/ Предисловие Александра Гольдштейна. М.: Новое литературное обозрение, 2000. Обложка Дмитрия Черногаева. ISBN 5-86793-127-7 136 с. Серия "Премия Андрея Белого" |
* * *
Милый человек, я не знаю твоего языка.
Яблоко падает за облака.
Ждем дождя.
Вот уж которую ночь мы провожаем друг друга.
Не до смерти любим, но до поливальных машин,
до солнца, повернутого в профиль к Югу.
Все больше простору внутри этих стен; вот опять
последняя книжная полка сегодня открылась прозрачной,
но дружество наше так темно и зыбко, как правописание ять;
ты слово сказал, я не понял его, хоть, наверно, оно и удачно.
Оборваны шторы, распахнуты двери, рука
лишь наспех задержана в рукопожатьи куда там...
Ты тоже событий взметнувшаяся мука,
сквозняк, и некому ставить заплаты.
1988, Тарту
* * *
Рыбы-щуки, гады и змеи,
заберите меня к себе.
Я теперь говорить не смею.
Вот мой костно-языкий обет.
Я заперт в пенал прозракий.
Аптечный дрожу пузырек.
И все неизменные знаки:
бездарен и одинок.
СТИХОТВОРЕНИЕ "Л. ДОБЫЧИН"
Сегодня дождь. Ломаются ветви дерев,
а этот писатель (чьи письма) умер, хоть облысев,
но, в общем, не старым. Без восклицательных зна
коварным и верным друзьям он писал допоздна,
что дескать меня не ищите отправлюсь в другие места
скромней и свободнее на обороте листа
ЕЩЕ БАБОЧКА
Она сосет цветок до дна,
как новый плод на нем возникнув.
В дыханьи сморщенного сна
то разрастается, то сникнет.
Мерцает на ее крылах,
трепещущих бархотцей,
не только отражений лад,
но тень забытого уродца,
чей облик дважды поменяв
в беспамятстве похорошела,
ворвавшись в солнечную явь
из духоты чужого тела.
* * *
Белые зрачки Иерусалима.
Ящерицы зноя пробегут.
Все сгорит, что было непалимо:
письма, дерево и память. Рут
сказала: "Я пойду с тобою,
где умрешь там я умру.
Я сама себя оставлю за стеною
брошенного дома поутру".
Морок отречения и жажды,
Тверди раскаленный зев.
Так и я очнусь однажды
под чужим наречьем нараспев.
1993
* * *
Молчанье дерева поет:
"Лес занялся огнем".
Я с ним запеть не мог от слез
неречием своим.
Я, как портняжка братьев Гримм,
к его стволу прирос
(а чтобы ветер не унес
утюг держал в руке).
"Казалось, память тяжелей
литого чугуна.
Но память слепок, мерка, вещь,
а ты уже не тот.
Огонь и ветер взял сполна,
что было всех милей.
Песок и пепел дал взамен".
Так дерево поет.
* * *
1
Еще одна страна. Страница,
где странница. Я попрошу напиться
садовника зеленоглазого
через колючую проволоку
из стаканчика одноразового.
Я ксении сказать не успеваю,
и даже в воздухе саднит граница края
оборванного: взглядов, слов. За мной
по вектору кривому запятой
лишь пыль да пластик вымерших стоянок,
что, как и я, гонимы знойным ветром
2
Пусть хотя бы во сне увидеть тот остров,
где фонтаны и реки. Грозы
вырывали рамы во двор
из комнаты с темным прохладным паркетом.
В глубине переплеты дрожали от света.
И прерывистый сумеречный разговор.
И для чего пускаться было в знойный Египет?
Крестик позабыт крестильный
в комнатке над речкою двужильной.
Видишь здесь, и правда, воздух выпит.
И даже слезы жажде вожделенье.
3
Утро прозрачно. Так застывает геккон.
Натянуты жилы деревьев,
звенят цикады, кузнечики, розы,
и если успеешь выйти из тени,
то будешь со всех сторон
тоже прозрачной планетой его системы венозной.
Но лукаво повеет по скошенному лугу, по анемонам
дух движенья и роста
этот час на рассвете для всех бездомных
только плавучий остров, плавучий остов
* * *
Громыхнули воздуха цепкие скобы.
В туннеле лодок скользящие гробы
закачались. На дне их глухой утробы
то, что знаешь сам про себя:
никогда ты не станешь больше собою,
догадавшись однажды,
что проигран тобою
мир этот влажный,
и сплетение трав у зрачка
не смарагдом вспыхнет,
а с шипеньем затихнет
чернотой нулевого очка.
* * *
Кто лежал со мной в гробу фанерном,
знает, как земля вязка.
В этом доме этажи безмерны
и чернее впалого виска.
На одной из лестничных площадок
мы смотрели действо позднего Арто:
с мокрых городских лещадок
вниз катился в скорлупе никто.
Если я за край земли увез все тени,
тех которые, которых я,
станет ли светлей им с теми
вместо или просто без меня?
Был всегда со мной сурок: тот сумрак
дня, хребет гремящего моста,
улиц подпаленный сурик
на дыханьи водного холста.
Нет теперь того, что я. Обличье стерто.
Но пока светлеют памяти лучи
в междумирьи подмастерьем корта
буду подбирать мячи.
* * *
1
теперь так тесно в комнате джованни,
но вышиваешь сон,
как на руках алкоголички-няни
ты был взращен.
и в летний сад тебя гулять водили,
на лебедя смотреть.
и шили платье воробьи из пыли
для мраморных, что не надеть.
а под деревьями, где прислонялась няня,
ты желуди искал,
пока задумчивость не нарушали сани,
финифтяный зимы накал.
2
невы державное теченье,
а также детское печенье
"мария" тоже он любил.
поедем в сиверскую, няня!
и выйдем красными из бани
без сил.
* * *
Саша, ты помнишь наши встречи...
Красноземная Оредежь дно раздвоила.
Старухи белье полоскали на деревянных настилах,
говорили: все хоть затянуто илом,
на воду дунешь увидишь, что было.
Павлик Морозов. Зина Портнова. Буденный.
Рябью подернуты ваши бесстрашные лица.
Помнишь ли встречи наши,
друг мертвый Саша?
Пламя огарка двоится.
Эхо, ты сбросило с красных обрывов
Горниста-Нарцисса античное тело.
Что же поймать ты его не хотело?
Вuшневый сад ностальгии белорубашечной;
шея под алой тряпицей вспотела.
Правда ль, скажи, речка Оредежь обмелела?
* * *
Нет, даже в зайчике и в ливне,
и в угасаньи дня
ты, фокусник, хоть не ленивый,
не выловишь меня.
Нет имени улыбке, жесту,
домашнему вину,
что у заборчика с невестой
тянул.
Закату, что сквозь щели ставень
блестел.
Вот и слова хрустящий пламень
пожрет, как груды тел.
Толкаешь день, как жук навозный,
перед собой,
чтоб дни, сбиваясь в клети звездной,
вновь стали твердью голубой.
* * *
Из чьих-то повзрослевших рук
упав в бесслезный
мир, замечаешь как паук
глядит серьезно
(как будто создал сам Редон,
когда б не поздно),
в чулочках черных, угнетен
в углу беззвездном.
Ловить какого комара
охоты нету.
Сегодня холодно, хандра.
Уходит лето.
И в этих сумрачных часах,
в осенних бликах,
раскачивая свой гамак,
ты хворь накликал.
Остались сирые цветы,
что в укоризне
как выпавшие болты
из крепкой жизни.
Похолодевшая стоит
изба природы.
И все Италия манит
под небосводы.
1994
Вернуться на главную страницу |
Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
Серия "Премия Андрея Белого" |
Александра Петрова | "Вид на жительство" |
Copyright © 2001 Александра Петрова Публикация в Интернете © 2001 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |