Виктор ЛЕТЦЕВ

СТАНОВЛЕНИЕ

          Стихи.
          / Предисловие Сергея Завьялова.
          М.: Новое литературное обозрение, 2003. – Серия "Поэзия русской диаспоры".
          ISBN 5-86793-227-3
          95 с.


ПОИСК В ПОЭЗИИ

            Ясно, что поисковость не привилегия той или иной культуры, той или иной культурной сферы. Всякая культура ищет, переходит, становится. Но, очевидно, есть моменты в культурном развитии, когда поиск оказывается первым движением, первой необходимостью, осознается как первая потребность, как открытость. Поиском охватываются все сферы культуры...

            Эта книга всецело поисковая. Однако поиск этот не однозначен на протяжении книги, а осуществляется на разных уровнях и в различных отношениях. Это выражено в разделениях книги.

            Кто-то, глядя, не видит Речь,
            Кто-то, слушая, не слышит ее.
            А кому-то она отдает /свое/ тело,
            Как страстная жена в прекрасном наряде –
                          /своему/ мужу.

            Ригведа X. 71.4

            Поэзия ищет сегодня вновь обрести себя как Речь, как Звучание, увидеть себя как нечто отличное, несводимое к вещи, перестать быть простым приложением, "пустым преобразованием языка".

            Понимая поэтическую деятельность как активную в отношении языка, вникая в язык, но и "вверяя себя" языку, поэт стремится проявить его скрытые смыслы, указать на глубинные значения, тем самым освещая, пробуждая, освобождая речь.
            Такая вникающая, раскрывающая поэзия требует интенсивного языкового мышления, активности воображения, "видения" речи. Но главное, что при таком повороте читатель оказывается не менее причастен поэтическому творчеству, не менее активен, чем поэт.

            Сразу надо сказать, что такой поэтический поиск предельно далек от любых "самоцельных игр". Языковой поиск здесь не самоцель. Он необходимость. Необходимость пересоздать, переплести, перестроить речь, с тем чтобы в ней проявилось "нечто отличное от нее самой". Это необходимость понять, обрести язык, чтобы "являть самое существенное". Этот поиск по сути есть преодоление слова, выход за пределы самого слова в поисках "сверхсмысла".
            Здесь происходит существенная переориентация поэтического мышления и восприятия с оси горизонтальной, повествовательной, развертывающей на ось вертикальную, ось сопряжения, ось гармонизации. Поиск оказывается уже собственно не поиском выражения, а поиском "предмета" (отсутствующего, удаленного), "предмета", дарующего целостность, "предмета", заключающего в себе высший смысл. Такое отношение изнутри перестраивает, "переозначивает" поэтическое произведение. Оно предстает теперь как "мир невесомых и выражаемых косвенно символов-смыслов", обращающих поверх сказанного, представляющих нечто сверх того, что прямо выражено в них.
            Такая поэзия всегда раскрыта, обращена, она есть "опыт открытости" и приглашает к "открытости опыта". Видимый образ здесь не повествование о бывшем, но знак – указание на возможность быть, на возможность "абсолютного присутствия". Это переход к "непрожитым образам". Поэтическое рождается здесь в непосредственном переживании или, по слову О.Мандельштама, в исполняющем понимании, в исполнительском порыве, оно живет в динамике непрерывного размыкания, в динамике настоящего (здешнего) становления, и это звучащее здесь и сейчас становится нашим, ибо, входя, открывается в нас.

            "Кто не понимает нового, тот ничего не смыслит в старом, а кто смыслит в старом, тот обязан понимать и новое". Эти слова О.Мандельштама, несомненно, следует понимать и так, что новое, если оно действительно ново, всегда резонно, то есть всегда резонирует с некоторым "старым", хотя это и не всегда видно сразу.
            Поиск – не значит отказ от традиции. Напротив, он поиск традиции, традиции ближней и дальней. И если понимать традицию не наивно, не как формальную прикрепленность, а по существу, как созвучную устремленность, то границы обращения к традиционному предельно расширяются, раскрываются. Сегодня, ища глубинного единочувствия, поэт не может не обращаться к традициям древней и средневековой литератур, к древнерусской и общеславянской традициям, к Востоку...
            Поиск целостного, стремление к Целому, или, лучше, "туга за цЁлим", – как пишет В.Н.Топоров в очерке "СвЁтове дерево", – здесь, пожалуй, лежит реальное оправдание той поисковости, той "неустроенности", которую можно найти, очевидно, не только в этой книге...


Продолжение книги                     




Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Тексты и авторы"
"Поэзия русской диаспоры" Виктор Летцев "Становление"

Copyright © 1999 Виктор Летцев
Публикация в Интернете © 1999 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго
E-mail: info@vavilon.ru