[Эссе.] Urbi: Литературный альманах. Выпуск десятый. СПб.: Атос, 1997. ISBN 5-7183-0134-4 С.57-61. |
Все, что касается языка и особенно языка поэтического, - объемно, многозначно. Выучившие английский и немецкий, как правило, замечают, что немецкая поэзия понятней английской. Даже символические и сюрреалистические темноты австрийских поэтов кажутся прозрачней стихов озерной чистоты. Падежные и глагольные флексии, ярко выраженный род и твердый порядок слов ведут тебя по темным аллеям германских сумерек. Бесчисленные же степени свободы в английском языке позволяют словам в стихе двигаться и вращаться одновременно в разных направлениях. Тебя никто не берет за руку, никуда не ведет, не подсказывает. Ты должен сам мысленно соединить слова и увидеть в разбегающемся хаосе смысл и красоту. Говорят ли что-нибудь эти языковые характеристики - твердый порядок слов и бесчисленные степени свободы - о носителях немецкого и английского? Жившие в Германии и Англии знают: говорят. Недаром крупнейшие философы ХХ века так рьяно комментировали язык, а филологи, решавшие сугубо профессиональные задачи, вдруг оказались в ряду властителей дум. Что до поэтов, то вовсе не напрасно интервьюеры столь часто просят их назвать любимую часть речи. О.Мандельштам, наверно, сказал бы: терпкую (на другие части речи он выходил через прилагательное). В.Маяковский мог бы сказать, что частям речи предпочитает части тела (тем самым демонстрируя любовь к родительному падежу). В.Хлебников ответил бы: землесозверие (понимай: страсть к спариванию и случке морфем). Господи, ты раскалил эту жаркую печь Или: О чем ночные наши мысли? Или: Когда уснем, Чаще всего поэзия предпочитает отвечать на подобные вопросы. Но время от времени, дабы избежать самоупоения, ей стоит вопрошать, а не изрекать. Кушнеровский вопрос - просительный, а не взыскательный. Психологически этот тон - единственно верный, если уж приходится смотреть снизу вверх: Всю ночь в наш сон ломился гром, Вопрос - это легализация сомнения, сосания под ложечкой. Где неясно, там тоскливо. Спросив вслух, преодолеваешь сомнение, разгоняешь тоску: Зачем Ван Гог вихреобразный Вопрос - это средство от одиночества. Ты спрашиваешь, значит тебе ответят. Даже когда незнакомый на улице спрашивает дорогу, чувствуешь собственную значимость. Чего-то ты да стоишь: Звонит мне под вечер приятель, дуя в трубку. Вопрос - это приглашение, ничем не чреватое. Авторитарная личность больше всего любит власть. Авторитарность не может без людей. У нее свои приемы: быть притягательной, интригующей, очаровательной. Но если ты знаешь ее корыстные повадки и ценишь свободу, то дружишь с теми, кто задает вопросы, кто спрашивает. Власть не спрашивает, а повелевает. Вопрошающий поэт - антипод власти: Разве плачут в наш век? Вопрос - это возвращение в детство. Что это, папа? Мама, где ты? Чаще всего задаешь вопросы в детстве, чтобы убедиться, что существуешь на самом деле. Любой ответ означает: "Да, ты живешь. Да, это ты". Где ребенок, там и вопрос: Ни взрослой усмешки, ни опыта жизни. Вопрос - это одиночество. Потому что чаще всего и охотней всего разговариваешь с собой, бормочешь что-то, мурлычешь: Словно ящичек, выдвину строчку: Или: С кем по ночам так тихо говорю? Вопрос - это вежливость, чувство такта. Вместо того, чтобы сказать: "Ну загнул, дурило!", ты переспрашиваешь, наводишь на мысль, чтоб дурило сам догадался, что мелет чепуху: Ты себя в счастливцы прочишь, Или: Бог был так милостив, что дал нам этот век. Вопрос - это допрос. Но понарошку. Ты ведь без погон. Нет, это профанация допроса: Я "Исповедь" Руссо Вопрос - это изумленье в приличной, подобающей взрослому форме: Плывут облака: Вопрос - это ненадежность, неуверенность, хрупкость, это страх за любовь: А сейчас что за век, что за тьма! Или: На свете, где и так все держится едва, Вопрос - это попытка бегства из поэзии в драматургию: Не помню, как заснул и сколько спал - мгновенье Даже когда в кушнеровских стихах вопросительный знак формально отсутствует, он все равно просвечивается, как водяной знак: Никто до конца ничего ни о ком Признание в неспособности, в непонятливости благородней, чище, легче бесплодного психологизма. Умники видят всех насквозь. Умницы беспомощно разводят руками. За это первых разъедает собственная кислота и острота, а вторых носят на руках, души в них не чают. 1987 |
Продолжение книги "По шкале Бофорта"
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
"Urbi" | Игорь Померанцев |
Copyright © 1998 Игорь Померанцев Публикация в Интернете © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |