На род людской упала тень костра.
Вождей забрала, смерча колесница,
В дыму кровавом поступь; свист ядра,
Нужда и страх на помертвелых лицах:
Румянец Евы, злато, гон, игра.
Вечерня, солнце в тучах, спят дома.
Всё те же сны вину и хлебу снятся.
Внезапный вопль в оливах глушит тьма;
Там сходятся они, числом двенадцать,
И пальцем рану пробует Фома.
|
Intro
дни приходят ко мне как всегда чередою
дикой кошкой четверг а медведь середою
выплывает суббота дельфином из ванной
и бессовестно роется в поисках манны
и в нечистых трусах непристойно двуногий
я дрожащий комочек клетчатки и жира
трпещу в ожиданье гостей на пороге
и смущён неизбежностью странного мира
что как птица сейчас накренился в полёте
выполняя манёвр от разгона к паренью
и меня задевает своим опереньем
однотонно-расплывчат и радужно-плотен
Запад
Трепет сердца.
Наколота на летней коже
Route 66.
Ты врываешься в огромный мир, детка,
сбросив мех и гнутые каблуки.
Движения рук в помятом воздухе,
диаграммы дыханий, лёгкий узор пустыни
смешиваются, как бы наслаиваясь
на ажурные конструкции вышек и кораблей.
Magic baby, детка.
"Обретение" назовём этот миг
(пулемёт горит в переносице:
Бог танцует на дугах бровей
(вы мои дети, и Бог вас любит)),
потом вступают ударные
ненадолго.
Потом вступают ударные
так волшебно, как выигрышные жетоны
в автомате но ненадолго.
Итак, почтовый рожок, колотушка сторожа,
запечный сверчок, заплечная сумка разносчика писем пора!
Я бы вернулся к своим холмам,
но что-то мешает.
Я бы встал в строй братьев
что-то держит.
Может быть, спины красоток,
может быть, ограждения лётных полей,
может быть, запах земли перед ливнем.
Твой рыдающий голос, да.
"Ты вновь в гостях у меня, меланхолия,
О кротость одинокого сердца.
Расплавляется золото дня.
Покорно принимает страждущий боль,
Полнясь смехом и лёгким безумием.
Ступай! Начинает смеркаться.
Снова ночь и то, что смертно, плачет,
И остальное вторит ему.
Вздрагивая под осенними звёздами,
Год от года всё ниже клонится голова".
И вот, на исходе четвёртого десятка
не с кем ни переспать, ни выпить.
Не в чем даже пойти на блядки
и просто лень выйти.
Ночь напролёт Господь разрушает башню
(днём ещё ничего, а вечером страшно).
Каждое утро начинаю с ощущения старости,
пронзительной синевы за окном и мысли о смерти,
и сладость боли сильней, чем предвкушение страсти,
чем повестка в конверте.
Цыганочка с выходом...
Мне снилось: на кругу одного из наземных маршрутов
встречаюсь сразу с двумя
с той, о которой думал весь день,
и с той, о которой подумал вечером.
Неизбывный блочный пейзаж,
лыжные шапочки;
дрожа в бетонном бункере остановки,
жду обеих,
прячась от той
и от другой.
Мне снилось: я гнался за ней
по ночным проспектам.
Её стоп-сигналы хвостовые огни самолёта,
манили в небо над городом.
При съезде с моста она захлестнула
мёртвой петлёй трамвайные рельсы
и, встав поперёк потока, рванула
я, немного помешкав, за ней через две сплошные
влево и вверх, где и потерял её,
но не проснулся,
а долго рыскал в окрестных дворах.
Первая женщина, допустим, стала женой.
Потом другая та самая, видимо:
сон, боль, память.
Третья убьёт и сама же пойдёт за мной;
жницей за своими снопами.
Зато на последнюю падает исключительно много лет
дрожаний в очередях, перевозок в плацкартных клизмах,
отсроченной смерти, серых холмов во мгле,
консервированной харизмы.
Дом на краю земли. К небу взмывающие
голоса. Люди давно ушли. Куда? Видишь
сам. В мертвенной пустоте Да
встанет в конце путей Та что Всегда.
Север
Он невнятен, наш север.
Эфирная маска над стойбищами городов,
их стойлами,
а в стойлах всё те же стойки:
белый бот "Малибу", синяя ладья "Кюрасао",
"Красная" и "Чёрная" метки удачи тебе, Билли Бонс
экран в заповедной глуши
показывает Рекса и Алекса, вставших на стрёме,
а на столичном экране собачка лижет лицо умирающего Мозера;
нерв Европы, ущемлённый самосознанием, тупо ноет,
над стойлами городов эфирная маска...
Звон серёжек в ушах Кримхильды,
слеза
и торжествующий Зигфрид спрыгивает на насыпь мола.
Барабаны зовут (вспомнить нечто далёкое).
Дотянуться ногой до двери и на пол в падучей биться.
Видимо, в старости достаточно не осязать.
Звон серёжек в ушах, что знавали лишь клипсы.
Колыханье волн
что колебания струн.
Каждой волне отвечает
щипок ногтя или удар подушечкой.
Пене и гребням
гамма или аккорд.
Он всё равно умрёт:
один, вдали от неё,
что-то там сжимая в ладони
(наиболее вероятно, сосновую иглу
или чепчик вереска).
Хотелось бы узнать,
согревает ли перед смертью
рука любимой?
Твои губы, Герда, теплы, как дыхание пса.
Подол твоей шубки метёт прибрежные страны.
И ты можешь сидеть на своих волосах
странно...
(Странно, милая:)
кровь учителя на лапах совы;
плесневеет в портовых чанах.
Твои пряди, Герда, высветлены до синевы...
Странно.
Кровь из рук переходит в свет,
выбеливая змейки вен.
Пора вставать, поднимись, Мой Свет!
за окнами Свей и Свен.
Глаза твои глубоки, остры;
в них дым течёт вдоль дорог:
взгляни, внизу, в деревнях костры...
Амба, Господь, let's rock!
И этот баннер над входом в ад: оставь...и так далее.
Ну вот, полагаю, нас уже повели.
"Я умру не сегодня", поёт Мадонна.
Не гнобь меня, Сущий, и не мани
зелёным долом;
брось на седой траве:
свободный поиск окончен,
катера на приколе.
Вьюга сгоняет моряков в заброшенный бар
к прокисшему пиву, палёной водке.
Пирс. Мол. Замёрзшее море.
Впереди чернота.
И, может быть,
завтра...
"Ущелье: горн, горы и гномы.
Красным на снегу распласталась охота;
О, замшелый звериный взгляд.
Покой матери; в тени чёрной ели
Ждут объятий спящие руки,
Едва печально стылый месяц взойдёт.
О, человек родился. В овраге ночью
Плещет голубой ключ;
Вздыхая, смотрится в него падший ангел
И немощь уходит из душных комнат.
Пара лун бродит по каменным векам старухи.
Вслушайся: крик младенца. Перстами мрака
Полночь трогает детские сны,
Снег просыпался из пурпурной тучи".
...Так за вечером вечер.
Движение за шторой женщина
надевает сапог (треск молнии)
и сходит по лестнице,
садясь напротив него,
но ни один не в силах тронуть другого.
Он вёз её, истекающую
кровью, поминутно
оглядываясь, для ту связь
меж не вполне умершими
и не слишком живыми.
Кто же, кроме неё,
ощутит столь остро
дождь, развилку дорог, тени дворников,
ласкающие колени? И вот
она сходит к нему по лестнице
за вечером
вечер.
Юг
Маленькая белая Мazda на виноградном склоне.
Маленькая белая комната в правом крыле дворца.
Маленькая белая ручка, комкающая перчатку.
Маленькая белая жизнь.
Большая чёрная смерть.
Лёжа на кровати в гостиничном номере Северной Славы,
он вспоминал города, в которых не довелось побывать,
и видел залитые солнцем дороги Италии,
стоянки над пересохшими ручейками,
и сны с апельсиновой косточкой на языке.
По его лбу, как облако по песчаному небу, шёл караван.
Солнца, больше солнца в эти стены!
Сухого, колючего солнца.
Умереть, купаясь в его лучах.
Солнце настигало его повсюду
даже в сортире.
Солнце дорог,
солнце эпидермиса.
Но жёлтый цвет единственный возвращал его к жизни
по утрам, белые стены кидая в лимон,
скворча глазуньей.
И руки, множество рук,
оливковых, томных,
и бессмертная красота,
и простыни, смятые в кинолентах,
и кровь много крови:
Ave Salvatore,
скорбный и сладостный.
Не бздеть! Бог рядом.
Крылья над чёрной трапезой, измождённое русло
(...когда жалко любви, дай справедливости!)
Ни лошадей на просёлках, ни
перепончатой тени осенних лип.
Чужесть, я бы даже поправил чужота,
разбившая выдох и выдох, глоток и глоток.
Лишь шварк металла о глиняную посуду.
Шаг, полушаг, ещё шаг.
В руках у преследователей маленькая обезьянка.
Изумрудные линзы, обращённые вспять, фиксируют в такт: не
время.
Сейчас, по канонам жанра, нас всех убьют.
Убийцы под камзолами из шерсти мёртвых енотов,
консьержки в ожерельях лобных долей колибри,
приказчики с перекушенными глотками
прогибались доски,
когда мы плясали
пляску;
пляску крови повешенных,
пляску
а ведь я не танцую.
И не пою.
Они спускались по верёвочным лестницам,
как пауки по Распятью,
в чёрную смоляную воду,
где факелами горели звёзды.
На том берегу розмариновый сад,
коричные джунгли,
мечта садовника-дауна,
ристалище грёз...
Как мне переплыть эту реку?
И всё ниже трассы кочующих птиц,
всё сильнее паралитическое воздействие белого света...
Я входил в город
Клинт Иствуд в жемчужном тюрбане с янтарными чётками,
весёлый, как Паулс или Эннио Морриконе,
щедрый, будто шейх с парочкою жменей
кишмиша и миражами башен над горизонтом.
"Вечером слышен писк летучих мышей.
Два жеребца тонут в зелени луга.
Шелестит красный клён.
Странника на пути ожидает подарок.
Прекрасны на вкус молодое вино и орехи.
Прекрасно: пить до изнеможения в сумеречном лесу.
Сквозь чёрные сучья звучит поминальный колокол.
На лоб оседает роса".
...Когда же не встанет, обнаружится:
завиток губ связывает нас по рукам и ногам,
единственное лицо, почти некрасивое;
в полупрофиль, на фоне желтеющих стен.
Итак, в ярком свете солнца,
скорее, в бледном свете луны, вернее,
в мертвенном свете гаснущих фонарей
пальцы, мочка уха, ресницы,
всё в тени. В фокусе
губы.
Слышен смех и поднимается ставень.
Птица расчерчивает крылом комнату и, вероятно, асфальт.
Так открывается день, текущий адрес
в обнажённом пространстве.
Наш счёт обнулен, завтрак съеден,
приглажены волосы, одежда
брошена на пол.
Мы выходим, а ядовитый Юг
метит своим помётом
наши уши и руки.
Восток
Посмотрел в зеркало и удивился:
смешное жирное существо великий русский поэт.
Так удивился, что не заплакал.
...казался зна́ком, оказался раком.
Тот в горле ком до боли мне знако́м.
Стыдись, что говоришь. Должно быть стыдно за слово и язык, за буквы
таких случайных форм. Но, словно память позорную приоткрывает мозг,
так родовая снова целует память голубя и корм пихает в клюв забытым
языком.
Упрощённость и облегчённость
условий существования
не позволяет надеяться на то,
что в случае крайней нужды
наша отчаянная жертва вызовет
ответное благорасположение небес,
как-то: воскрешение плоти
и вечную жизнь. |
|
исчерпан новый завет
раскрыты девять завес
средь лёгких и мягких лет
пора жестоких чудес
пора потворства судьбе
ночных свиданий с отцом
пустых походов к тебе
время перед концом |
И ежели некому станет рассказывать,
что такое твоя любовь,
ежели поймёшь, что ты не ветер, даже не пыль на ветру,
но грязь под ногами,
увидишь чистый свет,
лишь сдобренный, будто уксусом,
стаканом вина и каплею никотина
танцуй!
Мой неоновый эквилибр на рельсах и проводах.
Никогда больше
с приступами ночных одиночеств,
с мыслями о тебе, возвращающимися
после первой же неудачи
тогда что угодно с тобой,
даже сосиску с кетчупом:
лишь бы не расставаться...
Голос
твой голос, мой голос,
только голос,
один только голос
(есть ещё Ангел, но ангел спит).
Припоминаешь осенний вздрюк,
дым, коньки в январе.
Видишь, Бог в проходном дворе
мочится, не снимая брюк.
И когда Господь спросил меня, я ответил:
это пепел их сигарет,
это пар их дыханий за окнами,
это битва маленьких солдат, босс
и она вечна.
Всё хуже и хуже помню, как брали Константинополь,
хотя в слабеющую матрицу памяти намертво вписаны
невозможность жить без и бессмысленность примирений,
и чудо утреннего пришествия
(железная дверь, шум отъезжающего авто),
но любовь не воскреснет.
Моя жизнь в подземелье
в разных местах, но преимущественно в подземелье
лишь пена струящихся волос
рассекала мрак
один или два раза.
Вроде стрелки спидометра, что ли...
Моя жизнь впотьмах
от одного алкогольного отравления до другого.
(Пачка пельменей решает всё.)
Из пугал юности голод, любовь, война
любовь в западне, а голод в засаде;
одна война метит город чёрным крылом.
Пил и до утра не вспоминал о войне.
Не человек я больше, или память подводит?
И не хочу я видеть всех этих женщин.
Можно перейти улицу и прижать руку к уснувшему лону.
Можно отправиться куда-нибудь в Иокогаму.
Можно слизывать водку с дощатого пола в баре.
Звёзды!
Повернись к миру лицом и гляди на него.
Его ладони, его песни, его глаза.
Кончик её сапога,
кончик её сигареты.
Кончи и отвернись.
Или не отвернись.
Не мне истребить пейзаж, ковавшийся на века.
Пластиковая бутылка с остатками пива у насыпи,
руки страждущего вдоль рельсов,
комок червонца, щелчком переброшенный на запасные пути;
девушки целуют собственные ресницы,
свет и тени пересекают рёбра аквариума,
солнечное волшебное лето ждёт.
Вот зачем нам даётся Восток
остановиться, прервав наши танцы,
и грезить, как снег погребает
песчаник и розовый туф,
пока верблюды,
след в оплывающий след,
идут, не замечая подмены.
|