СПб.: Бояныч; Бланка, 1999. ISBN 5-7199-0094-2 108 с. |
26.06.99 |
ЧРЕВО КИТА 5: ВЫПАДЕНИЕ ОСАДКА
Потоки подводных лодок завязались узлом:
конец и начало
соединились внахлест.
Цепь из разных звеньев появилась вместо шеренги,
пульсирующей рядами одинаковых
по технологии и дизайну субмарин.
Так являет себя природа насилия, хотя внешне
кто сумеет отличить его
слияния в восторгах любви?
Нас из грядущего захлестнуло
зловонной волной
прошлого. Закономерный когда-то исход
отжало в осадок
потерянного поколения
- едкий, жгущий правдой.
Только разум способен
крепко-накрепко-намертво отметить
время и место жить.
Левиафану, хоть он немыслимо
огромен, - тоже больно:
несварение бывает даже у мифа...
Эх, кит, кит! Мы к тебе,
было, уже привыкли.
Он напрягся, напрягся до судорог и...
исторг нас из чрева.
На свободу.
Или обреченность ненужности.
* * *
Старого-престарого аксакала спросили:
- Уважаемый, сколько лет вы живете на свете?
- Ох, даже не счесть - дед, еще крепкий, лучился улыбкой, -
Мне отпущено ровно столько, сколько детям моим,
внукам, правнукам. Есть даже пра-правнук. -
Идя вперед, патриарх свободную от себя длительность
другим оставляет.
Как в забеге, если много спортсменов и мало дорожек,
команда "на старт" состязания каждый раз
заново начинает.
Хоть дистанция не удлинилась ни на йоту.
Главное - результат: как быстро ее пробежали.
Школьница в четырнадцать лет разродилась.
Отец, такой же сопляк - одноклассник.
Когда папашу в армию провожали, отпрыск его
сосредоточенно сосал чупа-чупсу.
Думали все - братик, вопрос задавая:
- Бутуз, годки ты считать умеешь? -
Нехотя он ответил:
- Умею. Мало еще - всего четыре: папа с мамой у меня молодые. -
Получается, дети живут за счет того, что сумели отнять у взрослых.
Впрочем, те ссуду дают добровольно, зная, что сами в долгу неоплатном.
Все это, конечно, понятно любому.
Проблемы тогда возникают, когда кредит - доверия или
этих недоступных уму взаимообратимых расчетов
с времен потоками - до дна исчерпан.
Тогда мать терзается над преждевременно угасшим сыном
криком:
- Зачем мне дано пережить своего ребенка!
Другой сюжет, хоть история писала его не однажды,
мало кому известен.
Бегущие след в след потомки, воровато выдавив до последней
капли сок из созревших ягод и вишневку выпив, хладно-
кровно родителей обрекают на гибель от жажды.
* * *
(дуэт)
22 |
Асфальтная строчка шоссе по Бердянской косе: забег - |
12 |
Небо на Востоке воспалилось - рдеет |
2 |
восход. |
20 |
Туда - на вдохе с тоской - в майке и шортах, замерзая от одного |
19 | шума прибоя. Обратно - на выдохе - в панцире усталости |
4 |
- липко-жарком. |
6 |
Кожа воды просит |
2 |
морской. |
2 |
Нырнуть, |
3 |
смывая |
2 |
слезы |
8 |
насилия дистанцией. |
* * *
defile (фр.) - прохождение войск на смотре; вереница, шествие;
ущелье, теснина, дефиле; укрытый от огня;
defiler (фр.) - дефилировать, проходить вереницей; (фам.) убегать;
(фам.) умирать один за другим.
Ступая по реке помоста - земной тетивы -
они - прекрасны.
Они - стрелою человека в небо целясь -
шагами ниточку ручья шьют:
за ногу нога. Выстрелы - след в след. Только
шея жирафа.
И точка - точеная головка. На все лицо
рот - синий или кровожадно-алый.
И рост.
Но нет тела
ни у кого, на погост подиума
взошедшего: каркас скелета, обтянутого еще юной кожей
несет
- о, не одежду! -
способ жить и быть. Сей философский камень
в топ-модели светится
полным отчуждением от плоти,
платья и себя.
Об этой славе трубят еженедельники, журналы
fashion. Нимфетки, эфебы, нимфы
влюбляют нас в свой образ. Достаточно
глазу проскользить по идеалу. На перекрестке вожделений
канон покажется "живее всех живых"
в лучах софитов. Ведь каждый
хочет съесть
бутерброд - не только с маслом, с икрой
даже! - поглощая
смертоубийсвенное напряжение фасона.
И линии,
цвета,
формы,
фактура тканей
начинают неосуществимые желания рождать,
высоковольтно гудя.
Они
- не люди, а модели -
вереницею
идут,
идут,
идут...
Их ноги так длинны, что, кажется,
приучены в облака проваливаться,
а не топтать земную
- прозаическую -
твердь. Снизойдя к нам,
небожители
вызывают восхищенный шепот. Так замирали
от смеси ужаса с восторгом
когда-то горожане, слушая нехитрый,
но томяще-мелодичный зов
свирели Крыслова. Хоть дело
- не в напеве.
В мастере и ухе слушающих. Дальше
- нет - увы! - детей... Финал:
апплодисменты загремят. Кутюрье
- обычно неказистый, одетый кое-как -
выйдет на поклоны, вздрагивая
от вспышек фотоаппаратов.
Неслышно ленту к сознанью тех,
кто не был здесь,
потянут диктофоны журналистов
с плотоядным выражением лица...
После марша defiler
банкет отметит удачу
стрельбищ. Быть может, топ-моделек
тоже за стол усадят гребнем
с длинными зубцами. Пупырышки
- личики в оправе из цветных волос,
возвышаясь над гомонящим фаршем
сановной круговерти,
ее - как, впрочем - прочих
смертных причешут
в месиво карлообразных Муков. А девушки
филе рыбы
ковырнут нехотя,
отодвинут гарнир - салатный лист, распластавшийся
ленивой жабой на фарфоре, -
любуясь - с болью и тоской
- непонятно почему -
арабеской веточки укропа. И слезы
будут проситься на ресницы,
не смея делать
этого.
И ДЕКА НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ НАПРЯЖЕНИЯ
В беспамятство сна
сгусток огня влетает, обжигая.
Просыпаешься.
Неужели звук усталости
можно увидеть?
Спустила, вскрикнув гортанно,
струна фортепиано. Что ж
- рассудку понятно: сухость воздуха
в комнате, слишком частые для металла
перепады температуры. Зачем
в страхе вскидываться, вглядываясь в темноту?
Но пугающая тишина послезвучия
подсказывает: бойся!
Причины болезни материи
в ином, из-за чего фальшью
аккорд заплачет, а музыка
превратится в подглядывание за собой,
породив двойника,
резво бегущего. Хоть рядом,
а иначе и в сторону. По другой дорожке
- чуть ниже проложенной
в сравнении с той, что дарует победу
совершенной мелодии.
Вспышка метит
прикосновение незримых векторов
- это участь являет себя.
Время, время...
Своими куртинами и водоворотами
ты похоже на смертоносное излучение,
разрывающее на частицы
самое прочное в этом мире
- струну - вещество - судьбы. Она
- как металл -
способна тон спускать,
коль дека, в параллельном мире ионы теряя,
не держит боле забитый
- от начала и до самого конца -
колок человека.
А ведь твердо раньше стоял...
Стоном боли являет себя
хрупкость материи - вещей и людей,
в кислоте длительности
истлевающих. Лишь надтреснутый звук,
без надежды быть кем-то услышанным, скажет:
- Мы умираем,
уже не способные
выдерживать это
- непосильное - напряжение.
ПОШЛОСТЬ ПРАВДЫ, или "ЧТО?"
(сцена телефонных разговоров на фоне воспоминаний автора)
Killing me softly.
Из репертуара Барбары Стрейзанд
Мне позвонил господин N, сказал, что уже,
что уже нежный убийца прилетел.
- Неужели так быстро? |
В трубке шоколадом плавился бас,
от смущения - тих: так прерывается дыхание бегуна, который
старта боится. Господин N прекрасно знал:
убийца - на двоих один. А это
физкультурникам вовсе не добавляет азарта.
- Пустое. Гоните. |
От
- до боли
- до стиснуть зубы
- до необходимой, как вода,
но сомой дурманящей разум,
наисладчайшей отравы:
задыхающихся от восторга интонаций и прозрачного шелка
паутины взглядов, пеленающих
в удушье кокона обожания. - Форс-мажорная ситуация,
откровенность слов господина N,
- все это
- человек, вывернутый
наизнанку и против природы вставший на голову.
Да...
Надо признать, наш убийца действительно
превосходно обучен, отменно вооружен. Для подобного дела
ему не нужны пистолеты, кастеты, ножи и удавки.
В трубке отрезвляющим холодком звучало:
- Ведь взрослый и сильный |
Вздохнув, господин N умолк.
Он правду сказал, перед которой разум беспомощен:
- хоть куда-нибудь
- во что бы то ни стало
- только бы убежать.
И вспоминалось
начало - бесстыжее, как вуайер, как мировой рекорд,
установленный под рев
- громкий и распаленный - похоти
отождествления с победой чемпиона. Этой водой
залиты - по самую кромку - стадиона трибуны.
Сентябрь. Небо
уже мело поземкой белесой.
Защита мистера Х. Радость успеху
друга в количествах не измерить.
Почти символический официальный банкет. Мы
- странно незнакомые гости ранней осени-
потом поехали в Царское Село
- парадный букет Севера - на его зелени,
уставшей от короткого лета, умирали в блаженстве осы, гравий
золотистым мором густо посыпав.
Пусто.
Озерам зеркало заткнуло рты, и мы,
от души веселясь, карабкались детьми на пасынков морены,
мхом обросших. Валун - кон - думали:
ставим шутливые тосты. Он - юностью отчужденный -
высокомерно наблюдал:
убийце привычно все понимать
в координатах погоста. Господин N
- крепок, высок, чуть сутул, и щурится - даже в очках - близоруко.
Для него уши, что для меня глаза
- однобокая наука переживания-мысли:
локаторы изображений и звука, неистово от напряжения завывающие.
Я видела: убийца приблизился,
приспустив занавес век, что-то говорил, шептал так,
что на его руках тайнозначными рунами
проступила вязь вен. Господин N лицом
окаменев, стал фотоснимком на "ксиве", побледнел и...
как будто вместо шампанского выпил залпом чашу
настоя на пантах. Смысл для него
превратился в отточенность речитативов, наслаждение
свелось к хрипловатым руладам полумальчишеского бельканто
- в цель без кикса попали. А нежный убийца
уже на солнце глядел, луч выбирая,
чтобы подставить для лицезрения мне
- пряником
- цвет щеки
- абрикосово-смуглый. Точно вычислив,
он - гибкий и стальной -
продолжал cовершать над господином N
речевой трен сладострастия. Но потребность
- властная и ненасытная -
звала под ель, гды мы с мистером Х стояли. Ошибка:
жертве нужна динамика и...
разом выжег зрящий разум
фейеверком жестов,
заставивших прохладный вечер пылать
обещаниями восторгов на неожиданных разломах
места и времени,
эквилибром поз,
от которых воздух местью удушья искрился,
розой в землю воткнув статуэточность тела,
а взгляд начал липко литься тяжелым потоком дробин
восхищения. Мне было понятно:
господин N, уже ревнуя, слушал,
как я немела,
без единого слова
- только глазами -
яд выпивая.
И вот теперь
мы с ним
один на один с ужасом,
который, не считаясь с запретом седин, вот-вот настигнет,
молчим, сжимая куски пластмассы:
- Он в поле зрения не появлялся? |
Потому.
Потому, что нам дали послушать оперу и показали кино
о том, чего мы хотели
больше всего на свете когда-то,
мечтали в иллюзий воздушных замках. Там
в позолоченных багетах счастья висели наши портреты,
написанные бездарным мазилой.
Мы сами, выдумав костюмы, позы, выражения лиц,
их заказали, не желая считаться с правдой.
И жизнь по максимуму
- силой,
достоинством,
богатством,
умом,
талантом и красотой -
платила за постоянный изнурительный бег
- бег собой за собой и - одно-
временно - рядом.
Влекла только реальность -
вожделенная ленточка финиша, которой
- по уделу
выдумавших себя и жизнь -
не коснуться никогда,
и потому с энтузиазмом бежали, бежали, бежали..., захлебываясь
радостью подарка Господа - движением.
Знали: белке дана лишь одна колеса остановка. И рядом все
остальные с готовностью тоже perpetum mobile состязаний крутили,
не ожидая выстрела пистолета. По глупости
- глухоте уха и слепоте глаз -
к воплям и голодному завистью взгляду обделенных судьбой -
эту - бесценную - страховку от поражения
не сумели оценить. А теперь,
когда нас поставили под прицел
начала времени
- но не нашего, а чужого -
вскинулись марионетками по сигналу
манка. Это - юный прекрасный ловчий, хладнокровно раскинув
- для верности - карты
звуков и картин, наивную дичь позвал
из сегодня в ее вчера
искристой химерой желания. В настоящем забеге
побеждает только один. Остальные
заслужат - всего лишь - отсутствие
в завтра. Потому что уже
- нынче - их расстреливают
- без суда и следствия -
обреченностью на бесплодность фальстарта.
- Увы, милейший господин N, |
Боле не говоря ничего,
повесила трубку. Где-то в районе Невского
нежный убийца самовлюбленно
полы кашемирового пальто разметал
- распахнулись черные крылья
ангела на полотнах прерафаэлитов из Прадо. В комнате
едко - стыдом
- прошлым -
запахло...
Никто не поверит, что правда - настолько пошла.
ВИШНЯ: ПЛОД СОЗРЕЛ
- Что вы будете пить?
- Если у них есть, то шерри. Хорошо бы скандинавского или немецкого производства.
- Вы любите вишневый ликер? А как насчет привкуса синильности? Не боитесь?
- Но мы же понимаем: дело не в ягодах или соке из них. Дело в косточках.
Из разговора в баре
Смотри! Во вкусе вишен есть что-то роднящее с болью. А теперь, если хочешь узнать, Вишня - событие, Тогда всматривайся в око вишни иначе. Так, Но когда |
РАГА 5
Агни взошел на лоно, полное жира, с широким доступом,
жаждущее, жаждущий, сверкающий, прозрачный, вздымающийся,
чистый, опять и опять он делает новыми родителей.
Ригведа. Мандала III, 5.
(в тексте соотношение формул стиха-вина к стиху-табла 3/5)
1. Стих |
-------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------- ----------------------- Алитет ради кода раги пергамент |
1. -----------------------------------------------------------------------
2. -----------------------------------------------------------------------
3. оловом одел. Алитет ради кода раги пергамент оловом одел.
1. ----------------------------------------------------Я - вы-пил
2. ----------------------------------------Cулико-----Сулико-----Сули-
3. Алитет ради кода раги пергамент оловом одел. Алитет ради
1. -----------весь мед благородных слов.----//------------------Я - во-
2. ко-----СуликосуликосуликоСулиКосули//---Суликосуликосули-
3. кода раги пергамент оловом одел. Алитет ради кода раги пер-
1. брал все масло благовоний, и теперь сверкаю броней красоты,
2. коСулиКосули-----СуликосуликосуликоСулиКосули-----Сули--
3. гамент оловом одел. Али тетради-ко дара? Али тетради-ко да-
1. разум смущающей.------------------------------------------------//-----
2. ---Сули-----Сули-----СулиКосу-----СулиКосу-----СулиКосу//----
3. ра? Али тетради-ко дара? Али тетради-ко дара? Али тетради-
1. Я - съел пламя дли----тель------нос----ти,
2. СокУлик-----СокУлик-----СокУлик-----ОсликУлик-----ОсликУ-
3. ко дара? Перга - ментол. Перга - ментол. Перга - ментол.
1. и теперь дух мой возрос многократно, а тело
2. лик-----ОсликУлик----------------Ребекка-----Ребекка-----Ре-
3. Перга - ментол. Перга - ментол. Олово моде. Олово моде.
1. налилось силой, способной мостом сияния - так наслаждение
2. бекка-----Ребеккаребеккаребекка----Ребеккаребеккаребекка--
3. Олово моде. Олово моде. Олово моде. Дара гипер-гам. Дара
1. молнией забвения ударяет - соединить землю и небо. --------
2. ---Ребеккаребеккаребекка-----РебеккаребеккаребеккаБекар-
3. гипер-гам. Дара гипер-гам. Дара гипер-гам. Дара гипер-гам.
1. -------------------------------------//------О, прекрасноликая и наи-
2. ----РебеккаребеккаребеккаБекар//-----Ребеккаребеккаребекка-
3. Теради кода раги. Теради кода раги. Тетради кода раги. Тет-
1. мудрейшая! Я очаровал Царя, и он уже мертв! Позавидуй уча-
2. Бекар-----Бекар-----Бекар-----Бекар-----БекаребекКаре-----Бе-
3. ради кода раги. Тетради кода раги. Делали. Делали. Делали.
1. сти его.--------------------------------------// Меня возлюбившие ста-
2. ---БекаребекКаре-----БекаребекКаре//---Каре-----Каре-----Каре-
3. Делали. Делали. Дико дар делали. Дико дар делали. Дико дар
1. новятся священными жертвами для тех, кто правит судьбами
2. бекаРебе-----КаребекаРебе-----КаребекаРебе-----Ребе-----Ребе--
3. делали. Дико дар делали. Дико дар делали. Ода раги ловом
1. людей, раздавая удачу в деяниях.-------------------------------------//
2. ---Ребе----РебеккареБекРебеккареБекРебеккареБекРебеккаре-//
3. одела. Ода раги ловом одела. Ода раги ловом одела. Ода раги
1. Я отвез его богам.//----------------------------Царица! Удостоиться
2. Бек-----Бек-----Бек//-----БеккаребекКаре-----БеккаребекКаре---
3. ловом одела. Ода раги ловом одела. Одела ли тетради? Одела-
1. алтаря сладко и почетно: дар прославят слова-чародеи - ко-
2. БеккаребекКаре-----СуликоРебеккаСуликоРебеккаСуликоРе-
3. ли тетради? Одела ли тетради? Одела ли тетради? Одела ли те-
1. лесницы, полные пламени.---------------------// Ведь вдохновенных
2. бекка-----СулиКосуРебе-----СулиКосуРебе//---СулиКосуРебе----
3. тради? Алиментов Лали - гипер-моде. Алиментов Лали - ги-
1. моих - жреца-поэта- речей достойны только те, кто никогда
2. РебеРеБекар----РебеРеБекар-----РебеРеБекар-----СулиБекАрбе-
3. пер-моде. Алиментов Лали - гипер-моде. Алиментов Лали -
1. никого не порочили, не терпели обмана, были совершенны ду-
2. СулиБекАрбеСулиБекАрбе-----СулиБекарБесСулиБекарБесСу-
3. гипер-моде. Алиментов Лали - гипер-моде. Одел ради раги
1. шою и помыслами. Боги примут лишь бесценные дары.--------
2. лиБекарБес-----Бес-----Бес-----Бес-----БекарБесБекаРека-----Бе-
3. ментол. Одел ради раги ментол. Одел ради раги ментол. Одел
1. -----------------------//Я люблю, Царица, тебя, и потому вожделею!
2. карБесБекаРека-----БекарБесБекаРека//----Река----Река----Река-
3. ради раги ментол. Одел ради раги ментол. Рад моде: кода - и
1. Я мчусь за тобой красным конем, быком золото-
2. --РекареКарекаре----РекареКареКареКареКарекаРекаРекаРе-
3. гипер-гамен. Рад моде: кода - и гипер-гамен. Рад моде: кода
1. рогим, тяжело дыша, орлом вонзаю когти влечения в
2. каРукаРукаРукаруКаруКаруКаруКору----КоруКаруКоруКару
3. - и гипер-гамен. Рад моде: кода - и гипер-гамен. Рад моде:
1. твое сердце, заливаю волной страсти,
2. КоруКарукоРусулиКосуРусулиКосуРусулиКосуРусулиКосули
3. кода - и гипер-гамен. Ментол ел ом, ом, ом раги! Ментол ел
1. чтобы душа сгорела твоя.---------------------------//Стой, стропти-
2. УбериСилокУбериКосулиСилокУбериКосули//СилокУсУбер и
3. ом, ом, ом раги! Ментол ел ом, ом, ом раги! Ментол ел ом, ом,
1. вая, стой! --------------------//Много сил у меня есть, но без власти
2. УсУбериУсУбери----Убери//----УберисулиКобраБекараУбер ису
3. ом раги! Ментол ел ом, ом, ом раги! Кода! Кода! Кода! Кода!
1. твоей не дано мне творить изменением мир таким, каким я -
2. лиКобраБекаРасурасурАсураКрасуРасуКрасуРасуКраСул и
3. Кода! Дела раги. Дела раги. Дела раги. Дела раги. Дела раги.
1. а не ты, Царица, - хочу его видеть.--------------------------------
2. СулиСулисуЛируЛируЛирулиРулиРулиРули-----Ребеккарулису
3. Код ада. Код ада. Код ада. Код ада. Код ада.-----Ода раги -
1. //Отдай мне время свое!
2. //ликорулиребеккарулисуликорулиребеккарулисуликорулире
3. мода. Ода раги - мода. Ода раги - мода. Ода раги - мода.
1. Отдай! Время! Отдай! Время! Отдай!
2. Кассу! Кассу! Кассу! Кассу! Кассу!
3. Amen! Amen! Amen! Amen! Amen!
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
Лариса Березовчук | "Обреченные на фальстарт" |
Copyright © 1999 Лариса Березовчук Публикация в Интернете © 1999 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |