Стихотворения. Иерусалим: Гешарим; М.: Мосты культуры, 2002. ISBN 5-93273-086-2 80 с. |
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЯФФО
На рассвете в начале лета
по блестящим чешуям мелкой приливной волны
скрипучая темная лодка скользит под подошву холма
в рыбий желудок порта
Я смотрю в бок медного кувшина
там извивается как трубка кальяна лицо человека
который вернулся в свою страну через десять лет
после того как бежал из нее Ему нехорошо
но до него никому нет дела
и это успокаивает
Сейчас меня вырвет в зеленую воду родины
утренней лепешкой с сушенными финиками
Вон она
сизая полоса над горным хребтом за прибрежной долиной
Там под овчиной солнечного пара
пропахшей песком и наной
я вырос треть века назад -
в глиняном доме в саду на склоне горы
среди черепков черепах и змей
Лодка ткнулась в берег
Я вливаюсь в толпу на причале Искупаемся
в родственной слизи трясь о бока троюродных братьев
как рыбы в последних эпилептических содроганиях на камнях причала
Крепко держу узелок с деньгами могут отхватить вместе с пальцами
Ох как кружится голова Чего бы я хотел сейчас?
Ни-че-го: быть в прозрачном пузыре отсутствия
Сесть в тени закрыв глаза
пока уши насилуют крики
старьевщиков продавщиц зелени
и отвратительно жизнелюбивый
распев торговца арбузами
Я кажется понял: мне ничего не грозит
я проскольжу мимо дома как мимо всего остального
даже если буду в нем жить
Я лишь представление о себе
пар от дыхания сеть от ячейки
Я не могу умереть потому что меня и не было
Закат, висящий сейчас над чашей с йодом по имени море
единственное за что я могу держаться но
этого не так и мало этого
бесконечно
много
Из НОВЫХ КУМРАНСКИХ РУКОПИСЕЙ
1. (Иродион)
Здесь стоял его сад над квадратным прудом
Каменели гранаты инжир тяжелел
И оскал белой башни над Верхним Дворцом
упирался в прозрачный предел
В этой яркой воронке из синих зеркал
отражались колонны дробясь на ходу
в переносице света где голубь топтал
как враждебное знамя живую звезду
Когда день сбросит кожу за сизой грядой
и на крышах дворца загорятся огни
воздух с моря придет и прохладой своей
даст мне сил перемочь предстоящие дни
Словно пчелы в меду в неизбежной вине
без друзей и детей словно город без стен
я стою над пустыней как ходят во сне
и горяч мой покой как чужая постель
2.
Время превращаться в камни пришел аравийский царь
Мы зависли на высоте как голубки в гнезде
Я поднимаю глаза и не вижу пылающего лица
но я слышу твой голос всегда и везде
А в моем базальтовом теле изнеможение сил
Сторожевая башня пуста как глаз без зрачка
В колоннаде Дома Собраний заблудился язык
Осы переходят вброд водосток виска
3.
Закат оползает за ближней горой
как с древней террасы спасительный слой
медовой и розовой глины на дно виноградной долины
Никто не следит за подпорной стеной
и вновь не сплетает корзины
И так же мучительно больно глядеть
как будто в зенит на небесную твердь
на то что пробита стена
Цветут цикламены Стоит как Аммон
среди черепков и камней анемон
На кладбище нашем
весна
* * *
Брошенный сирийский военный лагерь
над ущельем Слышен шум водопада
сам он не виден
Голаны тихое пустое плато
покрытое высокой травой
Иногда посреди ровного поля пропасти
такой резкой прелести что
сбивается зрение
Это место знает два состояния:
война и промежуточное перемирие
И как перед сном или смертью
в желтом вечернем мерцании
скользит олень с грацией подростка
исчезая на месте садов
за обвалившимися базальтовыми стенами
византийской деревни
АНАТОТ
Мы долго спускались с огромной песчаной горы
по кольцам светящейся белой дороги
Спиралью движенья вскрывались сухие миры
как русло для взгляда и чистая почва тревоги
Пустыня была мне близка как пустой горизонт
где каждая вещь обретает свое измеренье
Мы можем построить свой город запомнить свой сон
на твердой скале изначального изнеможенья
Я жизнь не могу удержать но я знаю что я был с тобой
что в этой мечте я гулял и летал и валялся
Я смог наконец в этот раз сжать гудящие пальцы
в лимонном саду над источником с нежной водой
В анисовых зарослях шорох стрекоз
земля словно солью пропитана черепками
Здесь можно застыть монументом естественных слез
над тем что любая любовь обращается в камень
Но в этот момент я был сутью ущелья его
сознанием силы его сквозняком удержанья
кипящего света над истеричной кривой
сползания в непродуктивную жалость
Есть ясная щель в безвоздушной пустыне зазор
с водой из-под камня и тенью под хищною птицей
И если все нити на время связались в узор
то с тем что случилось уже ничего не случится
ПОСВЯЩЕНИЕ ДЕННИСУ СИЛКУ
1.
А потом он умер
До этого было многое
уместившееся в предыдущей фразе
где-то между "он" и "умер"
Он прошел эволюцию
от лондонского школьника через Йетса и британские ВВС
к маргинальному левантийскому поэту
пишущему по-английски на краю
своего языка
Тут хочется сказать очень по-русски
со вздохом что как бы не в этом
дело А в чем? Ну
действительно?
2.
что исчез некто живой и подлинный...
с кем ты был шапочно знаком несколько лет
И каждый раз в те две-три встречи в холле Синематеки
во время Кинофестиваля в компании у знакомых после вечера
русского израильского журнала ощущал то же
что бывает при не-начале романа:
может сложиться но зачем? нет
совпадения рисунка этой
фазы жизни
3. Куплеты
перевод из Денниса Силка
Она считала, что следует идти до конца во всем
и говорила снегу: будь снегом и дождю: будь дождем.
Она стянула любителя гор в долину слепую
и успокоила мраморным поцелуем.
Теперь сквозь окно в Ковчеге смотрит она
как ее дети тонут в ужасе, как их заливает тьма.
В ДОЛИНЕ РЕКИ СОРЕК
Мы узнаем из этого текста как боялся смерти тот кто давно умер
как он разлучившись с близкими выл по ночам в голос
как на каждом грубом горшке этот гончар выбивал свое имя
и вся глина его поколенья давно раскололась
Но если пройти по склону холма где теперь только лисий колос
услышишь дребезжащую песню которую он пел за работой Амен
она растет в том же месте как у покойника волос
В наших реках вода лишь зимой а в остальное время
чистый горячий свет заливает пустое ложе
Вот заброшенный сад в щели между горами
и ступени к пустому дому здесь ты можешь
сложить с горба свою память корзину с камнями
Ты станешь долиной в окне ящерицей в нише
аркой гробницы в каперсах и астрагале
И будешь летать над собой как крыло стрекозы
плыть одичавшей террасой вниз по горному склону
Воздух висит прозрачный как отсутствие сил
В нем стоит луч по центру круглого свода
Под базальтовым прессом ходящим на этой оси
мы обращаемся в ясное как сосуд без стен
еле заметное колебание света
Во дворе под навесом из листьев голоса и шум
женщины молют ячмень для лепешек и варят ужин
На глиняной крыше белого дома по вечерам
собирается мерцающий круг где каждый каждому нужен
В твоей мастерской полумрак В поле ладоней кувшин
Это гончарное колесо твоя лучшая жизнь
ход его коловращенья только тебе и слышен
След моих пальцев останется на палевом черепке вокруг
места крепления ручки к ребристой стенке сосуда
Он будет на срезе холма у дороги как солнечный блик
как под вечерним ветром лист масличного сада
Кровь гуляет толчками пытаясь вернуться в родник
Тот кто может исчезнуть еще не возник
Облака качаются на ветру гроздьями винограда
ОБЛАКА В ГОРАХ
"Поскольку развитие человечества
приводит к выветриванию чувства правоты что
остается? Быть живоходящими глазами на палочках
Они отсвечивают множественностью взглядов как
осколки бутылочного стекла под луной Я
не хочу всего этого Я хочу хорошего
Спокойно Без истерики Можешь
повеситься Можешь
жить дальше
Раньше
избранности было
больше а выбора
меньше "
Эти ощущения идут
как облака через дом в горах сквозь
мой череп Я сижу на каменной скамье
в парке над долиной Яркона
В любом случае
не стоит репродуцировать трагизм Исходная точка
мы все заранее умерли Нет оснований суетиться Оглядимся
вокруг это пейзаж после смерти Слева розовые
как вывернутая наружу внутренняя ткань горы
Справа зевок моря белый язык прибоя
ангина заката Под ногами на уровне
взгляда плоские крыши
приморского города
* * *
Я люблю пустые рассветные улицы с выключенными светофорами
по которым пускает свою белую Субару знакомый таксист
и она скользит повизгивая покрышками на перекрестках
как когда-то я тормозил подошвами на ледяных дорожках
в сизой тьме у автобусной остановки по дороге в школу
Открывается гладкая черная полоса космос асфальта и стекол
И в отсутствие трения наша синтетическая ладья
начиненная энергией сгорания бензина 96 и времени 98
касается поверхности города не больше чем встречная
летучая мышь целлофанового пакета
Стеклянные автоматические двери Радиостанции
Автомат во внутреннем дворике выбрасывает ледяную банку мангового сока
Я поднимаюсь к себе в надстройку на крыше над Старым городом
Солнце вставшее над Елеонской Горой бьет в окно
Предметы нагреваются и становятся реальными
МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ
Ну, была блудницей, песни пела,
пить вино любила допьяна.
Страшное, помилуй боже, дело
счастья много, а она одна.
Кто глядел в глаза ее пустые
утопал в прозрачном их меду.
Там грехи, как свечки золотые,
самовозгорались на свету.
Как-то утром в солнечном тумане
в Палестину уходили корабли.
А паломники такие были парни
захотелось оторваться от земли.
Мачты не от ветра там скрипели,
не от волн стонал соленый борт
Легкие, без сил, с ознобом в теле
богомольцы вышли в яффский порт.
В переулочках Святого Града
эта египтяночка была
каждому желавшему награда
лишь за то, что мама родила.
А когда ей истина открылась,
с той же пылкой нежностью она
в полное безлюдье удалилась,
сорок лет в пустыне провела.
Ее тень в полях за Иорданом
до сих пор встречают, говорят,
в полдень, когда дремлет козье стадо,
пастухам являлся ее взгляд.
Слаще он, чем финик йерихонский,
карий, и с лучистым ободком.
Его видеть как смотреть на солнце,
все плывет и светится кругом.
"Тексты и авторы" |
Александр Бараш | "Средиземноморская нота" |
Copyright © 2000 Александр Бараш Публикация в Интернете © 2000 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |