Буквы, формулы и комплексы Николая Кононова
М.: Новое литературное обозрение, 2001. Обложка Дмитрия Черногаева. ISBN 5-86793-158-7 С.5-15. |
1 Бывает так: спешишь куда-нибудь по суетливому городу, голова полна мыслей о грядущих свершениях, но мочевой пузырь вдруг и безжалостно напоминает о настоящем: отход жизнедеятельности рвется на волю с лошадиной силой, и нет никакой возможности дотерпеть не то что до общественного туалета, но и до ближайшего кафе. Тогда в дело идет подворотня, заколоченный киоск "Горсправки", куст, гаражи. Струя врезается в землю-асфальт, спина сутулится, ожидая грубого толчка местного мачо, выстрела из берданки безумного старика, матерного выкрика интеллигентной старушки, ментовского плевка. Но все обошлось. Тебя не тронули, простили, струя иссякла. Штаны застегнуты, в организме воцарился мир. Ерунда, казалось бы, пшик, всего-то лишь справлена небольшая нужда, но сравни свое мироощущение до и после, и ты поймешь, что событие о котором ты через миг забудешь было очень даже экзистенциальным.
Кононов остро переживает экзистенцию простейших физиологических пунктумов, и не прочь встроить ее в пышный, барочно-избыточный контекст ("Вот я отливаю сладко, не стыдясь, ибо и эта малость впадет в мелос"). Так же как частную жизнь холодильника "Орск", говядину, кипящую в рассольнике.... 2 Читая ранние стихи Кононова, первым делом натыкаешься на призрак Александра Кушнера (в ЛИТО которого Кононов ходил несколько лет). Вот первый стишок первого сборника поэта ("Орешник", 1987)
который автоматически складывается сознанием в ту ячейку, эпиграфом к которой стоит "Пойдем же вдоль Мойки, вдоль Мойки.." Ячейка достойная: там учат, что мир прекрасен и неповторим в мелочах, что счастье можно прозреть в автобусном билетике, в ветре с залива, что другой жизни (во всяком случае, на этом Шаре) не будет, и потому надо щемяще любить эту: хорошие все дела. Но скоро понимаешь, что пересечения с Кушнером у нашего героя скорее интонационные, что беззаботно-восторженная форма скрывает очень негармоничные смыслы.
Движение это может завораживать так герой надолго зависает на мосту над вспухше-гибнущим льдом: до тех пор пока сам не оказывается на его пути.
С движением сквозь постоянно связывается замедленность, тяжкая боль, длящаяся ссадина. У Александра Еременко медведь и слесарь проходили друг сквозь друга, не заметив друг друга, у Кононова стихия хоть и не замечает гребущего сквозь поэта, но способна безразлично ранить, ушибить, поглотить, и преодоление ее превращается в однообразный повседневный подвиг. Кононов, впрочем, не только фигуранта рифм талантами пловца наградил: и сам Волгу переплывал. А сталкиваясь на переходе с автомобилями в ситуации "два зеленых", он жестом, цитирующим одновременно царя Петра и городского сумасшедшего, легко останавливает железный поток: я иду. Пройти через-сквозь это чернорабочая судьба, но и упругое право. 3 "Чем, спросят, жизнь страшна? Не поступью, размером!" Кононов чемпион России по длине поэтической строки. М. Золотоносов, определяющий ее как "акцентный стих, число стоп в котором достигает 29-ти", объясняет кононовское марафонство "протяженностью бытия". Путь у пловца длинный, волн встретится много. Кононовская протяженность выстреливает по всем векторам. У него много текстов, ныряющих в насекомые миры, в микромиры. "Колонии инфузорий образуют вращающиеся щетинистые мячи"; "всю ночь паяльником жуков железных мучил" эти строки могли быть написаны Алексеем Парщиковым. В следующих неповторимая "кононовщина" выражена чище: послушайте, он перебирает ничтожности мира ласково и скрупулезно, словно складки половых губ. "Планктон нежных формул курчавых, тростник параллельных певучих", "Дроби колосками нежными сплелись, склонились"... Процессу такого перебирания лепо быть длительным с замираниями-затуханиями, с ритмическими взъелдыкиваниями... Ужели возможна строка, которая никогда не кончится? "Месяц усердный, перебирающий волоски долин, гор, все шерстинки Пересчитывающий, отыскивающий в складках моего одеяла.." 4 В следующей книге "Змей" (1998) строка резко сжимается, образ уплотняется, обстоятельное повествовательное высказывание совершенно превращается в сентенцию и эссенцию. Элементы мира по-прежнему холодны (вернее, горячо небрежны) друг к другу ("Ангел ангелу никто, и в этом мука"), но теперь им вдобавок становится тесно. Частым гостем становится аллитерация, эта грузно-семянящая слониха в фарфоровой лавке строки.
Появляется в финалах строф короткая "схлопывающая" смысл строка.
"Змей" поражает не энергией ситуаций, даже не смутным смыслом метафор, а именно глазомером столяра. "Змей" похож на задержанную, как спермоиспускание, юность, книгу опытов-экспериментов, упоение возможностями стиховой культуры. У зрелого автора для такой экспедиции в словарь Квятковского должны быть, впрочем, иные причины. Если уж ангел ангелу никто, то вопрос о возможности иллюзий за понимание-диалог начинает казаться закрытым. Сердце, знающее такое про ангелов, холодеет и стучит ровнее. Носитель сердца начинает перебирать четки: да хотя бы и четки аллитераций. Его взор яснеет; то, что было слезой, становится линзой, и читатель имеет возможность насладиться тщательной подчеркнуто "красивой" иконографией.
"И вот" продлился недолго: уже через год в "Большом змее" (1999) Кононов возвращается к длинному дыханию и человеческим судьбам. Обратное разматывание строфы едва ли манифестировано первыми же стихами книги. Самая первая ее строфа, обращенная к дачному пейзажу
есть апофеоз несжатости (надо же, какое слово выскочилось,: ненапряженность имеется в виду) пространств, а второй стих начнется с поездов "Караганда Армавир" и "Барнаул Кишинев". Первый маршрут, наверное, в природе существует или существовал, но второй просто бьет своей размашистой параболой и без того неслабые формулы МПС.
Первая из этих строк если и кажется фрагментом поэтической речи, то лишь на фоне второй: прозаической до мозга костей. 5 В этой связи нельзя не посвятить несколько слов нашумевшему кононовскому роману "Похороны кузнечика" большой, как змей, прозе, написанной с лирическим напором, редким даже для большинства современных стихов. В центре повествования смерть бабушки, нервное вглядывание в неизбежное приближение рифмы, финала сколь угодно длинной строки.
Вот про деда:
Впрочем, тоже самое можно сказать и о юности изрядную часть "Пловца" составляет цикл стихов о школе, в которых автор с любопытством всматривается в странное бытие младой поросли. Это вообще главный инструмент Кононова-людоведа: как разные люди справляются с жизнью в своих ячейках, по какой такой эксклюзивной живут логике, каково бывшему Игорю Рыбченко в кришнаитской шкуре Бомкинчодро Готтоподдахая? 6 Николай Михайлович Кононов (настоящая фамилия Татаренко) родился в 1958 году в Саратове в семье военнослужащего. Окончил физический факультет Саратовского университета и аспирантуру Ленинградского университета по специальности "философские вопросы естествознания". Работал учителем математики в школе и редактором в ленинградском отделении издательства "Советский писатель". Один из основателей издательства "ИНАПРЕСС". О среде обитания говорит: "Питер для меня город невроза и психоза, я его очень боюсь, но так сложилась жизнь, что я здесь живу. Я наслаждаюсь этим городом, но как среду обитания его не люблю. Он для меня очень тяжелая мастерская. Как южанин по происхождению я каждый день чувствую, что попал на затхлый север". |
Вернуться на главную страницу |
Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
Серия "Премия Андрея Белого" |
Николай Кононов | "Пароль" |
Copyright © 2001 Вячеслав Николаевич Курицын Публикация в Интернете © 2001 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |