Стихи первого раздела лирические, то есть написаны от имени некоего идола от имени невинного и особенного "я". Невинность и особенность поэта остались от времени, когда он был служитель высшего или иного, то есть когда эти свойства были свойствами сана, роли, но служение, утратив свой прежний предмет, обращается в идолопоклонство и идол обычно похож на ризы прежних служителей.
Служение этому идолу почти всегда невольно и бессознательно; в него включаешься, начиная писать "просто стихи".
"Я" стоит за спиной пишущего и присваивает себе то, что он пишет; сам же он может думать, что пишет "просто стихи", что пишет их от собственного имени (что на самом деле очень трудно и потому редко) или по-прежнему от имени какой-то высшей силы ("язык" и пр.). Примерно так: выходит дама и объявляет: "Петр! Ильич! Чайковской! Ария Гремина! Исполняет имярек". И все, что после этого будет сказано или спето, хочет того имярек или нет, слышал он это объявление или нет, будет арией Гремина в нашем случае арией "я". "Человеческое я" участвует здесь как во всяком исполнительстве внешностью, тембром, манерой; не отменяя сюжета оперы, программы концерта.
Лирическая иллюзия собственной невинности и особенности поддерживается и внепоэтически во-первых, фарисейством любого самосознания; во-вторых (в русском языке), тем, что про себя как целое, как страну люди здесь думают "мы особенные и невинные; хуже, чем себе, мы никому не сделали". В этом смысле можно сказать, что здесь любые лирические стихи одновременно и гражданские.
Все "я", взятые изнутри и поодиночке, невинны и особенны, а взятые извне и скопом виноваты и одинаковы. Естественно, само это сознание своей невинности и особенности необходимый результат действия тупого и жестокого механизма, в который как детали эти "я" включены и который из них только и состоит. Твердые винтики и должны считать себя незаслуженно страдающими цветочками (механизм же имеется уже там, где есть хотя бы двое а двое есть всегда). Лучшее, что можно сделать, от этого идола просто отойти. (Но при этом есть риск, что "я" окажется в зоне священного умолчания; так происходит при искусственном конструировании говорящего персонажа лиричность витает около любых масок, только уже не в многословии, а в благоговейной тишине.) Но отойти может тот, кто не считается с правилами. А правила здесь такие же, как с икотой: сойди на Федота, с Федота на Якова, с Якова на всякого.
Соответственно, второй раздел это переход от отдельного и внутреннего к совместному и внешнему. Но это переход от иллюзии не к правде, а к "правде", то есть к трезвому рабству у той же иллюзии, п.ч. все содержание по-прежнему порождается только ею у "правдивого взгляда" нет другого предмета, а кроме предыдущего тумана. Здесь говорится не: "за этим туманом вот что на самом деле", а: "это всего лишь туман, он плотный, редкий, серый, розовый и пр., и вот почему на нем мерещатся картинки". То есть по-прежнему изображается только видимость, но теперь как видимость, а не как реальность.
Образцом здесь служат одномерные слова и фразы вроде "здравствуйте" или "спасибо" но именно образцом, а не предметом обыгрывания или разоблачения, поскольку обыгрывать или разоблачать здесь нечего все и так видно. Они же общие слова, то есть те, которые заведомо принадлежат всем и которые поэтому одинаково смешно и ставить в кавычки и считать своими собственными. Их лучше всех знают дети, у которых взрослые спрашивают: "Что сейчас надо сказать?" или "Как это называется?". И эти же слова то немногое правильное, которое уже есть у каждого и которое поэтому можно не придумывать и не искать.
Начало книги Григория Дашевского
|