Книга стихов Пермь: Изд-во Пермского университета, 1995. / Фонд "Юрятин". Обложка В.Макаровой. ISBN 5-8241-0073-X 140 с. |
1 5 9 13 17 21 25 |
| ДОЖДЬ Яйцо вкрутую, срезанная сота, и якобы прозрачные мешочки, Кем вписан в голубой многоугольник Вместилище, чувствилище, планета, Зеленый, перекрученный, безмозглый, Мучение, терпение, надежда, О, эта изнурительная сложность - |
Это стихотворение недолго сидело в засаде, скрываясь за домашней заготовкой, которая сразу же воплотилась в двух первых стихах. "Сначала придумают глупость, а потом сочиняют, как бы поумнее ее совершить; совершив же, думают, как бы помудрее из нее выйти," - примерно такова интеллектуальная стратегия данного текста, и не удивительно, что пятистопный ямб, отвратительный в своей назидательности, приватизировал его (текста) пространство. Сочетание мужской и женской рифмы несет не метафорическую, а номинальную двуполость. И как только я пускаю процесс рифмообразования на самотек, как произошло в данном случае, эта вульгарная, даже скабрезная схема (м-ж-м-ж или ж-м-ж-м) начинает действовать. В ней как бы соблюдена асимметричная симметрия совокупления. Только мужская или только женская рифмы не выход из положения (как не является выходом из него и неразборчивая бисексуальность верлибра), однако, в их однородности есть какой-то слабый намек на аскетизм, который единственный в силах противостоять саморазлагающемуся стилю барокко, этому протоплазмическому пиру, на который слетаются нувориши от эстетики, зарвавшиеся в собственной безответственности и кажущейся безнаказанности. Из всего этого следует, что ритм в стихотворении "Дождь" отсутствует. Его место занял мертвеющий и мертвящий все вокруг - его антивеличество метр. Название стихотворения не функция, а экспозиция. Еще точнее: ДОЖДЬ - это растаявший СНЕГ ПАМЯТИ УАЙТХЕДА. Во всяком случае, три первые строфы "Дождя" суть попытка продолжить ошибку предыдущего текста. ДОЖДЬ по инерции СНЕГА... тащится двенадцать строк, но на самой пастернаковской ноте вдруг перестает плясать под чужую дудку и начинает свою партию. 1-2. Картинка, видимо, спровоцирована кадрами из фильмов А.Тарковского (стол, предметы для натюрморта, дождь), несмотря на по-мандельштамовски ослепший мед. 4. Непринужденный - очень мощный, но не развернутый эпитет. Если талант - это гениальность в свернутом виде, то данный эпитет - талантливый. Непринужденный воздух - это выпадение из причинно-следственной связи нашего трехмерного мира. Выходя из-под диктата причины и не впадая в тихое помешательство следствия, воздух в данном случае отмечен печатью Дара, но без вытекающих отсюда в текст последствий. 5-7. Образ спровоцирован эффектными кадрами из американского фильма, который, кажется, назывался "Дорогая, я уменьшил детей". 10. Самоцитата, кочующая из книги в книгу. 11-12. Тот самый пастернаковский антропоморфизм, о котором шла речь выше. Стоит заметить, что если раньше подобное включение иных миров (растения, климат, животные) в поэтическую псевдореальность казалось мне "хорошим тоном", то теперь, даже совершая подобное, я отдаю себе отчет в ошибочности, чтоб не сказать порочности, данной методы. 13. Попытка расшифровать=развернуть платоновскую плерому (источник: скучнейшая книга А.Лосева и Тахо-Годи "Платон. Аристотель."). 14. Снижение и трансформацию образа соловья можно рассматривать в качестве навязчивой идеи автора, который пользует ее где ни попадя, не обращая внимания на уже бьющую в глаза ее тривиальность. 15-16. Цифра пять не столько уточняет количество сторон, сколько отрицает вообще их наличие вне иллюзии. У Бога нет севера, юга, запада, востока. Еще точнее: есть только Отец и Хаос, а вот является ли борьба=битва расстоянием между ними - это вопрос к нашей планете, которая не может ответить на него, т.к. еще не пришла в себя. 17-20. В строфе закодировано целое стихотворение, которое должно было быть написанным, но к этому моменту так и не появилось. Смысл его таков: никакой промежуточной и дифференцированной иерархии между любой формой жизни и Богом нет, т.е. и человек, и кузнечик, и дерево "общаются" с одним Отцом, и ни с кем другим. Возможно, за этой интуицией стоит отрицание ипостасей как таковых и утверждается принципиальная "неделимость", даже на троицу, плеромы Бога, с которой я, дерево, кузнечик говорим на своих языках, а Он отвечает нам на Своем, и понять Его мы сможем, если одновременно откажемся от собственных языков, что выглядит с человеческой точки зрения (точнее: с ее отсутствия) нелепым. (Попытка же понять Бога через объединение всех языков всех живых земных миров влечет за собой пантеистический тупик.) В этом плане тема одновременного нисхождения Иисуса в миры эльфов, человеков (только об этом нисхождении мы имеем скромное представление), насекомых, растений... меня очень занимает, хотя, как я уже заметил выше, не нашла своего воплощения в моей поэтической псевдореальности. 21. Мучение, терпение, надежда функционально симметричны чувствилищу, вместилищу, планете (13). 23-24. Не знаю, достаточно ли ясно, что речь идет не столько о возможном в воображении читателя сквозняке между двух распахнутых во время дождя окон, сколько об эвфемизмах рождения и смерти. 25-28. Попытка реабилитации ума. Ум в моем наивном посыле суть интегрированный с подсознанием интеллект, что в принципе в данный "эволюционный" момент невозможно. Однако, я таки утверждаю, что цепочка ментальных падений=саморазвращений=попыток самоубийственных логических операций может привести каким-то невероятным образом и уже ведет к девственности как преодолению интеллектуальной агрессивной мужественности. 25-26. Сложность подробная - думаю, что некорректна в данном случае ссылка на "подробную жизнь" Б.Пастернака, ибо подробность последнего настолько плотно-сального акцента, что смахивает на акцент интуристов из страны Тьмы. Наверное, я тут переборщил, за что и прошу у Бориса Леонидовича прощения. 28. Человек, родившись, должен как можно быстрее научиться думать как можно медленнее, ибо энтузиазм в познании противопоказан (самоцитата). *** Два последних текста (СНЕГ... и ДОЖДЬ) не удовлетворили жажду выдоха, застрявшего где-то в узлах трахей и гланд. Сакраментальная третья попытка (см. следующий текст) не заставила себя ждать. Наверное, это ужасно попытаться выдохнуть в третий раз. Но что поделаешь, и ужасу приходится придавать эстетическую дефективность, ибо в человеке все должно быть прекрасно: и прекрасное, и ужасное. |
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
Виталий Кальпиди | "Мерцание" |
Copyright © 1999 Виталий Олегович Кальпиди Публикация в Интернете © 1999 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |