ЗЕМЛЯ
"Чего одна природа ты давай про нас!"
так Гильденстерн и Фортинбрас,
топчась в прихожей,
ворчат, загородивши дверь.
За дверью топот.
Так грузчики, кряхтя, внесут наверх рояль
не мне нашаривать педаль,
я нот не знаю.
Так всадники, возделывая лёсс,
бьют землю в грудь, как дети.
Пыль конская, спресованная в лёсс,
плюс то что ветр унес
песок газетный,
вернется в пах долины, уж потом
попрет из розового жерла.
Хоть застели весь пол, а то базальт плато
или асфальт. Надень пальто.
Дурит жистянка,
но пусть она сама себя играет
в газетах все, Горацио, читай газеты.
Да, я упряма, да, я на том стою,
то бишь, на чем стою, пою,
а если лягу
то слышу гул но вглубь, на много миль...
вот мой Шамиль, мой щит, мой Израиль,
мой жар, мой голод.
* * *
Ручей, впадающий в прохладный узкий пруд,
хвощи, вьюнки в подслеповатой чаще,
косящий берег, стебелек торчащий
когда вы развернулись на восток?
Я не заметила, как длинный день истек
и вытек в океан, слегка горчащий.
Вы, папоротники, вы, хвощи и пни,
заждавшиеся моего прихода.
Как долго были без меня, одни!
Но вот я здесь, и стали вы "природа",
и тянется счастливая подвода,
и я гляжу на вас, несчитанные дни.
Как долго длится третий акт! и тут
не твердь перевернется кверху днищем
блеснет и треснет, дуб исторгнет "Брут!",
грозою рассечен до корневища..
Опаздывая, гром приводит тыщи,
Но главные герои все умрут.
А я гляжу, но больше не дивлюсь.
На озере намедни птицы дрались.
Я тоже прячусь и к тебе клонюсь,
осока узкогрудая vulgaris.
И на меня те хляби низвергались.
День удлиняется, я с тенью удлинюсь.
Все в униформе, гуси полетят,
я поднимусь за четкими полками,
с такими же, как лапки, сапогами,
или рябиной встану в четный ряд,
рябиною, с плодами невпопад
и погребу неловкими руками.
HAÄGEN-DAZS. 9 АПРЕЛЯ 2001
Вдруг потеплело, это мой дэ рэ.
Гляжу вокруг Ван Гог, а не Доре.
Мой друг забыл, но, главное, здоров.
И то пасхальный пыл, таянье слов.
Растаяло, в моем кафе тепло,
вон ямка на столе от зимних книг.
Ушла зима, сквозь окна утекло,
в окне разводы, я смотрю на них.
Не гоголь-моголь зимний нет, Ван Гог:
в стекле мазки летят, как лепестки.
Пора отваливать на воздух, на восток,
готов возок, и деготь, и свистки.
Апрель поднимет грязно-серый стяг,
а я увижу нежно-голубой.
Так выйдет засидевшийся в гостях,
тугую дверь закроет за собой.
НА ТЕМУ БРЭДБЕРИ
Зачем стишок я сочинила?
Зачем я карандаш чинила?
Зачем чернила разлила?
В сугробе пальма расцвела,
и на руках моих чернила.
Bот март явился из потемок,
стоит за дверью, как потомок
в кембрийском венчике хвощей.
Хоть как убог, хоть как негромок
ты нарушаешь ход вещей.
Промолвишь "о", утопишь клавиш
ты не фигуры переставишь,
а свет и тень на тень и свет,
такую тень, что свят-свят-свят,
какую никуда не сплавишь.
А тот, кто нами сбит, обманут,
чью память чтить, поди, не встанут?
Кто там ютился на полу
имел семью, еду в углу?
Недаром Брэдбери помянут.
Так кто же дал нам это право?
Молчание твое лукаво.
Не вмешивайся и таи,
сказал поэт. А от струи
кастальской поверни направо.
Так нет же, он охоч до знака!
Замри, стило. Свали, писака!
Да он не слышит ничего!
Кроту и ласточке его
он выход завалил, собака.
Нет, буду нем. Я буду рыба.
Я буду так (поэт, спасибо!):
"Моей не будет тут ноги".
Все, я снимаю сапоги.
Как говорится, либо-либо.
<...>
...Я не нарушу дня завесу.
Сестрой не веку буду лесу.
Так, завернувшись уголком,
киномехаником влеком,
двуликий лист неведом весу.
ЗАКАТ
Книги болезные,
сны бесполезные,
дети бесслезные,
тучи крылаты.
Тучки железные
пыльные латы
сброшены в небо
а где же солдаты?
* * *
Как армия, легко воооруженная
фонариками светляки в подлеске.
А я иду совсем не устрашенная
и не держу в руке сверла́, стамески.
Я вдруг одна осталась одинешенька
в ночном огромном опустевшем парке.
И не болит моя больная ноженька
а раньше и хромая бы к парковке
так дунула б! Вот, думаю, не веришь мне.
Возможно, у тебя есть основанья.
И чем ты меньше веришь, тем ты бережней
вот это выше моего сознанья.
Какое небо светлое пустынное!
уже серебряно, еще чуть чуть лилово.
Ни облачка, ни страха первозданное,
ни доброго, ни злого-золотого.
Я обернусь: дорога с выкрутасами,
на галечник похожа отдаленно.
Да, вся она как русло меж террасами
и я ей улыбаюсь удивленно.
Река Седло течет по руку правую
вот почему я вспомнила про русло.
И никого а ведь не страшно, право, мне,
и ты не веришь мне а мне не грустно.
Фонарики идут за мной под ветками.
Бандиту не достанусь я и зверю.
Не убежу...не убедю тебя ответами,
но оттого тебе сильнее верю.
Мне нравятся слова "да полно, полноте".
А вот и пруд, недвижных уток россыпь.
И я стою тут, как в огромной комнате
отдельная, но небольшая особь.
Ключи мои звенят-звенят кифарами,
но ни одна не обернется утка.
Я ахну, осветив их сбоку фарами.
Ты б видел, как тут весело и жутко!
МОТИВ
Каждое мгновение прекрасно.
На моем велосипеде лес блестит.
Все так ясно, все предельно ясно.
Только май, а мелкий лист летит.
Будет еще май, июнь с июлем,
но не слейтесь, милые, в один.
Порулить дадим осинам-елям,
каждую отдельно разглядим.
Все в ажуре, в кружеве-ажуре,
если влезть под леса бахрому.
Свет мой в изумрудном абажуре!
(Ты кому это? Я это никому).
Рифму я возьму совсем простую
и слегка колеса разверну,
и проеду по тропе в густое
в эту ли, другую сторону.
Не хочу я паруса и бури,
только вот немного спиц и игл,
и пускай гремит в пустой лазури
рокер, одинокий мотоцикл.
КОНЕЦ СВЕТА
Да нет же, это время так же нам
принадлежит, как вот луна...
Я говорю, что время несводимо
к тому, что слышит вечером жена
от легшего с газетой нелюдима.
Он ей подробности неслабые дает,
последнюю ужаснейшую сводку.
Она тайком к дверям и в мусор их несет,
и сверху для надежности решетку
(ее никто не видит, лишь луна)
и мельком на луну и дом соседний.
А завтра день последний настает,
а к вечеру он снова предпоследний.
7 сентября 2001
* * *
Ну, хорошо, пускай уже не светит,
ну, как водится,
пускай не светит свидеться,
и то, что вырисовывалось
съежится,
все съежится, скукожится, не сбудется
но почему или мне только кажется?..
и даже если не насытится чудовище,
упиться новым зрелищем готовясь,
а только лишь еще сильней насупится,
из чертовых ноздрей пуская дым
(вот так? и это все?)
не сбудется
и не придется мне тебя коснуться
то отчего, скажи, там что-то светится
и я так ясно слышу шорох моря?
И почему я точно знаю
нет, не кажется!
как лопнет зло, мазутом растечется,
мы выйдем из волны, как чудо витязи,
и каждый всех спасет и сам спасется.
21 сентября 2001
* * *
А я стояла рядом и смотрела,
а ты разматывал свой бесконечный бинт,
за слоем слой.
И все росли овалы бурой крови
и шли все чаще.
Ты плакал так беззвучно, одиноко
что я могла?
Я в землю там вросла
и видела, как марлевая пена
ложилась под ноги.
Вдруг кончился
и соскользнул конец.
Но раны не было,
рука была бела.
* * *
Ребенок, задержавшийся за дверью,
увидит в комнате, к полуночи войдя,
как взрослые без деток веселятся.
А он-то думал... только и всего?
Он думал там таинственный, волшебный,
как мамины духи и как в шкафу коробки,
бесплотный невозможный праздник-мир.
А оказалось они просто едят и пьют и очень громко говорят
и красные глаза на красных лицах
и это всё
ШКОЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА. ENGLEWOOD CLIFFS, NJ
Как лапку вывернув: "whatever!"* и долой
подросток шлепает пора и нам домой,
туда, где не споют: "А вон, дурак, пошел ты",
где черный бархат штор смягчает пламень желтый
под лампу без шнура, в пространство без застав,
где, мимо пролетев, я трону твой рукав.
Твой профиль лунно-бел, твое лицо без черт,
как не тобой уже надписанный конверт.
Как мы нелепы там как быстры будем здесь,
где светится в твоей ненужных писем десть.
Мы были comic что ж, так станем cosmic dust...
Но сфера пролетит, и нас дымком обдаст.
Как левая ладонь и правая ладонь
рассвета бирюза, ультрамарина тень
несут ее в горсти, и быстро край идет
где кабальт за уйдет, там бирюза взойдет.
Так может, смерть есть не исчезновенье черт
лишь упрощенье форм, где мелкий профиль стерт.
Не дрогнет наш полет, и дым не обольстит,
лишь только не смотреть, как океан блестит,
на ту, что наискось летит сквозь бирюзу,
звезду насквозь подушку прожегшую слезу.
1998/2001
* "Whatever!" иронично-раздраженное восклицание-жест, весьма популярное у подростков,
мол, "говори что хочешь, мне наплевать".
* * *
Я обожаю мою жизнь, она большая.
Даже когда на темя потолок
или когда, стыдясь и поспешая,
проворный, но помятый мотылек,
по крайней мере, не вооружая
ни глаз, ни руку
(полетал прилег),
почти (не смейся) не воображая,
лечу к тебе а завтра поперек
я знаю, что когда число проплешин
на крыльях
станет больше, чем пыльцы
медалями, как прежде, не увешан,
на ровное, где ползают спецы,
(то дула чем попало заряжая,
то в трубы симфонически трубя)
опустится и побежит, как может...
"...А у тебя,
мне говорили в школе, Машинская,
лишь взгляд и нечто"
...стирая об асфальт чего беречь-то?
он тоже станет уличным движеньем
и божий одуванчик головы
раскачиваться будет с обожаньем:
ура! туда, потом сюда увы!
21 августа 2001
CУМЕРКИ В ПАРКЕ
Утка стоит на краю водопада
профилем гордым "не больно-то надо".
Все ее родичи сбились поодаль.
Ух, демонстрирует удаль.
Это плотина, хотя небольшая.
Зябко от зрелища всякого края.
Пена кипит не шутя, но, похоже,
утка спокойна а женщина, все же!
Медленно кушает, интеллигентно,
хвостик и ножку отставив пикантно...
...Мимо бегут бегуны дорогие,
все мне родные, немного другие.
Тапочки с ласковым шарканьем, топом,
икры, облитые лаковым потом.
Заяц тревожный похож на оленя,
смотрит, в траве по колени.
Сумерки. Все тут, похоже, при деле.
Так ли бывало в родимом пределе?
Все мне родные и утки, и зайцы.
Что ж, и китайцы? Ага, и китайцы!
Я же от лени своей отдыхаю
тем, что ей больше еще потакаю.
Даром балде достается работа:
шесть не сойдет, и в седьмой не до пота.
Если бы знали, ах, знали бы если
все мои мысли нет, даже не мысли:
дно шелестящее, думы двусложные,
весла ленивые, стебли подкожные!
ОТРАЖЕНИЯ
Бежали мышка и полевка.
Сидел рыбак и рыболов.
Была хорошая поклевка,
Но нехороший был улов.
Того, кто в ряске нужно лаской.
Он знает но ему горит!
Пускай дурак посвищет леской
Немногих он уговорит.
Пред ним легонько воду тронет
Жук деликатный плавунец.
А жук второй под первым тонет,
Вниз головой, глядит, не стонет.
А кто ловец и кто живец
Немногим ясно, что творится,
Да и творится ль вообще.
Он над ручьем сидит и злится,
День длится, тень его двоится,
И значит, он уже троится,
Как тот двойной шпион, в плаще. |
ПЕРЕУЛОК. 2001
Ходит все с ухмылочкою,
с удочкой,
по берегу по переулку,
все высматривает
гулко в переулке, глубоко,
тень почти до самого карниза.
Хилый переулочек,
горбатенький,
рыбки перехожие блеснут
он одобрит или не одобрит. Он читает вслух
вдоль стены безудержные письма
вот он, прошлый, сталбыть, век.
Медленно в листве, светло и быстро.
Ветку выпростав,
шелковый рукав скользнет до локтя.
В горло лезет тополиный пух,
тень волнуется и кружево сминает.
Жарко, думает, сейчас бы.
А вверху, над водами, двоится
главный Уловитель, он висит
в мареве, качающемся плавно.
То он близко, то он далеко
лик его изменчивый, как в линзе.
Но его не видит наблюдатель.
Ходит он с ухмылочкой московской,
солнечные блесна на стене
волокут невидимую леску.
Плыви рыбка милая сюда
вот сюда а тут прохладней рыбка
глубоко тут нас никто не видит.
ДВУМ ПОЭТАМ
До свидания, рабочие, незнакомые, толковые.
Плывет айсберг, прочь бомжовый откололся, уплывает топорок.
Впереди глядит ни льдинки: глади, глади, воды голые,
позади ледовый купол, сверху маковый пирог.
То Москва-роженица многоброва разломиться готова,
снежным валом городище, черным рвом обнесено.
А найдется мне родное всегда хмуро, сурово,
я меж ними слабое звено.
Кто от целого отломится тому полслова не обломится.
Разломился маковый, на лед просыпал мак.
А затрещали ворота, раскрылась пословица
кому не сиделось остаться не смог.
Удаляется ледник, слепит глазурь Василия,
уплывает обливной, сверкает вон вы где!
Плоть от плоти ваших сил мое блаженное бессилие,
горячо ему, осколку, в черной воде.
|