СПб.: Бояныч; Бланка, 1999. ISBN 5-7199-0094-2 108 с. |
26.06.99 |
ЧРЕВО КИТА 1: ТЕЧЕНИЯ
Небо плодоносит нами
- микроскопически малыми
- замкнутыми в камерах
подводных лодок, глазу невидимых. Урожай
затем чьи-то руки
высыпают в эту емкость, чтобы
время каждого изжило себя. И скорлупки
дозреют - растворятся в едкой кислоте
чрева Левиафана. Затем монстр отрыгнет
в подзвездную пустоту
нечто вроде облачка,
бывшего человеком когда-то.
Но пока
в темноте внутренностей несемся струйками
то ли песчинок, то ли планктона,
от потряхиваний сбиваясь в ручейки и реки
поколений. Чуть-чуть шуршим
оболочками судеб
- это одиночество охраняет
живые ядрышки от соприкосновений
с чужими. Плывите,
плывите утлые суденышки! На воле
океана вам бы скользить...
Куда вас бросает
в коловоротах - желудочных спазмах кита?
* * *
Вспышка - рукава пиджаков
соприкоснулись - узнавания.
По наружности - человек.
А оказалось - ангел огня.
Пламя его выдает
- из глаз полыхает, струится.
Взгляд обжигает, выбор
метит печатью.
И ты горишь
в лихорадке
- томительно-пугающей,
не уверен ни в чем.
* * *
5.45.
Встать - вертикаль ломается.
Кубики льда
- закоченевший язык - дробью
заколотили в пластмассовый колокол таза.
На термометре за окном -
-17. Из крана льется
- как во времена студенческих баек -
сплошной экстаз. В 9.00
- начало. А дальше -
кислота в горле четырех пар.
На дорогу - час десять:
коммерческая структура - опоздать нельзя.
Цейтнот перца насыпал в легкие.
Немилосерднее двух даг
- движения рваные раны -
по рани стрелки будильника.
Когда впервые по воде пробежала сто один шаг,
почувствовала: сердце
останавливается на пути к нирване.
МОДНАЯ СТРИЖКА
ПО ИНТУИЦИИ ПАРИКМАХЕРА
Модная стрижка у него... Форма
головы - скульптура,
хранящая прикосновение
рук великого мастера:
в камне отсек лишнее, и
появилась совершенная вещь. На шее
словно трехмерный портрет из мрамора
водружен. Не зря
искусство считают точнее
жизни, за которой мы можем
лишь подглядывать
в замочную скважину разума. Вопросы задает
он: где
человек, а где образ? Сомнение
надоедливым комаром
звенит. Я смотрю
на лепку лица ожившего
Антиноя в ореоле мягких волн,
кажется, светлых волос,
ног не чувствуя, от восторга
задыхаясь...
Но есть в пышном затылке, в упругих прядях,
создающих высокий квадратный лоб,
- нет, не ошибка - какая-то неточность
по отношению к этой
- почти божественной -
красоте. Почему?
- задумываешься... А из провала в мысль
моргана незвано появляется.
Вот она
- прекрасная, но жестокая -
благоуханно шелестя
наипрозрачнейшим покрывалом
мая
- будущего
- ведь оно
- фата, которая потом запылится в буднях, истлеет -
дама: входит,
касается нежно ладонями воспоминаний,
зовет память, ушедшую в небытие,
целует... - и.
Образы прошлого оживают: летом
на коре вишни
янтарно светится сок
души дерева - душистая смола
сочится, надеждой истекает. А мужчина
- гарцует, красуясь
породистым жеребцом на манеже моды,
удивляет выездкой напоказ:
галоп,
рысь,
аллюр,
фигурный шаг - движения за каплей
капля. Ионической мудростью
были подсказаны виртуозные каприоли...
Все правильно.
Ножницам парикмахера
интуиция диктовала волю
- модель безошибочно попала в "десятку",
и ток болью предчувствия
уколол сердце.
Если хочется по заумной "нетленке" вздыхать -
вот тебе Александр Блок.
Если нужно иное -
голову заморочит юный любовник Ди Каприо.
* * *
Нет, не зря народ назвал детей "спиногрызами"...
Впрочем, "цветами жизни" тоже.
Желаниям малышей
доводы разума - не помеха.
"Хочу" и "надо" - воюют всегда. Этот ринг
- примета взросления -
у родителей отнимает последние силы. А кроха
доверчиво распахнет глазенки,
жадной ручонкой дотягиваясь
к предмету вожделения...
Хоть уже через миг интерес к нему будет утрачен.
Разбита чашка.
Сломан от нечего делать стебель.
Играми искалеченный, плачет котенок.
Вот и говорят иные мудрецы:
чтобы познать мир,
нужно неистово хотеть его.
Из деликатности принято это стремление
именовать сладким словом - "любовь". Но
никто не задумывается:
каково миру
быть познанным, а затем выброшенным
за ненадобностью в забвение?
ЛАПСЕРДАК "ОТ КУТЮР"
(семейная сцена на фоне пассивного участия автора)
Ой, мама, шика дам!
Из репертуара Филиппа Киркорова
В коридоре две женщины |
- Катенька! Что это
на тебе? В этом жутком тряпье
на улицу нельзя выходить - перед знакомыми стыдно.
Подумают: у него с бизнесом не в порядке,
если обычно гордый такой издатель не может жену
прилично одеть. А губы и ногти
ты зачем накрасила черным?
- Андрюша, милый мой, не волнуйся, |
- Вот это? Слов,
чтобы назвать по-человечески жуть из дерюги,
нет. А цвет? - Боже! Художник по ткани был извращенцем,
придумывая краситель "загар" на детском поносе.
Катя, бомжиха такого не захочет носить:
не пиджак, не жакетик, одно слово - омерзительный
лапсердак, к тому же, фасон
- типа сталинских френчей. А швы? - нет,
струя алкаша! Похоже, заграничный портной
изрядно надрался - в прямом смысле зигзаг. Помнишь,
когда-то я кофр зашивал?
И ты меня за небрежность стежков ругала.
- Андрюшенька! Не сходи с ума. |
- У тебя в мозгах карусель
завертелась от химер непонятной логики моды. На улице
в разгаре май, на коне жары
мягкий асфальт потеет смолою. Зачем ты обулась
в тяжеленые - для зимней слякоти - бутсы? Они же
в два раза длиннее сумочки: в нее поместится только фига,
даже не кошелек. К тому же
на тебе из шифона юбка
- светится, прозрачно струится.
Умоляю, смой помаду, сними этот черный лак.
Переоденься, прошу тебя!
Ты же в этом во всем на черта,
на обнищавшую Хакамаду, нет, хуже!
- на Ксению Стриж похожа.
- Прекрати, Андрей! |
- Какой кошмар... Катенька!
Все это, в том числе, тряпки - мода,
но безумие соляркой горит.
Какая нужда насильно себя превращать в... в... да - в глисту
на гусеницах. Вот у Ларисы - жакетик цветной
и тоже излишне... какой-то... барочный. Но
она же в нем - человек, а ты...
- Андрей, тут вмешаюсь я. Мой жакетик, |
- У вас, Лариса, в данном случае есть интерес.
"Глаз - налево, хвост - направо"...
- женские полечки солидарности "Карабас"
я знаю... К тому же,
вы языком владеете,
можете поговорить сами с украино-американской ведьмой,
распоясавшейся на деньги Сороса.
Наплетете "на мове"
с три короба
о вашем любимом авангарде - глядишь, снизойдет.
И Кате для этого нет нужды
себя превращать в чудовище с загадочным полом.
Неужели не видите: здесь совсем не Лолита бальзаковских лет.
Она же - в точности мальчик-
подросток в девичьих тряпках, укравший
у мамы лак и помаду, на понимая, похоже, что мода
целенаправленно превращает
нормальных людей в трансвеститов.
- Послушай, Андрюша, и умным будь, как всегда! |
- Почему?
- Ой, там сейчас такое висит... |
- Екатерина! Кем ты считаешь себя
вкупе с этой - невесть откуда взявшейся
продувной бестией - галеристкой? Получается,
если вслушаться в этот бред,
каждй из вас
сейчас
- то ли создатель, то ли каратель. Этакие
обнаглевшие кутюр от культур!
Лариса и иже с нею поэты - для вас не люди вообще. Наука? -
так вы, кроме стандартной для журналистов обоймы имен
да гомосексуализма - фимысобаковского заветного слова -
не знаете, ничего. А я
кто тогда?
- Андрюшенька, миленький, |
Что правда - то правда. Хлопнули двери |
СОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Ах, властелин моих нежных дум!
"от волоска на макушке до мизинчика на ноге весь модный",
Ну, почему, раздваиваясь в тайных беседах с тобой,
нахожу слова
только претенциозно-игривые.
"все - в речах, одежде и манере вести себя - современное",
И с пошлинкой, как обязательной изюминкой
гнильцы. Этакий вербальный десерт
второй свежести.
"дышит чистотой и здоровьем он, потому что такой молодой",
А поделать с собой ничего не могу:
будто твои достоинства
"в нем играет, искрится, привлекая внимание, остро новое",
на поверхность мыслей всплывают
фразами мертвой - кверху брюшком - тарани
после удара молнии в море,
тараня ум скверным душком:
"в выдающемся человеке шампанским пузырится актуальное".
Фу-у! Какая чудовищная пошлость!
Но ведь так и есть:
от правды деться некуда - для всех налицо.
Без нее - никак
слову точно не передать
сияющий ореол привлекательности - напряжение.
Оно всех без разбору
- женщин и мужчин, старых и молодых -
замереть заставляет, внемля ему
в страхе и томлении.
Разум утонет
в растворе соленых имен прилагательных.
Неужели сила тока
- чувства, вызываемого
моим кумиром, - впрямую
зависит от потери
части "я"? Да, стратегия не нова. Слава Богу,
вещество не осознает утраты ионов, хоть и ему
знакомо притяжение тел...
Лишь бы в поле зрения
полюса возникли.
Искра - просверком влечения - впыхнет. И соль
осядет, в умах
твердея кристаллами качеств,
столь драгоценных ныне.
РАГА 1
----------------------------------------------------- ----------------------------------------------------- -------------- Трудно - гипса белизна.Трудно - |
1. ------------------------------------------------------------------------
2. ----------------------------------------------Кали-------Кали-------
3. гипса белизна.Трудно-гипса белизна.Трудно-гипса белизна.
1. -------------------------------------------------------------------------
2. Кали-----КаликаликаЛика-----КаликаликаЛика-----Каликалика
3. Трудно-гипса белизна.Тру дно.Тру дно.Тру дно.Тру дно. Тру
1. ------------Я - тот, который везде есть: там и тут - всюду.--------
2. Лика-----ЛикаликаЛика-----ЛикаликаЛика-----ЛикаликаЛика//--
3. дно. Пса белизна. Пса белизна. Пса белизна. Пса белизна. Пса
1. Я - конь золотой - жеребец могучий - бегаю.//Ждите меня,
2. ---КаликаЛика-----КаликаЛика-----КаликаЛика//---ЛиКалиКа-
3. белизна. Дно гипса. Дно гипса. Дно гипса. Дно гипса. Дно гип-
1. Царь непобедимый и луноликая Царица:// гонец судьбы мчит-
2. лика-----ЛиКалиКалика-----ЛиКалиКалика//---Лика-----Лика----
3. са. Но гипса белизна - тру. Но гипса белизна - тру. Но гип-
1. ся уже. //--------------------------------------------------Как я быстр,
2. Лика---//------------Шива-----Шива-----Шива-----Шивашиваши
3. са белизна - тру. Но гипса белизна - тру. Но гипса белизна
1. вспышками сверкая!----------------------------------------//Скорость
2. Ваши-----ШивашивашиВаши-----ШивашивашиВаши//-----Ваши-
3. - тру. Труд ноги пса. Труд ноги пса. Труд ноги пса. Труд но-
1. - огонь незримый.//---------------------------------------------------
2. ----Ваши.-----Ваши.//-----КалиШива-----КалиШива-----КалиШи-
3. ги пса. Труд ноги пса. Белизна - тру дно. Белизна - тру дно.
1. ---------Хочешь, о, Царь, возвыситься над недругами? Я твоим
2. ва------ШикалиЛакШика-----ШикалиЛакШика----ШикалиЛак-
3. Белизна - тру дно. Белизна - тру дно. Белизна - тру дно.
1. колесничим стану. Желаешь, о, Царица, затмить красотою дев
2. Шика-------ЛикаШакала-----ЛикаШакала-----ЛикаШакала-----
3. Труд ног.Труд ног.Труд ног.Труд ног.Труд ног. И сабель бе-
1. нетронутых? Я твоим возничим буду. Любите своего слугу,
2. ЛикаШакалалиКашаКалаЛикаШакалалиКашаКалаЛикаШа
3. лизна. И сабель белизна. И сабель белизна. И сабель белизна.
1. ибо преданнее никого не найдете там, где сияет пламя жертво-
2. калалиКашаКала-------ШикШлакаВалка-----ШикШлакаВалка
3. И сабель белизна. Белизна - знать. Белизна - знать. Белизна
1. приношений. //---------------Хотите узреть его, недоверчивые? -
2. -----ШикШлакаВалка//-----ШикалиВалиКалика-----ШикалиВа-
3. - знать. Белизна - знать. Белизна - знать. Исабель. И са-
1. отверните очи от солнца и ночных светил.//---Вот так.//---
2. лиКалика-----ШикалиВалиКалика//-------------------------
3. бель. Исабель. И сабель. Исабель. И сабель. Исабель. И са-
1. Вот так.//---И взору вашему откроется пучок языков огня -
2. ----//---ШикалиВалиКалиКашиКалиВалиКашиКалиВалилиКликаШикалаЛакШикаШика-
3. бель. Исабель. И сабель. Ног Исабель и. На труд ноги пса.
1. змей, который я сжимаю в длани своей.//---Они свистят пле-
2. лиКликаШикалаЛакШикаШикаШиваши//-ВашаВашаИваИва
3. Ног Исабель и. На труд ноги пса. Ног Исабель и. На труд но-
1. тьми, когда, сильный и уверенный, гонец стегает коней, мча-
2. КаликаИваЛикаиВалиКаликаИВалиКаликаЛак ШикаЛакШ и
3. ги пса. Ноги Исабель и. На труд ноги пса. Ног Исабель и. На
1. щих его к сердцам повелителей, чтобы вскипятить им кровь
2. каиВаликаИваЛикаИваЛикаликаликаликаЛиКашаКалиКаша
3. труд ноги пса.------------------------------------------------------
1. на костре желания.---------------------------------------------
2. каликашикаликашакалиШикала-----Шлак----Клаки-----Шик
3. -------------------------------------------------------------------
ПРИМЕЧАНИЯ
"101 шаг" - процедура шоковой температурной терапии, принятая в восточной медицине: в емкости с максимально холодной водой человек должен сделать сто одно энергичное шагающее движение. В результате резкого спазма сосудов в нижних конечностях, активизируется кровообращение в артериальной системе, а - главное - в сосудах коры головного мозга. Бродель Фернан - выдающийся французский историк, один из виднейших представителей исторической школы "Анналов". fashion - принятое в международном культурном сообществе обозначение "высокой моды", а также понятия "моды в широком смысле". Здесь и далее даются подстрочные переводы фрагментов стихотворения "лапсердак "от кутюр", написанных на украинском языке. * (разг.) госпожа Вера - украинка из бельгийской диаспоры - привезла из Брюсселя. * ...как эта... Помнишь, прием у госпожи Марты? У высокомерной художницы-концептуалистки из Австралии - госпожи Докийки - застрял в горле бутерброд, когда она увидела, как немка с зеленой лысиной внесла удивительную гроздь разноцветных презервативов с гребешками. Женское вдохновение буйствовало, и она кисточкой раскрашивала тоненькую резину причудливыми узорами подсознания по методу Бретона. * Но вести разговор с госпожой Мартой Лариса не может - у нее до сих пор не все в порядке с "шоколадой" и "анализой". (Имеются в виду директивные преобразования в украинском языке, вплоть до изменения грамматической атрибуции рода имен, интенсивно насаждаемые в культурной практике Украины после обретения ею независимости. Подобные меры предпринимаются для уничтожения последствий русификации.) * Госпожа Марта, чтобы украинский народ шел в Европу художественно не темным, устроила в галерее экспозицию динамических видеоинсталляций, созданных самыми крутыми художниками и художницами (творцами и творчихами) из диаспор всех стран. * ...глаз у госпожи Марты... Посмотрит снаружи - все видит изнутри. Ради успешного завершения нашего дела и я гляжу на Ларису сквозь окуляр (призму) современных взглядов на возможности человека обрести свое место на нивах искусства. Она не молодая, опытная, рассудительная, следовательно, потрепанная жизнью(тертый калач). А это - очень существенный недостаток сегодня, когда все должны забавляться играми, как бессмысленные детишки. Не феминистка и без извращений. Какой-то там из Петербурга поэт с никому не известным именем, который, невзирая на происхождение, позорит себя творчеством на русском языке. Лучше иврит - да что там говорить! - даже пушту! От ненависти госпоже Марте сведет челюсти, потому что эта проклятая империя испоганила нашу матушку-Украину, превратив ее в пустошь и разоряя столетиями... * Вон та стильная дама - изысканная и очаровательная - выдающийся драматург Украины эпохи постмодерна. В композиции "Обреченные на фальстарт" важную роль в формировании ее основного образа играют элементы, с одной стороны - Ветхозаветной, а с другой - ведийской и индуистской мифологий. Со вторыми целенаправленная работа ведется в пяти стихотворениях серии закрытого типа "рага". Для адекватного восприятия тематики этих текстов и их вербальной стороны даются короткие справки о лексике, или производной от комплекса мифологических и философских представлений древних индийцев, или связанной с их художественной практикой. Курсивом выделяются те особенности "предмета" (независимо от того, божество ли он, абстрактная категория или особенность звукового строя в древнеиндийской музыке), которые, в первую очередь, "работают" на создание поэтического образа. Рага (муж.) - древнейший жанр традиционной музыки Индии. Сведения о нем зафиксированы в тексте II-III в. до н.э. "Бхавадгита". Само слово "рага" имеет множество значений, среди которых наиболее важными оказываются коннотации эмоционального ("желание", "страсть", "стремление", "любовь", "печаль", "страдание","зависть", "злоба", "жадность"), и эстетического ("песня", "тон", "мотив", цвет", "оттенок") плана. Раги, очевидно, эволюционировали в свое современное - сугубо художественное состояние - из музыкально-поэтических компонентов в архаической литургии. При этом ритуальное исполнение гимнов "Ригведы" носило камерный "домашний" характер; исполнение гимнов "Самаведы" - ориентировано на публичное и торжественное исправление культа. На связи музыкальной образности рагов с древнейшими текстами указывают названия самых древних - канонических рагов, приуроченных к праздникам, сезонам года и временам дня, важнейшим событиям в жизни человека. Эти развернутые музыкальные формы, которые могут длиться несколько часов, бывают "мужскими" - собственно раги и "женскими" - рагини. В общей концепции книги серия "раги" принципиально ориентирована на "мужскую" тематику: об этом свидетельствует текст "стиха" - первого "голоса": в нем ассимилированы поэтические тропы из гимнов, посвященных Агни. Раги традиционно исполняются небольшими ансамблями - вокально-инструментальными или сугубо инструментальными. В ансамбли могут входить струнные щипковые (вина, ситар, др.), смычковые (скрипка) инструменты, флейта и ударные. Начало рага исполняется певцом (певицей) либо на струнном инструменте. Певец вокализирует на звуке "а" или на каком-либо ином слоге: "та", "на", "ри", нарэ", "нанэри" и др. Музыкальное развитие в крупной форме рагов основано на принципе варьирования - мелодического и ладового. Если учесть, что в классической индийской музыке принято деление октавы на 22 интервала шрути (санск. "услышанное" - т.е. Откровение)- в отличие от европейских 12 полутонов - то специфический и чуждый этим слуху западного человека "вибрирующий" звуковой строй рагов, вызван микротоновым варьированием. Агни - один из основных богов "Ригведы", принадлежащий пантеону "земных" божеств. Основная его функция - связь между людьми и остальными богами ведийского пантеона. Бог космической силы и огня во всех его проявлениях: на земле, на небе (солнце), и в воде. Но прежде всего, Агни - бог жертвенного костра, "увозящий" жертву к богам, откуда его названия "жрец-хотар" и "вестник". Агни - убийца ночных демонов-ракшасов. Он также бог домашнего очага, "гость" в доме жертвователя. В силу очень древнего происхождения корпуса мифов об Агни это божество слабо антропоморфизировано и обладает множеством ипостасей: он постоянно отождествляется с другими богами, людьми, животными (в особенности, с конем) и предметами. При этом нередок мотив поглощения пищи и напитка сомы, что приводит к возрастанию его величины и могущества. Агни един (бог), но одновременно множественен (жертвенные костры). В большинстве гимнов "Ригведы" Агни характеризуется через свойства стихии огня: он горит, сияет, сверкает, пламенеет, обладает всеми силами, знает все мудрости и приводит других богов на обряды жертвоприношения. Ангирасы - 1) класс полубогов - семи сыновей неба, божественных певцов с удивительно прекрасным голосом; 2) мифический род людей - мудрецов-риши ( поэтов-жрецов), служителей культа огня. Обладая поразительной жизненной силой, своим талантом риши обновляют мир. Но при этом с Ангирасами ведийская - в сравнении с индуизмом более древняя - традиция связывает черную магию (заговоры на достижение зла). В древней Индии поэты называли Ангирасов своими отцами. Ригведа - Приблизительно в середине II тысячелетия до н.э. в северо-западную Индию начали вторгаться воинственные племена, называвшие себя ариями. Их главным культурным сокровищем было собрание гимнов - "Ригведа". "Веда" - священное знание, а "Ригведа" - это веда гимнов. Она включает в себя всю сумму знаний человека того времени о себе и окружающем его мире: богах, демонах, космосе, ритуале, социальном устройстве, этических ценностях и проч. Эти гимны передавались из уст в уста в жреческих семьях из поколения в поколение, формируя свод мифологических представлений о мироздании и его законах. В "Ригведе" поэтическое мастерство ведийских поэтов-жрецов "риши" отличалось поразительной изощренностью и сложностью даже по современным критериям: они сознательно играли языком, умели звукописью передавать содержание и вызывать словом двойные образы. Мандала (буквально "круг", "диск") - Гимны "Ригведы" образуют циклы - собственно мандалы, которых во всем собрании насчитывается десять. Мандалы упорядочивают собрание гимнов, кодифицируя их или по принадлежности к тому или иному полулегендарному роду певцов-риши, или по тематическому принципу. Вина - струнный щипковый плектровый инструмент. Струны защипываются специальными крючками, надетыми на пальцы. Строй вины позволяет музыкантам создать чрезвычайно богатый спектр приемов и выразительных эффектов в оперировании шрути (см. выше). Как следствие - игра на вине поражает воссозданием тончайших деталей при воплощении музыкой эмоциональных состояний человека. Самая древняя разновидность вины (махати-вина или бин) связана с музыкальной практикой северной Индии, откуда начала свое распространение "Ригведа". Табла - индийский парный барабан. Состоит из двух небольших котлообразных барабанов, имеющих разную настройку: правый звучит приблизительно октавой ниже левого. Табла - ритмический инструмент, входящий в ансамбли со струнными для исполнения классической индийской музыки, в первую очередь, рагов. Ритмический аккомпанемент играет в крупных формах рага отнюдь не фоновую роль: он создает необходимые предпосылки для образов "вечности" - т.е. абсолютной длительности, в которой разыгрываются универсальные мифологические "сюжеты-состояния", исполняемые певцом или струнным инструментом. Подчеркну: в рагах нет образов времени в его историко-культурных или психо-биологических формах. В музыке рагов человеческое, природное и общественное начала, благодаря ритмическим структурам и их организации, погружены в вечность брахмана - абсолютную безличную, сугубо духовную субстанцию. В нем, по концепции Веданты, отсутствуют время, пространство, качества, действия и т.п. положительные свойства реального мира. "Абсолютная длительность", таким образом, обнаруживает апофатические стороны бытия и сознания. И если человек в своем опыте с ними сталкивается, - это, как правило, приводит к трагическим последствиям в его судьбе и даже жизни. Самхита - наиболее древняя редакция "Ригведы", дошедшая до наших дней. Самхита - это слитный текст, в котором слова объединяются в нерасчленимую последовательность-поток правилами фонетических ассимиляций и изменений на стыках. Падапатха (буквально "чтение по словам") - более поздняя редакция "Ригведы", в которой текст дан в виде отдельных слов (а в ряде случаев в виде отдельных морфем) в той форме, как этого требует грамматика. Кали (др. инд. "черная") - в индуистской мифологии одна из ипостасей жены Шивы (иные - Шакти, Дэви, Парвати и др.), богиня смерти и разрушения. Кали - олицетворение губительного аспекта божественной энергии Шивы. В конце кальпы (очень большого периода в развитии мироздания) она окутывает мир тьмой, создавая"ночь времени". Культ Кали связан с человеческими жертвоприношениями, практиковавшимися в тантризме и шактистских сектах. Шива - в индуистской мифологии один из верховных богов. Его черты противоречивы: он - яростный и одновременно милостивый; символизирует время и водную стихию, олицетворяя силы созидания и разрушения. Шива - носитель космических энергий. В мифах их воплощением становится экстатический и оргиастический ("дионисийский") танец: Шива пляшет его с женой на теле убитого им асуры. Символом созидающих сторон Шивы - бога-творца - является линга - столб-фаллос, проходящий через йони - женские гениталии. В этой связи (и в констексте композиции "обреченные на фальстарт") важно и то, что Шива - двуполое существо (Арханаришвара) с мужской правой и женской левой половинами. Творящая сила этого божества связана с совокуплением, которое не имеет отношения к любви: по мифу он сжег своим третьим, вырастающим из лба, глазом бога любви Каму. Совокупление как таковое - деперсонализированный половой инстинкт - оказывается основным носителем космической энергии.Вторая ипостась Шивы - стихия разрушения. Обычный для его иконографии устрашающий вид связан с тем, что в конце периода кальпы Шива уничтожает вселенную, жизнь, всех богов, людей, результаты их деяний - цивилизацию и культуру. |
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
Лариса Березовчук | "Обреченные на фальстарт" |
Copyright © 1999 Лариса Березовчук Публикация в Интернете © 1999 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |