СПб.: Бояныч; Бланка, 1999. ISBN 5-7199-0094-2 108 с. |
26.06.99 |
ЧРЕВО КИТА 2: НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ВОЛНЫ
Укачивает успокоение в привычном.
Рано или поздно
захочется поверить в реальность
предания о Левиафане.
Как ласкает музыка инерции! Мы плывем,
плывем, благословляя тьму...
Дальше. Лишь изредка
рядом с нами вдруг становится пусто
- это субмарина чья-то
слишком рано исчезла: оболочка
не выдержала сил трения. Прахом
становится напряжение
в овеществившейся длительности чрева.
Ну и что? Для тех, кто остался,
утрата не заметна.
Но вот, предчувствуя неизбежное,
адреналин начинает кричать, хоть еще ничего
не происходит. Да и что может случиться
в одинаковом? Если не знаешь
начала и конца,
для потока - везде середина.
В одиночестве отвыкают бояться.
Место - исток притяжения. Судьба
- а она у всех нас одна -
центрифуга, сальто которой не замечают.
Если шизофренией не болен,
начинаешь чувствовать гравитацию - сальдо
меж полюсами: знать, сотрясается чрево
прибоем нерегулярной волны. В ней
пылинки подводных лодок
искрятся потенциалом энергий другого.
Тумблер напряжения включен,
нарушая расписание перистальтики монстра.
* * *
В зеркале наблюдения друг за другом
раскачиваемся,
раскачиваемся
вверх-вниз на качелях
немых вопросов и
громогласных своим отсутствием
ответов. Мы - почти невесомые
крупинки ценности. Их стоимость
наверняка знает
невидимый ювелир,
взвешивая наши судьбы. Зачем?
Наверное, чтобы нашелся покупатель...
Если по дорожкам стадиона,
именуемого "влечением",
бегут, соревнуясь,
случай и закономерность, -
то дама неловко подвернет ногу, а джентльмен,
хоть и скосит око,
но помогать не станет: есть спрос
только на выигравших. Даже в любви
кто-то стоит дороже, кто-то - дешевле.
Но платят всегда безымянные третьи,
наблюдая со стороны.
Хочется верить, что беспристрастно.
Брызнет - вот-вот - на майку нового победителя
струей вишневого сока
ленточка финиша.
* * *
(дуэт)
21 |
Май! Май! Взор радуют осанны природы... Закрой рот! - |
11 |
Бегают не для того, чтобы топтать |
13 |
сад. Это спортсмены-легкоатлеты слепо |
16 |
разменивают круг за кругом по острому гравию |
3 |
дорожек. |
8 |
Остальные выпивают |
9 |
глазами, под ноги не глядя, |
5 |
соблазн природы |
9 |
- от вина желания пьяны. |
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Глубоко заблуждаются простаки, считающие, дескать, fashion
относится к мебели,
макияжу, тряпкам. Ты - уже толстенький дядечка - думаешь
о своей крутизне,
свободе, не зная: будущее в деталях нынче предрекают людям
не Парки, не Норны,
даже не фатум. Перед этой понуждающей силой склониться
пристало любому:
Геракл, Ахиллес, Александр Македонский - да что там! -
сам Конан-варвар -
сегодня никто из них не посмеет отмахнуться от моды гордо.
В суровую школу моды
каждый с младенческих лет поступает, независимо от того,
как относятся предки
к ее основной учебной методе - до одури писать диктанты.
Сто пятьдесят раз
выведет рука одну и ту же эпистолу - глядишь, в голову
что-то засядет. Так
под безапелляционный глас этой училки-мегеры мы живем,
думаем, одеваемся,
говорим, строим судьбу свою etc. одинаково. Поймать удачу
за хвост - значит, понять,
кого мода в герои нашего времени выдвигает, и вести себя
сообразно мейнстрима
канону. А что при этом подумают люди - неважно: мода
своих жрецов оправдает,
адвокатам щедро грантами заплатив, и молва - не помеха.
Вот, к примеру - "по жизни"... Был человек. В общем-то,
добрый. Дискантом
- не басом - судилось петь ему на роду. Жену - нежил,
детки славно росли.
Если "конкретно" - в поступках и мыслях радел о чести
и праве, гордился
образованием не худым. Выученное хотел людям стихами
поведать, стремясь корону
"поэта" водрузить на чело. Увы - никак... То ли не доставало
таланта с воображением,
то ли сумасшедшие девяностые годы с удачей рассорились
навсегда. Но в истерии конца
тысячи лет замелькала глянцевитая лабуда поп-гигантов. И
началось "в натуре". Мода
не терпит однообразия: "на топе" культуры оказался бандит.
Сфера деятельности
стилистом-пройдохой каждому свой грим наносит, заставляет
имидж надеть. Есть
"пацаны" в любом деле, равно, как - "паханы". В погоне
за титулом "героя
нашего времени" с тоненьким голоском поэт - не поверите!
- за год! - превратился
в "авторитета" от словесности. Нынче его уважительно кличут
Мордвин. Как положено,
он суров, строго не допуская шепотов за спиной, не то, что
возмущенного крика.
А не дай Бог, головой кому-то подумать или стихотворение
написать!.. Ходят за ним
до зубов обвешанные новейшим философским вооружением,
пугая литературный народ,
два очень солидных "братка": Седой и Заика. Для развлечений,
интимных услуг - тоже
две - неочевидного пола юных "дружбанки": Линка и Данка,
по-декадентски игривые,
почти светские. Что из того, что листики слов на древе стиха
вначале завяли, затем
- и вовсе опадут? Цветенья-то не было: по весне ударил мороз,
пчелы не танцевали балет,
лепестки на земле - догнивающий бриолин. Зато закрутилась,
поехала карусель моды
на кураж "в натуре". Добавим к этому политес "строить куры",
"амуры" и прочие "шуры-
тужуры". В деталях явлен типаж постсоветской эпохи - нет, не
лох! - авторитет Мордвин.
* * *
Беспокойство нынче в природе такое...
Всмотрись: везде пляшут синие искорки
- это озон из кувшина неба
пролился. Кажется, что легкие
вместо воздуха дышат
колючими мускулами зверей - сгорают
на скудном солнце октября.
Оно расстелило по тротуарам ковры
из шкур дикобраза.
Взгляды - невидимые шипы, хоть не бывает
в бутылке уличной толпы
вина из погодков.
Знать, гроза разразилась, а мы
и не предполагали, что в атмосфере произошли
какие-то катаклизмы...
Неужели кто-то наряжает людей
в одежды потенциалов,
электричеством бьющие?
ЛЬВЫ И КРОЛИК
Охота легкой была:
две антилопы, одурев от страха
перед громовым рыком,
расколовшим жаркое марево над саванной,
столкнулись на полной скорости. Теперь
прайд сыто нежится в тени акаций.
Кисточка хвоста - бабочка.
Львята балуются - ловят ее, теребят,
не боясь потревожить сладкую дрему царя природы.
А он златокудрую гриву разложил
на спине подруги, лапу примостил
в знак семейной власти
на бедре другой. И зной...
Плазмою растекается всем очевидный
зной законного львиного счастья. Солнце
- переспевший апельсин -
падает сквозь редкую листву
капельками янтарных долек - топазов. Львице
снится, как будто что-то ползает
по ресницам, до глаза стремясь добраться...
Вскинулась, трясет головой,
сбросила когтистую длань супруга
- заворчал. Осмотрелась.
Кролик.
Маленький, бурый такой. Неподалеку
- там - два львиных прыжка всего -
сидит дурачок: длинные ушки
- ладошки плясуньи, говорящей жестом "да",
носиком шевелит - ветер играет
упоительную рагу запахов.
Ну, куда ты прешь, мелкий грызун-идиот?
Проверяешь на истинность идиому
"лезть прямо в пасть"?
Львица увидела: мелочь,
но о-о-очень нежное мясо. В послеобеденной истоме
секунды - как мысли - медленны.
Вальяжно зевнула вопросом:
съесть - не съесть? Если сласть на десерт
сама идет... Даже не прыгнула. Просто
встала, лениво пошла. Лев проснулся,
гривастой головой повел, поднялся и
тоже двинулся к лакомству, хоть того
- каждому на один зуб. Но если зверек так глуп,
- почему нет? Львам никто запрет не напишет.
Кролик камешком от страха сжался: недвижен
сидит - зрачки сверлят опасность
буравчиками. Царственная чета, сделав пару шагов,
понять не сумела, что за слабость
налетела холодным ветерком,
наливая лапы тяжестью, и под ними мелко
земля задрожала. Львы не заметили,
как воздушным шаром начало - немыслимо быстро -
раздуваться тельце, покрытое бурым мехом,
становясь круглее молодых кустов акации,
больше и тяжелее туши слона,
выше жерди жирафа, подпирающего вымя облаков,
набрякшее в сезон дождей, а глаза полыхнули
багрово - смертоносной яростью пожара. Окаменев,
они рассматривали влажную кожу носа
- черные пластинки -
плотоядно подергиваясь, шевелились каменно
- панцирями морских черепах
на лежбищах побережья.
Кролик нагнул глыбой голову, и,
радуясь святому безумию превращений,
засмеялся, обнажив резцы:
сверкнули на солнце два лезвия гильотины.
Дрогнула верхняя губа, напрягаясь, и усы
ощетинились в ветер веером копий.
Спокойно, без спешки примерился и...
откусил голову львице, затем - льву. Но есть не стал:
выплюнул жвачкой, брезгуя мохнатой гривой
владыки звериного мира. Кролик ведь травоядное
животное - мирное, беззащитное...
Просто, чтоб хищникам впредь неповадно было.
Вот и все: больше здесь ему нечего делать.
Лапками помыл мордочку,
оттирая кровь львов, в полуденном пекле саванны
быстро стекленевшую гроздьями рубинов
на толстых нитях - шерстинах грызуна.
Весело и беззаботно кролик дальше попрыгал.
Тараня черепом купол этого шапито,
нечаянно дождь из тучки пролил,
нескольким баобабам обломал кроны. В движении,
уму неподвластном,
чуть прикасаясь к земле,
все же случайно раздавил зазевавшегося носорога.
Потом куда-то исчез.
РАГА 2
По вспышкам вдохновения он превосходит
любого искушенного жреца,
Держа в руке многие силы мужества.
Ригведа. Мандала I, 72.
(в тексте соотношение формул стиха-вина к стиху-табла 3/5)
1. Стих |
-------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------- -------------- Машины не ставить. Машины не ста- |
1. ---------------------------------------------------------------------------
2. --------------------Тапас-----Тапас-----Тапас-----ТапастапастаПа-
3. вить.Машины не ставить.Машины не ставить.Машины не ста-
1. ------------------------------------------------------------------Царь,
2. ста-----ТапастапастаПаста-----ТапастапастаПаста-----Стапаста-
3. вить.Тьма шины. Тьма шины. Тьма шины. Тьма шины. Тьма
1. о, царь!-----Мой повелитель светлый!//------Как ты могуч - и
2. Пас-----СтапастаПас-----СтапастаПас//-----СапасапатаПат-----
3. шины.Тьма шины.Маши ныне.Маши ныне.Маши ныне. Ма-
1. как слуга твой ничтожен!// Он - прах, по которому великие,
2. СапасапатаПат-----СапасапатаПат//-------------------------------
3. ши ныне.Маши ныне.Ныне став- и тьма.Ныне став- и тьма.
1. человека обычно не видя, ступают.-----------------//------------------
2. ------------------------------Рохита-----Рохита-----Рохита//---РохиТаро-
3. Ныне став - и тьма. Ныне став - и тьма. Ныне став - и
1. Смотрю на все твои добродетели и думаю, вопрос богам зада-
2. хиТарохита-----РохиТарохиТарохита-----ХитАртаХитАртаХит-
3. тьма. Не ставить - маши. Не ставить - маши. Не ставить -
1. вая:-----------------------------------------------------------// почему
2. АртаХитАрта-----ХитАртаХитАртаХитАртаХитАрта//---Хит-
3. маши. Не ставить - маши. Не ставить - маши. И тьма. И
1. ты - Царь, а я - всего лишь колесничий твой? --------------------
2. АртаХитАртаХитАрта-----ТаротаротаротаРота-----Таротарота-
3. тьма. И тьма. И тьма. И тьма. Ставить Маши. Ставить Маши.
1. ----------------------------------------//---Ведь я пригож лицом, и
2. ротаРота-----ТаротаротаротаРота//---ХитроТарохитаАорта-----
3. ставить Маши. Ставить Маши. Ставить Маши. Вить - маши.
1. тело мое - камень, о который смертоносные зубы свои меч и
2. ХитроТарохитаАорта-----ХитроТарохитаАорта-----Ротарота-
3. Вить - маши. Вить - маши. Вить - маши. Вить - маши. А
1. стрелы сломают,-------------------------------------------//я тоже
2. ХитроТаротаРохита-----РотаротаХитроТаротаРохита//---Рота-
3. шины вить - не Маши тьма. Тьма - не маши. А шины вить
1. могу слушать мудрые речи жрецов, вкладывающих сладкой
2. ротаХитроТаротаРохита-----ТропастопаСтих-----Тропастопа-
3. - не Маши тьма. Тьма - не маши. А шины вить - не Маши
1. лепешкой истину в уста твои,-----------------------------------
2. Стих-----ТропастопаСтих-----СарисарисарисаРиса-----Сариса-
3. тьма. Тьма - не маши. А шины вить - не Маши тьма. Тьма
1. -----------------//я тоже способен носить сверкающие славой и по-
2. рисарисаРис//-----СарисарисарисаРиса-----ТихотихотихотиХо-
3. - не маши. А шины вить - не Маши тьма. Тьма - не маши.
1. читанием драгоценные одежды власти.--------------------------
2. растиха-----ТихотихотихотиХораСтиха-----ТихотихотихотиХо-
3. Ныне ставить машины Маши, и не маши тьма. Ныне ставить
1. ------------//Так почему же люди склоняются перед тобой, а меня
2. раСтиха//---СпиртаспиртаспирТапираПотир-----Спиртаспирт-
3. машины Маши, и не маши тьма. Ныне ставить машины Ма-
1. - тень твою - как пустоту - не видят?-------------------------------
2. таспиТапираПотир-----СпиртаспиртаспирТапираПотир----Тар-
3. ши, и не маши тьма. Ныне ставить машины Маши, и не маши
1. -------------------------------------------------------//О, какие дары я
2. психорасарисатира-----Тарпсихорасарисатира//---Тарпсихора-
3. тьма. Ныне ставить машины Маши, и не маши тьма. Не став.
1. принесу кострам! Пусть огненная колесница Агни вознесет
2. сарисатира-----Психоспасатир-----Психоспасатир-----Психоспа-
3. Не став. Не став. Не став. Не став. Ныне тьма. Ныне тьма.
1. меня к вершинам сокровенных желаний, чтобы их запылала
2. сатир----ХитроспасапсиХораХитроспасапсиХораХитроспаса-
3. Ныне тьма. Ныне тьма. Ныне тьма. Тьма. Тьма. Тьма. Тьма.
1. явь.
2. Психо.
3. Тьма.
ПРИМЕЧАНИЯ
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
Лариса Березовчук | "Обреченные на фальстарт" |
Copyright © 1999 Лариса Березовчук Публикация в Интернете © 1999 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |