Игорь ПОМЕРАНЦЕВ

Лучшие фильмы нашей жизни

        По шкале Бофорта:

            [Эссе.]
            Urbi: Литературный альманах. Выпуск десятый.
            СПб.: Атос, 1997.
            ISBN 5-7183-0134-4
            С.123-124.


            Великий немой родился сто лет назад. Дар речи он, в конце концов, обрел, но еще долго оставался Великим дальтоником. Последние полвека у кино репутация Великого без всяких оговорок. Историки культуры и киноведы любят составлять списки самых Великих фильмов. А что остается делать не киноведу, а дилетанту? В список шедевров мирового кино я обычно вношу фильмы, которые потрясли меня лично, а не весь мир. Например, "Дети партизана". Этот фильм я смотрел лет сорок назад, а до сих пор помню: двух детей, мальчика и девочку по имени Олеся, преследует в лесу фашистский прихвостень. Они прячутся от него, но не сдаются: перочинным ножом вырезают на коре деревьев: "Глушко - предатель". От ужаса я подымаю вверх ноги, и на меня кричат другие дети-зрители, которым я мешаю смотреть фильм.
            Самые острые кинопереживания в детстве были для меня самыми острыми жизненными переживаниями. Я предпочитал вторые смены первым, чтобы с утра поспеть в кино. Я знал все дыры в заборах летних кинотеатров, сквозь которые можно было вполглаза прорваться на вечерний сеанс. Я всерьез собирался подделать паспорт, чтобы меня пускали на фильмы "до шестнадцати".
            Из всех художников мира я больше всего любил вдохновенных мазил наших провинциальных кинотеатров: у них, у мазил, была своя иерархия, свои подмастерья-счастливчики. Теперь этот цех, эта гильдия вымерла: плакаты вытеснили свеженамалеванную афишу. А ведь там были свои Джотто, свои Шагалы. Лучше всего им давались физиономии Фернанделя, Луи де Фюнеса, Бурвиля: уроды куда узнаваемей красавцев. Теперь я редко выбираюсь в кино. Даже не знаю, почему. Но о своей первой любви, любви к кино, лет двадцать назад я написал стихи:

        Я пошутил: представь себе, сказал,
        Стриптиз на сцене. Ярусы, партер
        Мужчинами забиты. Я сижу
        В ряду последнем. Рядом: кинолента,
        Затертая, обглоданная. Пусть
        Кристиана-Жака, пусть Де Сики.
        Я с ней целуюсь. Разве я могу
        Любить других?

        Оркестр. Мороженое. Человек-гора
        Аккордеонный приоткроет ящик:
        Оттуда - скок! - пружинкою горбун -
        И по рядам фойе под женский визг,
        Переходящий в шепот. Пинхус Берг!
        Какой теперь иерусалимский мальчик
        От вас не оторвет своих маслин?

        Зима и кафель. Приоткрутишь кран:
        По раковине цокают сосульки,
        В затылок смотрит Герда. За тобой
        На лыжах смерть в халате белофинна,
        Размахивая палками, бежит.
        Нас распустили. Будь благословен
        Проклятый вирус гриппа.
        Ты - свободен.

        Есть где-то город. Есть отшиб. На нем
        Не празднуют законов карантина.
        Есть девочка и мальчик. В темноте
        Рукой, как бантиком, отмечено колено.

        Любил ли я ее? О, если б знал
        Тогда, что можно с женщиною делать,
        Я б застрелился: пулею в висок.
        Аплодисментов стайка. Каждый жест
        Фальшив. От атропина
        Зрачки расширены. Она поет
        "Арриведерчи Ро...". Мой старший брат
        Ее уводит.

        Теперь такие фильмы не идут.

Продолжение книги "По шкале Бофорта"                     



Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Тексты и авторы"
"Urbi" Игорь Померанцев

Copyright © 1998 Игорь Померанцев
Публикация в Интернете © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго
E-mail: info@vavilon.ru