Книга стихов Пермь: Изд-во Пермского университета, 1995. / Фонд "Юрятин". Обложка В.Макаровой. ISBN 5-8241-0073-X 140 с. |
1 5 11 15 21 25 31 |
| * * * Я засел в просторах адской почти равнины, Над полусферой метеопогодных На ветвях молчат беспородные серые птицы, Сверхплотны небеса для появленья Я гляжу на воздух, покрытый гусиной кожей Все длящееся ожидает света, А то, что мое присутствие здесь не повод |
Самый, наверное, "сделанный" выморочный текст. В момент записи предыдущего стихотворения я внезапно, как мне показалось, записал шестистишье (15-20 стихи данного текста). Состояние было кризисное, и обращение к духам природы, которые всегда помогали унять "боль", но не вылечивали ее, выглядело, как я вижу сейчас, естественным. Все неестественное началось позже, когда данный текст стал развиваться из середины, как раковая клетка, выдавая искусственную фрагментарность за кликушество. Признаюсь, что отношусь к ритмическому мичуринству и композиционному произволу (композиция и есть произвол) брезгливо, но, как видите, сам от этого не застрахован. Ритмический полифонизм глупая попытка автора имитировать абсолютную власть над текстом. Амикошонствующий материализм этой попытки однобок, хамоват, статичен, как любой "изм", взятый сам по себе. Композиционный же апломб это внесение в текст под видом "авторского порядка" хаоса самого низкого пошиба, хаоса зарвавшегося кустаря. Априорно не являясь единством, стихотворный текст при таком положении дел совершенно начинает рассыпаться (рассыпаться в совершенстве) и если чем-то интересен, то только этим. 1-4. Ритм компиляция ритма первых двух стихов "Элегия Н.Н." Милоша (перевод И.Бродского). И вообще интонация, безусловно, чужая. Имя И.Бродского уже раза три названо в книге. Справедливости ради надо сказать, что я постоянно нахожусь под влиянием многих поэтов, настолько многих, что стоит написать так: я нахожусь под влиянием всех поэтов и это будет правдой. Но некоторых из них, тем не менее, мне хочется назвать особо: Константин Бальмонт, Андрей Вознесенский, Владислав Дрожащих, Александр Еременко, Иван Жданов, Михаил Лермонтов, Алексей Парщиков, Борис Пастернак, Ольга Седакова, Андрей Чукашин. 5-6. Непоследовательное, невнятное воплощение чисто ментальной конструкции. Схема "Внешнего Космоса" в транскрипции данного текста: 1) сфера метеопогодных условий (в данном случае полусфера с точки зрения наблюдателя, ограниченного горизонтом), где действуют нейтральные духи земли, вступая в беспорядочные отношения с "пришлыми" материальными духами; 2) эмоциональные испарения людей, их страстей и желаний (диск #1), где ими кормятся плотные, вязкие силы (астральные духи?); 3) ментальные испарения людей (диск #2), где "обедают" математические идеи Хозяина. Остальные "диски" не участвуют в пространственном движении текста, да и не знаю я толком о них ничего. Сама форма дискового решения следствие традиционной ассоциации Дьявола с жонглером, вращающим (в моем варианте) на рапирах тарелки=диски, а отнюдь не теософская комбинация. Сакраментальное семь возникло не случайно (причина случая всегда в ближайшем прошлом или в настоящем, у закономерности она в будущем, иногда очень далеком). Почему дыра только в седьмом, ведь по логике должны быть продырявлены и все остальные? Вариант ответа: все диски в моем восприятии с отрицательной начинкой, но по протекции цифры семь я=автор, "забыв" об этом, наделил именно седьмой диск божественной функцией и мгновенно разыграл целую драму, мол, седьмой диск не выдержал напора со стороны Тьмы=Хаоса и был пробит (пробит, а не прорван, т.к. хрустальный). Вариант ответа, конечно, компромиссный, но ничего более правдивого сказать не могу об этом, потому что забыл. 6-10. Эго России, о котором идет речь, я не связываю с деятельностью царя Петра Алексеевича Романова, ибо в своей исторической роли он выступил как одержимый биоробот (с точки зрения "исторической роли" мы все биороботы, но человек, слава богу, не исчерпывается историей вообще и собственной историей в частности). Речь идет о драме материализма, одного из равноправных взглядов человека, обращенного скорей к Земле, чем к Небу. Именно он, материализм, был выбран Хозяином как форма проявления человеческого эгоцентризма в тот период. И внимательный, добрый, трудолюбивый сын материи материализм спятил и за триста лет, мутируя и переодеваясь, дошел до Атеистической Доктрины, о которой и не помышлял в предшествующие 30 веков своего существования. Последний бой, данный этой доктрине Фридрихом Ницше, стал, похоже, ее триумфом. 8. Не с клекотом, а именно в клекоте, т.к. поет птенец не сам, а с Чужого голоса, находясь как бы внутри тембра Хозяина. 10. Синец табуистическое название черта. Здесь и дальше (например, зегзица в следующей строфе) в книге будут проявляться подобные слова, т.к. четырехтомное чтение словаря М.Фасмера, которое я предпринял для оживления словарной крови, не могло не дать "результатов". 11-14. Атавистическая строфа: образ птиц, которые вылетают из объективов в фотоателье (11-12) домашняя заготовка, предназначенная для "мультипликационного" оформления животного мира Рая, что не было в свое время воплощено в тексте "Письмо", и, наверное, именно эта невоплощенность в соединении с зегзицей заставили меня совершенно не к месту "давить на психику" по поводу собственной скорой смерти (13-14), тем более, что умозрительные игры с последней мною уже сыграны и результат известен (см., например, стихотворение "Моя бабушка быстро дрейфует..." в моей книге "Стихотворения". Пермь, 1993. стр. 62). 15-20. Пропантеистические симпатии я не раз уже высказывал, здесь они выражены предельно ясно. Говоря выше, что человек бежит одновременно в две стороны, я имел в виду два метафизических вектора. На практике же человек бежит одновременно в нескольких направлениях: материализм (от вульгарного до натурфилософского), идеализм, мистические просветы, бытовое сознание все они кружат человека вокруг его отсутствующей оси, вворачивая его в Небо и тут же впахивая в Землю, не забывая заставлять человека при этом тонуть в самом себе. Это "верчение" и есть состояние выбора обычное рабское состояние Личности. Основной путь человека начинается за личностью, за выбором, когда психопатия последнего преодолена и наступает время (если это время) решений=действий, где нет места вопросу "что делать?", ибо либо существует дело и нет никакого вопроса, либо существует вопрос и нет, как следствие, никакого дела. 21-24. Оставляя без внимания мандельштамовский антраша (21), сразу перейдем к идее строфы, ибо она не была сколько-нибудь адекватно себе выражена и, возможно, "вписывается" читателем в текст с совершенно другим знаком. Родина это горизонтальное отношение ландшафта ко всему, этот ландшафт населяющему. Родина не любит нас, а присваивает. Мы можем любить ее, она нас нет, не потому, что не хочет, а потому, что не может. Мочь что-то выше ее судьбы. Судьба Родины коллективное бессознательное населения, помноженное на все, что угодно. Судьба Родины это ее история. Человек двойственен: он историчен (поневоле) и духовен (по определению). Родина ненавидит тех, кто идет против ее судьбы, т.е. тех, кто желает=пытается сменить горизонтальный (исторический) вектор на вертикальный (духовный), кто не ставит индивидуальную карму в рабскую зависимость от коллективной. Горизонтальное расширение Родины до размеров Земли, Солнечной системы (космополитизм) и т.д. ничего не даст, кроме утверждения Эго в космических масштабах. Патриотизм анабиоз национализма. И нечего пудрить себе мозги, утверждая компромиссные варианты. Патриотизм негреховный путь. Но все негреховные пути приводят когда-нибудь к греху. К любви приводит только любовь. К истине приводит только один истинный путь. 25-30. Строфа смотри назад в текст "В карандаш сужается рука..." (25-28) и вперед в "Гомер на 7/9 хор..." (29-30). 29-30. Закодирован целый параграф размышлений: фантомы, населяющие астральные и ментальные "диски" проявляют себя чаще всего через греховные деяния человека, который, сублимируя чувство вины за "свершенное им", обращается к творчеству=искусству=искусу. 31-34. Если вычесть возможный элегический контекст, эти стихи как раз могут быть очень интересными, но, чтобы не громоздить парафилософские пассажи, от комментариев в данном случае воздержусь. Хотя со всей откровенностью (хорошо, пусть не со всей) должен сказать: поэзия жаргон философии (возможно, и наоборот). |
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
Виталий Кальпиди | "Мерцание" |
Copyright © 1999 Виталий Олегович Кальпиди Публикация в Интернете © 1999 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |