        Ты для меня.

            Даже ритмически выпадающий из переклички пушкинский стих

        Шли годы. Бурь порыв мятежный
        Рассеял прежние мечты...

    подхвачен семантически песенной строчкой

        Твоих несбывшихся мечтаний...

            Гениальное и пошлое - близнецы. Они говорят о главном: муках любви, слезах радости, боли воспоминаний. Первое находит слова особенные, единственные, второе - замусоленные, залапанные. Но все равно близнецы неразлучны. Так что, читая классиков, слушая Моцарта или Шопена, невольно приникаешь к чистому роднику искусства - кичу.

Продолжение книги "По шкале Бофорта"                     



Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Тексты и авторы"
"Urbi" Игорь Померанцев

Copyright © 1998 Игорь Померанцев
Публикация в Интернете © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго
E-mail: info@vavilon.ru