О сюжетной схеме "Трех сестер"
Ностальгия обелисков: |
"У ЦАРЯ ТРИ ДОЧЕРИ..." Еще при жизни Чехова критики отмечали, что успех его пьес основывается не столько на сценических диалогах или перипетиях сюжета, сколько на чем-то неуловимом, что можно условно назвать настроением. Проделаем радикальный эксперимент: возьмем чеховскую пьесу "Три сестры" и удалим из нее текст то есть речи персонажей. Что останется? По-видимому, только название, список действующих лиц и сценические указания. Ольга. Отец умер ровно год назад, как раз в этот день. Согласно Проппу, отлучка родителей один из наиболее характерных зачинов волшебной сказки. "Смерть представляет собой усиленную форму отлучки"2. Как только родители отлучаются или умирают, в сказке немедленно появляется Вредитель. Во многих сказках это ведьма, которая заколдовывает брата (или братьев) или хочет уничтожить заколдованных братьев (как в сказках "Аленушка" или "Гуси-лебеди"). Часто ведьма является в образе красавицы, проникающей в семью через замужество царя или царевича. Наталья Ивановна, жена Андрея, идеально вписывается в эту схему. Она напоминает ведьму своей жестокостью (прогоняет старую, беспомощную служанку), лицемерной логикой (не пускает в дом ряженых под предлогом заботы о заснувшем ребенке и тут же уезжает кататься на тройке с поклонником), но более всего неожиданными истерическими перескоками от сюсюкания к злости, характерными для образа Бабы-Яги в русских сказках. "КАРТИНКА ЗАГОРАЕТСЯ..." В отличие от метода пристального чтения (close reading) "чтение издалека" (remote reading) предполагает не приближение, а удаление от текста. В данном случае, мы хотим удалиться от сцены, где развертывается действие пьесы, медленно, шаг за шагом отступая и следя, как коробка сцены уменьшается и превращается в кукольный балаганчик. Так Алексей Максудов в "Театральном романе" увидел пьесу, которую он сочинял, в виде маленькой волшебной коробочки, в которой горит свет и движутся маленькие фигурки. Вот: картинка загорается, картинка расцвечивается. Она мне нравится? Чрезвычайно. Стало быть, я пишу: картинка первая. Я вижу вечер, горит лампа. Бахрома абажура. Ноты на рояле раскрыты. Играют "Фауста". Вдруг "Фауст" смолкает, но начинает звучать гитара. Кто играет? Вот он выходит из дверей с гитарой в руке. Слышу напевает. Пишу напевает3. Картинка выходит очень чеховская. Хотя Булгаков и описывает собственную пьесу "Дни Турбиных", и сама сцена, и ее настроение кажутся взятыми прямо из второго действия "Трех сестер": Пока они беседуют, горничная зажигает лампу и свечи. <...> Фокус, который проделывает Булгаков, состоит в том, что он стремится увидеть свою пьесу как бы со стороны, глазами зрителя. Волшебная шкатулка сцены с ее переменчивым освещением первое, что зритель видит в театре, и последнее, что он уносит с собою, когда пьеса окончена и память начинает размывать ее образы и звуки. Что же происходило в этой волшебной шкатулке? Продолжим наш эксперимент: выпишем из "Трех сестер" подряд все основные сценические указания пьесы с особым вниманием к сценическому освещению и посмотрим, что нам может рассказать "световой сюжет" пьесы. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ В доме Прозоровых. Гостиная с колоннами, за которыми виден большой зал. Полдень; на дворе солнечно, весело. В зале накрывают стол для завтрака. ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ Декорация первого акта. Восемь часов вечера. За сценой на улице едва слышно играют на гармонике. Нет огня. Входит Н а т а л ь я И в а н о в н а в капоте, со свечой; она идет и останавливается у двери, которая ведет в комнату Андрея. ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ Комната Ольги и Ирины. Налево и направо постели, загороженные ширмами. Третий час ночи. За сценой бьют в набат по случаю пожара, начавшегося уже давно. Видно, что в доме еще не ложились спать. На диване лежит М а ш а, одетая, как обыкновенно, в черное платье. ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ Старый сад при дворе Прозоровых. Длинная еловая аллея, в конце которой видна река. На той стороне реки лес. Направо терраса дома, здесь на столе бутылки и стаканы: видно, что только что пили шампанское. Двенадцать часов дня. С улицы к реке через сад ходят изредка прохожие; быстро проходят человек пять солдат. <...> Первое наблюдение: световой сюжет может быть определен формулой "три плюс один". Первые три действия происходят внутри дома: классическое единство места до поры соблюдается. В первом действии прекрасная солнечная погода. Во втором атмосфера резко меняется: уже не яркий полдень, а зимние сумерки, не "весело", а лишь где-то "еле слышно играют на гармонике". Нет огня; дом, такой праздничный в первом акте, превращается в сумеречную пещеру, по которой бродит Наташа, гася огоньки свечей и робкие огоньки святочного оживления. В третьим действии ночь, гулкая от набата, красная от пожарных отблесков. Свет на сцене меняется от ярко-золотого (1) к мглистому с неяркими пятнами свечей (2), и затем к багрово-красному (3), настроение от радости к унынию и смятению. Световой сюжет "Трех сестер" рассказывает нам историю о счастье и мире (1), нарушенном вторжением тьмы, которой пытаются противостоять отдельные огоньки (2), эта борьба проходит сквозь кризис в третьем действии (3). Зритель надеется, что кризис разрешится окончанием тревоги и восстановлением первоначального мира. Вместо этого, четвертый акт полностью опрокидывает перспективу. Он разрушает уютные и в то же время мрачные стены дома королевского дворца или колдовского логова, уничтожает импрессионизм теней и цветовых пятен. Действие переносится в реальный мир, под реальные небеса. Это серо-стальные осенние небеса, пересекаемые стаями перелетных птиц. Это безнадежный свет, лишенный игры и цвета, его не изменить тоскующим голосам трех сестер, стоящим под этим безнадежным небом и тоскующим по настоящей жизни, которой еще не было и уже не будет.
Декорации четвертого действия даны у Чехова особенно подробно. Структура сцены определяется двумя основными топосами: еловой аллеей, уводящей к реке, и верандой, на которой только что пили шампанское. Интересно, что эта аллея, судя по сценическим указаниям автора, одностороннего движения: "к реке через сад ходят изредка прохожие", но обратно не проходит никто. Символизм всей этой диспозиции очевиден. Ели (как и другие вечнозеленые деревья), сажают на кладбищах; река за еловой аллеей, по всей видимости, Лета. Лес за рекою иной мир. Сцена, таким образом, представляет жизнь и смерть: с одной стороны, бутылки шампанского и недопитые стаканы, с другой неизбежная дорога "к реке", по которой уходят офицеры и солдаты. |
Продолжение книги "Ностальгия обелисков"
ПРИМЕЧАНИЯ 1 Пропп В.Я. Русская сказка. М., 2000. С. 226. |
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
Григорий Кружков | "Ностальгия обелисков" |
Copyright © 2006 Григорий Кружков Публикация в Интернете © 2002 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |