Книга стихов Пермь: Изд-во Пермского университета, 1995. / Фонд "Юрятин". Обложка В.Макаровой. ISBN 5-8241-0073-X 140 с. |
1 7 13 |
| МАРТОВСКИЕ СТРОФЫ То ли воздух стал более жидким, устремляясь. Известно изустно Синим утром умершие дети Мир приподнят, опущен и снова Что ли будущих трав появленье Эльфы заняты сбором личинок Люцифера с детьми Человека; Я читаю красавчика Канта, Наблюдаю прохожих: за каждым Перечислю прохожих: влюбленный, Человек это легкость, простуда, не толпа он и не единица, и не ведает он, что желанна Или нет?.. Во дворе, на помойке, Ком газеты, перекати-поле, Чистоплотная, нежная жалость: |
"Мартовские строфы" это стихи, написанные не о том, о чем они писались. Замысел текста компоновался в пространстве под названием "Тайная жизнь Эльфа", но, как выяснилось в до-процессе и в процессе записи, я к такой работе готов не был. И текст не столько переструктурировался, сколько был подменен, т.е. в отплывающую лодку (поэтическая энергия) прыгнули в последний момент другие пассажиры. И в результате мы имеем то, что имеем. Движитель получившихся стихов "Критика чистого разума" И.Канта, вернее, то влияние, которое оказала на меня эта веселая книга. Не буду отрицать, что моя реакция на нее была, скажем, несколько своеобразной. Собственно самого Канта в "Мартовский строфах" немного, но ощущения, что меня поддерживают интуиции "кенигсбергского затворника", приводили мое сознание в тихий восторг горения и сгорания бытия. Тон не-трагичности, даже порой не-драматичности бытия и человека-в-бытии, зафиксированный в стихах, сладостно преследовал меня на протяжении их записи. Позволю себе заметить, что область Не-Трагичного суть та высокая область, где искусство начинает изживать себя, т.е. возрождаться через свою теперешнюю смерть. Присутствие радости по поводу отсутствия трагичности, безусловно, плебейское чувство. Радость и трагизм плоды с одного дерева. Поэзия может их фиксировать, но быть управляемой ими для нее очень опасно, хотя, по-моему, только это и наблюдается в поэтической практике. Состояние восторга как процесс одновременной аннигиляции радости и трагизма здесь я не рассматриваю. 1-2. Птица прилетела из стихотворения "...тем не менее я когда-то", опубликованного в сборнике "Стихотворения" (Пермь, 1993, стр. 67). Слово сильней не относительно воздуху первого стиха, а скорей всего, является сравнительной степенью относительно образа "...стянув пространство в узор, в котором буксует птица", реализованного в означенном выше стихотворении. 5-6. Трехмерное пространственное мышление одна из примитивных человеческих иллюзий и является просто агрессивной версией видения реальности. Сама фраза "видение реальности" очень характерна: мы всегда находимся на расстоянии от всего, даже на расстоянии от себя, т.е. на расстоянии видения, на расстоянии мышления, на расстоянии горя и радости и даже на расстоянии любви... в этом наша драма. 8-9. Время слишком человеческое чувство. Все, что сказано о пространственном мышлении, можно сказать и о времени. Разумное, на первый взгляд, соединение времени и пространства в единый блок время-пространство носит на самом деле знак двойного компромисса и не приближает нас к интуициям сверх-реальности, а просто систематизирует двойную ошибку в постулат очередной научной иллюзии. 15-16. Счастье, безусловно, высшая стадия протоплазмы, просвещенной духом, но не высшая стадия духа, отягощенного протоплазмой. Надеюсь, понятно, что речь идет о ступенях развития человека, т.е. на определенной стадии счастье как проблема снимается, но память о нем еще долго тянет нас назад, разворачивая наш взгляд, исполненный боли и сострадания, к земле... Три дня назад я узнал о трагической гибели отца. Теперь я нахожусь в несколько ином состоянии ощущений границ своего бытия, и делать вид, что жанр комментариев меня интересует хоть в какой-то степени по-прежнему, я не могу. Самодостаточней, на мой взгляд, будет прервать комментарии к этому тексту и не начинать их к двум оставшимся. Не очень хотелось бы, чтобы именно отсутствие "законченности" книги "Мерцание" стало знаком памяти моему несчастному папе, но, видимо, именно так выходит, и ничего с этим не поделаешь. |
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
Виталий Кальпиди | "Мерцание" |
Copyright © 1999 Виталий Олегович Кальпиди Публикация в Интернете © 1999 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |