СПб.: Бояныч; Бланка, 1999. ISBN 5-7199-0094-2 108 с. |
26.06.99 |
ЧРЕВО КИТА 3: МЕРТВАЯ ЗЫБЬ
Почему нас так трясет?
Больно!
Больно от нарушения правил течений!
Кит, что ли, взбесился,
наглотавшись экологически грязных продуктов?
Но чем он кормится?
- только планктоном субмарин.
Правда, их миллионы и миллионы...
Вверх - вниз.
Вверх - вниз, а не вперед.
Я чувствую, как потеряны давно знакомые
прикосновения оболочек соседей. Где
вы теперь? - никого в этом обезумевшем месиве
не найти. Все чужие вокруг.
Не увидеть - нет иллюминаторов-глаз.
Не услышать - нет проницаемой для звука мембраны-уха.
Не закричать - нет связок
у замкнутого объема судеб-зернышек.
Только думать можем,
мы - закрытые внутри,
камикадзе из армии жизни,
ради победы
- один за другим -
идущие на таран незримого врага
- длительности, когда нам крутят кино
- свое и только о себе. Фильм: так выглядит
инерция трения в общем потоке
- одном - единственно нашем. Важен только он.
А других течений в чреве Левиафана - не замечают,
как будто и вовсе их нет.
* * *
Есть дети обычные: они
- как все -
ковшиком дней
исчерпывают до дна
отпущенную Творцом
длительность. Так - для себя незаметно -
люди обречены на взросление.
По пути обучаются,
совершая поступки,
науке сострадать.
Но есть и такие, которым
не вырасти никогда.
Зрелость - не в ширине плеч
или в паутине морщинок... Эти
узнаются по неуемному желанию
вытеснить впереди стоящих
из вереницы, их место заняв.
Тот, кто берет без спроса,
протягивает длинную руку
через плечо других
к заветной цели. И дотягивается.
Потому что взрослые
- наизусть затвердившие
свое - неизменное - место в очереди, -
привыкли к мысли о праве
на воздаяние: заслужено
в долгом пути.
А вороватый малыш радуется,
схватив раньше времени билет на сеанс
- странное кино, в котором финал скрыт в тумане.
* * *
Когда ты здоров,
а утро летом
неожиданно порадует радугой -
после шестидесятой минуты бега кажется:
тело искриться начинает,
отдавая в разноцветный воздух
слабость, страхи, сомнение
через испарину
покрасневшей кожи - грязь
души, которой
ты до смерти надоел
своими жалобами и капризами. Взамен
тебя укутывает
прохладная плащаница
света. Сквозь нее
незримо сочится,
чуть покалывая неисчислимостью точек-разрядов,
сила:
втекает вовнутрь отовсюду.
Лейся!
Низвергайся!
Утопи меня в купели живительного пламени! Ты теперь
- заветная точка
- всему исток и себе начало
- центр, куда стянуты
радиусы, связавшись в узел. Этот коловорот
- огонь, энергией жизни сверкающий.
Ради этого бегать стоит...
Не иначе, как Сома во мне поселился.
И ОН: ОБМАН ЗРЕНИЯ И СЛУХА
Была уверена: он - блондин, ну,
на худой конец, темно-русый. Всмотрелась
- почти брюнет.
Мнилось: голосом он
- как беличьей кисточкой -
способен рисовать
прихотливые орнаменты невысказанного
по молчанию. Но связки напряг
- и легонький пшик
чуть гортанно пробку вышиб
из бутылки шампанского - самопала,
где вместо вина - вода,
и неоткуда взяться пузырькам
игристым. Как же так!
Слышала - что?
Смотрела - куда?
Начала казниться, бичевать себя:
вот, дескать, уже
глухая тетеря и слепая курица!
А туда же...
Но однажды,
стоя на втором этаже галереи,
увидела: в тенистый дворик
луч - и откуда? - заглянул,
взял его
в свой фокус. Вдруг -
человек во плоти исчез. А из темного места
- там - для явленного - тело было -
потянулись искристые нити:
огоньками пульсировали,
шарили по воздуху,
огибая в садике кусты
с листьями, почерневшими от первых
заморозков. Вспышки
становились ярче, повинуясь ритму
движений чувственно обрисованных губ,
хоть речи мне не было слышно. Пустота
прорастала из себя
взглядами - коловоротом
огненных плетей - шутих, ищущих
на царскосельских празднествах
темную немоту
галантной Эрмиты,
Смешки.
Шепот.
Игривые вскрики. В цинично-наглой свите Эрота
травят дичь не взрослые псы,
а щенки. Ночь насилуют
бесстыдством фейерверков, и вельможи,
лицом алея,
торопливо парики поправляют,
съехавшие в укромных аллеях набекрень...
Я провела рукою по лбу, щеке,
затем сняла пылинку
с лацкана пиджака и... - своим глазам
не поверила: даже при дневном свете
ладонь мерцала,
а мозг мантры обволакивали
- хор невидимых корибантов
их в упоении распевал.
Увы! Когда-то
- легкомысленно и по неразумию -
предназначенных в жертву богине
обучили колоратурам бельканто.
СТАРШЕКЛАССНИЦЫ
(сцена из жизни подростков на фоне белых ночей)
Люба, Люба, Любочка!
Из репертуара группы "Маша и медведи"
Березка - одна-единственная и чахлая.
Немудрено: проросла, считай, сквозь асфальт двора-колодца
на Петроградской и безумие вечных сумерек.
Под ней - скамейка: ее оккупировали, джин-тоником запивая
горечь дешевой затяжки, Зойка, Натаха и Любочка
- та, что с седьмой лестницы.
Перед последним классом - одиннадцатым - коротают тоскливо каникулы.
Июль: еще белые ночи, всего - десять вечера.
После дождика солнце вишенкой по крышам и стенам домов катается.
Гулять, развлекаться - сама природа подсказывает.
Джип "чероки" во двор под аркой проехал, на голубей и галок лихо рыкая.
Парни - их двое, таких молоденьких, но уже в смокингах -
жмут на звонок кода в парадном, где живут новорусские.
Через полчаса они вышли, поддерживая за локоток жеманно
прыгающую на "шпилечках" через лужицы девушку с гладкой
прической и в маленьком черном вечернем платьице.
А в обнаженное плечико - почему-то - врезается крохотная,
сверкающая лаком сумочка.
Натаха зло втерла в асфальт окурок "платформой" из Турции:
- Девчонки, вы видели?
- Видели. Видели... - откликнулась Зойка мрачно. - Я с Майей
даже говорила дня третьего.
- И что? Где она эти два года болталась? - пустую банку
Любочка выпустила подранком-кузнечиком.
- Училась. В какой-то закрытой школе во Франции.
- Мать твою! Отец же ее был простым афганом-майором,
правда, спецназовцем. А теперь из "мерса" во-о-т такая
выглядывает ряха жирная.
Натаха под твердокаменный валик - колодки волос
надо лбом - пятерню запустила яростно:
- Ой, как свербит! - у меня челка этим поганым лаком залита намертво.
- Мой брат сказал, что у папаши Майки сейчас своя школа
бандитов: всех крутых пацанов собрал в окрестности, -
Любочка худосочные ноги - от самых плеч - в блестящих
"клешах" протянула, развела руками мечтательно:
- Эх, горемыки-подруженьки! Еще не вечер. Но от жизни такой
чего-нибудь выпить - покрепче детского пойла этого, -
- Теперь понятно, откуда баксы... Отсюда этаж, отсюда
и Франция Майкина.
- Ладно, - Зойка встала решительно, - пошли к Иванычу:
дадим на пиво, а он нам за водкой сбегает.
Сказано - сделано: здесь сюжет по накатанной тропочке развивается.
Есть пустая квартира - огородничали на даче Натахи родители.
Картошки начистили, отварили сосиски и, помидором
закусывая, вспоминали, как вместе с Майкой
на дискотеку бегали.
- Я же с ней седьмой и восьмой класс просидела рядышком, а
теперь эта тварь еле-еле здоровается! Ненавижу! -
Любочка залпом сто грамм в себя опрокинула.
Тушь по лицу размазывалась слезами горючими.
В литровой бутылке водки оставалось уже на донышке.
А старшеклассницам свою злость-обиду так до конца и
не выговорить - неочевидное с таким трудом понимается.
И желание отомстить за себя разогрели градусы.
А в это время в "Ночном Голливуде" Майя из-за чего-то там
со своим Никитой повздорила.
Такси заказала и в салоне вздохнула расслабленно.
В окно глядела, как город плыл, плавясь в палевых сумерках
невероятной мумией мавзолейною.
Пустынность улиц, казалось, гудела проводами
высоковольтными от напряжения.
"Все происходит вовремя. Успею домой до того, как мосты
разводятся. Хорошо высплюсь." - думала.
Во дворе она сразу заметила на скамейке девочек.
После выпивки хорошо остудиться на улице, и подружки
вовсю дымили вулканами.
Дома не ждали ее так рано, а ссора с Никитой саднила досадою.
Очевидно вспомнилось, как когда-то задушевно шушукалась
с одноклассницами, поверяя первые тайны девичьи.
Когда Майя к ним подходила, Любочка охнула: - Ну и дела...
А вы говорите, нет правды в жизни? О чем угодно лапшу
на уши вешайте. Я - мигом. Сейчас, -
и к своему парадному кинулась.
И пока на четвертый этаж взлетала, в голове сверлило:
"Только бы мама эту бутылку не переставила."
Дальше тоже все шло канонически.
С чем-то в руках возвратилась Любочка.
Затем все провожали к добротно-дубовой двери бывшую одноклассницу.
Майя предупредила по микрофону охранника - это она домой возвращается.
Ее ударили по голове булыжником, когда лязгнула створка,
в белую ночь зевнув иноземными дезодорантами.
Затем, чтоб не было крика, Натаха рот бывшей подружке
скотчем заклеила - Любочка захватить не забыла, фильмов
насмотревшись о мафиози и уголовниках.
Обмякшее тело в подвал поволокли девочки.
Там Майя пришла в себя: полутьма, ноги связаны, голова болит,
щебенка в спину впивается, и едко воняет кошками.
Натаха и Зойка держат за руки.
А над ней с перекошенным злобно лицом нависает Любочка:
- Вот плесну сейчас на тебя, сучку гордую, будешь корчиться.
Кислота дело знает - не поможет папаша
со своими баксами и бандитами. -
Она осатанело пинала лежащую жертву по ребрам кроссовками.
Один из ударов обжег бок сумочкой.
С мига этого потекли события в другую сторону.
На тренажерах отточенное, стальной пружиной-змеей тело девочки выгнулось.
Узел Зойкиных китайских "под леопарда" лосин пришелся
Любочке, открывавшей пробку в бутылке, прямо
в солнечное сплетение.
Упала, расколовшись на половины, емкость со светлым
справедливой местью будущим.
Осколки верхней - разлетелась брызгами - в нижнюю -
почти стакан - падали изумрудами.
Зойка, Натаха к подруге бросились - глотая воздух, под стенкой корчилась.
Любочка, невзирая на боль, плевалась яростью: - Убейте ее!
Убейте! У нас с нею не один и тот же день завтрашний!
Майя из лаковой сумочки выхватила пистолет-игрушечку
и, хоть казалось, почти не прицеливаясь, метко всадила
две пули в обидчицу.
Зойка с Натахой даже не перепугались выстрелов.
Увидев такое, обмерли, глядя, как будто уже не жили,
на бывшую одноклассницу.
Она со стоном, за кирпичную кладку подвала цепляясь, встала
и развернулась в сторону выхода: - Надолго в тюрьму
сядете - денег на адвоката не пожалеют родители,
а у меня есть право иметь оружие.
Потом наклонилась, взяла оставшееся от бутылки и пролила
из него капельку жидкости на подол порванного, в пыли
платьица: - Пусть будет для доказательства.
Черный шелк, на глазах пустотой дыры прорастая, съежился.
Когда Майя уже ступила на лестницу, ворвался в подвал
охранник, стены серее, и пушка серьезная, словно
шашка наголо.
Девушка вниз - как в другой мир - на одноклассниц -
живых и мертвых - сжавшихся кучкой темной плесени на полу
посмотрела сексуально-скуластым взглядом
взрослой, модной, безжалостной женщины:
- Это - не киллеры. Это - школьницы... Я позвоню отцу
в Финляндию, а ты вызывай скорее милицию.
Натаха от шока куклой со спущенными пружинами вновь и
вновь тихонечко - песенкой - повторяла, не понимая
слов: - Есть майя, была любовь.
Со дна колодца пенсионерка-учительница терзала
перламутровые облака надрывным воем по дочери.
Плакала в объятьях соседок в халатах мать Зойки, когда
машина девочек увезла в отделение.
Многое повидавший на своем веку опытный "опер" был
потрясен - до холодка в желудке - невероятной по силе
злобой у совсем еще юных девушек.
С одной стороны - пьяная "бытовуха", с другой - человек защищается.
Но странно: смерть для всех точку - последнюю - справедливости ставила.
Убийство - единственный залог понимания.
Как будто у них уже не было языка общего - русского.
За два года перегородка выросла меж одноклассницами.
Невидима.
Лишь для кислот проницаема.
Разрушается только пулями.
- С ума сойти! - сущий ад жестокости... И вроде не вышли
из возраста подросткового, - выдохнул он, выйдя
во двор и вытирая с плеши испарину.
Дама в спортивном костюме - стояла здесь же - по внешности
профессиии умственной, хохотнула: - А вы что думали? -
это же дети. Наглядными - до ужаса - смертоносные
догонялки делает детский сад. Сходите как-нибудь
на досуге. Видите, все в воздухе напряглось
нынче. Похоже, в аккурат гроза будет
к вечеру. Надо еще побегать мне.
ЕСЛИ
Если к шуму ветра, речи и музыке Если некто оком свет и тьму Если память стала похожа Если кто-то - до судорог ненавистный - |
ЧАСТУШКИ ПОД РЭП-АККОПАНЕМЕНТ
(дуэт об этно-исторических тенденциях в высокой моде)
Это кто ко мне пришел Мой милок, штаны надень! Я луну с небес достану Не боись, что мы похожи На гравюре Утамаро |
Хакама - да! Хакама! Хакама! Хахахакакамамадада! Хама-дама, хама-дама! Хакама! Хакама! |
О, хакама...
РАГА 3
Ярко сверкая членами на общем сиденье,
Он (Агни) вошел к двум половинам вселенной, как муж
к единственной жене.
Ригведа. Мандала III, 7.
(в тексте соотношение формул стиха-вина к стиху-табла 5/3)
1. Стих |
-------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------- -------------- Где тира нанос на горе, а лист Лель |
1. --------------------------------------------------------------------
2. --------------------------------------------------------------------
3. дома гнить оставил, - ходули ткача рыцари завещали пару-
1. ------------------------------------------------------------------------
2. ----------------------------------Шакти-----Шакти-----Шакти-----
3. сам дракара. Где тира нанос на горе, а лист Лель дома гнить
1. Неужели я везу во дворец луну саму?-----------------------//Нет,
2. Шакти-----Шакти-----Шактишактишактишактишакти//---Шак-
3. оставил, - ходули ткача рыцари завещали парусам дракара.
1. это Царица лик повернула на Запад, костром горящий.//-------
2. тишактишактишактишакти-----Шактишактишактишактишак-
3. Где тира нанос на горе, а лист Лель дома гнить оставил, - хо-
1. ------------------------------Неужели воды священной реки на-
2. ти-----ШактИшакТишь//---ШактИшакТишь-----ШактИшак-
3. дули ткача рыцари завещали парусам дракара. Дети - рана.
1. поили иссохшую душу мою?//-------------------------Нет, это Ца-
2. Тишь-----ШактИшакТишь-----ШактИшакТишь-----ТишАкти-
3. Дети - рана. Дети - рана. Истлел дом. Истлел дом. Истлел
1. рица мудрые речи ведет о музыке превращений. И внемлют
2. шактишактишактИшак-----ИшакишакишакишакишакИшак----
3. дом. Маг нить оставил. Маг нить оставил. Маг нить оставил.
1. благоговейно солнце, ветер, земля, покорно за словом следуя.-
2. ТититиТити-----ШашашаШаша//----------------------------------
3. Ход, улитка чары! - цари завещали. Ход, улитка чары! -
1. -----------------------------------------//Неужели деревья и цветы
2. -----------------------------------------------------------Парвати
3. цари завещали. Ход, улитка чары! - цари завещали. Реалист
1. запели, а крылья парящих в брачном танце орлов соткали по
2. -----Парвати-----Парвати-----Парвати-----Парвати-----Парвати-
3. истлел. Реалист истлел. Реалист истлел. Ель - магнит о ста
1. облакам драгоценную - в золотом узорочье - ткань, и неж-
2. парватипарваТипарватиПарвати-----ПарватипарватипарваТи-
3. вил. Ель - магнит о ста вил. Ель - магнит о ста вил. Дети -
1. ные коровы начали доиться блаженным забвением Сомы?------
2. парватиПарвати-----ПарватипарватипарваТипарватиПарвати--
3. драка раг тирана. Дети - драка раг тирана. Дети - драка раг
1. ---------------------------------------------------// Нет, это Царица,
2. - ПарваТипа-----ПарваТипа-----ПарваТипа//---ПарваТипа-----
3. тирана. Сна горе. Сна горе. Сна горе. Риза - веща, липа -
1. смотря в спину мне, возничему, сказала: -Кони слушаются
2. ПарваТипа-----РваТипаРватиПар-----РваТипаРватиПар----Рва-
3. руса. Риза - веща, липа - руса. Риза - веща, липа - руса.
1. тебя, слуга, и дорога стелется коврами на небеса.-----------------
2. ТипаРватиПар-----РваТипаРватиПар-----РваТипаРватиПар-----
3. Маг нить остави. Маг нить оставил. Маг нить остави. Где ти-
1. ----------------------------------------------------------------------------
2. Рвать-----Рвать-----Рвать-----Рвать-----Рвать-----Правитишакти-
3. рана нос наг - реалист Лель. Где тирана нос наг - реалист
1. ---// И я огнем вспыхнул.-------------//И тело мое начало расши-
2. па//ПравитишактиПравитишакТи//паПравитьИкараправить
3. лель. Где тирана нос наг - реалист Лель. Сам - драка раг.
1. ряться от счастья быть--------------------//замеченным---------
2. ИкараправитьиКараТираКараТираКара//----Практикарака-
3. Сам - драка раг. Сам - драка раг. Улитка чар. Улитка чар.
1. ---//ею://--------------------я удостоился похвалы самой Царицы.--
2. Рати---//ПрактикаракаРати-----ПрактикаракаРати-----Карать--
3. Улитка чар. Вещали пар усам. Вещали пар усам. Вещали пар
1. ------------// Кто еще так дорожит ее благосклонным словом и
2. ---Карать//--Карать-----Карать-----Карать-----Шапкашактипар-
3. усам. Реалист Лель истлел льдом магнита мага. Реалист Лель
1. взглядом?-----------------------//Кто еще так любит ее?----------
2. вать-----Шапкашактипарвать//---Шапкашактипарвать-----При-
3. истлел льдом магнита мага. Реалист Лель истлел льдом маг-
1. ----------//Тогда почему же она принадлежит не мне? Ведь коль-
2. праваи//шакаТиараТиараТиарАктиваШактиШактишакТир-
3. нита мага. Липа руса. Липа руса. Липа руса. Рака раг: дети -
1. цо нужно пальцу, чтобы прикрыть, украшая, наготу его,------
2. ТирТирактиваПраватирАктиваПраватирАктиваПрава-----Ка-
3. рана. Рака раг: дети - рана. Рака раг: дети - рана. Риза ве-
1. ----------------------------------------------//тот, кто сидит за сто-
2. ртапиракартапиракартапиракарапирака//рапиракарапира-----
3. ща. Риза веща. Риза веща. Маг дома гнить ель оставил, став
1. лом, уставшем от тяжести яств и напитков, не умрет от жажды
2. ПрактикаШакти-----ПрактикаШакти-----ПрактикаШакти-----
3. на ходули чар улитки. Маг дома гнить ель оставил, став на хо-
1. и голода,---------------------------------------// а разомлевший на пе-
2. ПрактикаШакти-----ПрактикаШакти//----Приправашактипри-
3. дули чар улитки. Маг дома гнить ель оставил, став на ходули
1. рине из женских тел не сумеет оценить драгоценную твердость
2. апактивприапактивприапактивАктивАктиВирша-----Вирша--
3. чар улитки. Вещали паруса: чары, царь, - самость. Гнить ос-
1. жемчужины, затаившейся под ней//----------------------------------
2. ---Вирша-----Крика----Крика----Крика//-----Правшикаракритика-
3. тавь. Вещали паруса: чары, царь, - самость. Гнить оставь. Ве-
1. звездочкой// ----------одной-единственной в ночи нищеты.//----
2. ШактиПрав//шикаракритикаШактиПравшикаракритика//Шак-
3. щали паруса: чары, царь, - самость. Гнить оставь.-------------
1. --------------------------------------Я найду ее, Царь, во что бы то
2. ти. Шакти. Шакти. Шакти. Шакти. Шакти.-------------------------
3. ------------------------------------------------------------------------
1. ни стало, потому что у меня ничего нет. И, взяв сокровище,
2. -----------------------------------------------------------------------
3. -----------------------------------------------------------------------
1. воссяду на место твое.
2. ---------------------------
3. ---------------------------
ПРИМЕЧАНИЯ
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
Лариса Березовчук | "Обреченные на фальстарт" |
Copyright © 1999 Лариса Березовчук Публикация в Интернете © 1999 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |