Книга стихов. Urbi: Литературный альманах. Выпуск шестнадцатый. СПб.: Журнал "Звезда", 1998. ISBN 5-7439-0046-9 |
АРХАИКА (1974-1982)
(5)
Раньше хоть Муза на свет залетала,
на подлокотнике кресла сидела;
нынче и этого даже не стало -
дачная роща в дыму поредела,
к осени дело идет.
Если ты затемно поутру встанешь,
видишь: колхозники бродят понуро
у магазина. Их в лес не заманишь
и пирогами - там серая шкура
волчья вот-вот промелькнет.
Дождь начинается - смутно, зловеще
стукнет калиткою, тени сутулы...
А не пора ли нам складывать вещи -
шорты, футболки - в тюки и баулы?
Не по сезону наряд.
Бабочки, вас-то куда подевали?
Крона стрекозами не разогрета.
Мыши, и те, дремлют на сеновале
и по ночам не шуршат до рассвета.
В Лету уплыло погожее лето.
Желтые скирды стоят.
Жухлой, горчащей листвы мочевина.
Пахнет прокисшим зерном из овина.
Яды аминокислот!
Вместо тропы - непролазная глина.
Крепкий антоновки плод...
Помнишь, как воды темнели в июне;
как из кустарника принц Шакьямуни
в полночь к реке выходил,
где мы купались, развесив одежды
на бузине, что знамена надежды;
зыбкий еловый настил?
Впору простуживать в городе гланды,
в невские влажные плыть Нидерланды,
ржавую бросить кровать.
Время уже за аренду веранды
деньги хозяйке отдать.
Словно рублевки, шуршат, и червонцы,
листья сухие. Туманистей солнце -
сизый вокруг ореол.
В город! - в граниты, где только и слышим
Музу, где лето подробно опишем.
В спину толкает Эол.
Почему-то люблю закоптелый район -
Мойка, Новой Голландии арка...
В январе черно-белом какой Шампольон
разберется? Хозяйку овчарка
тянет на поводке. Мостовая - каток.
И в такси развалился нетрезвый седок.
И резной теремок почитателя Фрин -
ныне только собранье облезлых руин.
Но зато монпансье и сиропом
пахнет: жмет пятилетку кондитерский цех.
На стекле, как на вазе фарфоровой, цек
проступает на зависть Европам.
Ух, мороз-то какой! Полушубок колом.
Пробирается иней в кирпичный пролом.
Город спит в перманентном ремонте.
Но из форточек пар итальянскую речь,
выпадая, выносит. Как ей пренебречь?
В Пизе дождь и в Пьемонте.
Нам туда недосуг. Что же точит, как червь,
это знание? Кран. Корабельная верфь.
Пряжки, Мойки, канала слиянье.
И железной газеты оторванный край...
Жгучий, лютый родной кристаллический рай -
в щелочном и крахмальном сиянье!
На перчатке лежит и не тает звезда.
Вдоль канала выходим на площадь Труда -
прямо к Дому военной одежды,
где шинели, фуражки и кители шьют,
где портных и портних героический труд
укрепляет и швы и надежды.
Итальянку в России не в силах спасти соболя!
Только служит поэтам
даже то, что из ямы дымится сырая земля...
Приезжала бы летом -
мы тогда бы Некрасова меньше любили, и снег
не слипался б с виною
на могильных камнях архитекторов тех, что навек
зачарованы северной были страною.
Как решились ответить они на заснеженный зов,
позабыв о лагунах,
об отечествах, недосчитавшихся пышных дворцов
и решеток чугунных?
И не так ли туда, где стеной виноградник стоит,
из морозного рая
провожают безумцев теперешних - точно в Аид,
стылых слез не стирая?
1
Батарея снаружи покрашена в розовый цвет,
но внутри проржавела настолько она, что поэт,
проживавший в Москве, и поэт, проживавший в Берлине -
с той поры, как покинул Россию, увы, не могли не
описать это свойство. Здесь их прегрешения нет...
Что ты медлишь, приятель? Тащи лотерейный билет!
Там написано будет - в которой лежать тебе глине,
где на кухне курить, где ходить в синема на Феллини
и в театр - на советский балет.
2
Всяк живущий в отечестве служит отечеству. Всяк
уезжающий служит живущим в отечестве как
истеричный пример безразличности выбора места
для раздумий о слезах отечества: пляжи Триеста -
что поля Персефоны - для этих, попавших впросак.
Ты, как Андреас Грифиус или осиновый Джойс,
выползаешь на пирс, оставляя зеркальный "роллс-ройс" -
дорогое имущество благотворительной фирмы,
бескорыстно влюбившейся в лиц без страны и угла, -
и, сощурясь от зноя, глядишь на зонты и на ширмы,
итальянцев и немцев валяющиеся тела.
Дворы Парижа и Берлина
московских, питерских не гаже,
хоть и не чище. Да и глина
на кладбищах - одна и та же.
Ну а про газовое пламя,
про лестниц гулкие колодцы
и заводить-то, между нами,
не стоит - тоже Песталоцци!
Какое нас витийство гложет
и краснобайство на Голгофе -
тут всякий лезет вон из кожи,
с дымком прихлебывая кофе.
Глаз не сомкнут во всем квартале
интеллигентки-полукровки:
они-то знают толк в детали,
в зеленой склянке и веревке.
Зачем стихи писать поэту?
Важней всего варьянт ухода -
какую выбрать, ту иль эту,
смерть. Абсолютная свобода!
Любили в армейских нарядах ходить -
без знаков различья, в каких-то кожанках
со скрипом - и дружбу с вождями водить,
о танках поэмы писать, о тачанках...
Теперь-то мы знаем: писанье поэм
почти равносильно ношенью эмблем.
Учась получать за стихи ордена,
старались курить, по возможности, трубку.
Париж посещали... Ну чья тут вина -
забыли про жизнь, роковую скорлупку...
Не в дальних пределах, в татарской Москве
лежат по ранжиру в червивой траве -
в полковничьих бархатно-красных гробах -
творцы пятитомных собраний, в которых
все рифмы на "-алин" или на "ба-бах",
а ритмам насыпан за шиворот порох, -
там, где Новодевичий спит монастырь
и славянофильства кричит нетопырь.
1
К чему, фонтан, твои усилья -
иль не довольно изобилья
из туч стрекающей воды?
Вот мода странная! Скажите,
зачем мерцают эти нити,
роняя облако в пруды?
Ну, предположим, загляденье -
подобье зимнего растенья,
но где же смысл в дробленье вод:
не Рим вокруг и не Кордова,
а камень берега седого
и оловянный небосвод!
К земле всё ниже прижимаем,
заморским, в клетке, попугаем
стоишь ты, как и я, смешон...
Поэт, не презирай фонтана!
Смотри: дождю среди тумана
сопротивляется лишь он.
2
То ослабеет, то вновь
вдруг распрямится - и дышит,
словно любовь...
Кто о фонтане не пишет!
Кто не писал!..
Разве имеет значенье -
лишь бы пылил, зависал
и шелестел, как растенье...
О, мимикрия и прах!
Баловень парковых комнат!..
Или о тех, кто в гробах,
помнит? Не помнит...
Или он знает, что вид
нам его счастье внушает?
Дышит, пылит,
вечную жизнь обещает.
Вижу, что лжет.
Но всё равно веселее
жить, если брызжет, цветет
и зависает в аллее.
Сад пахнет марлей. След
уже затерян лета.
Возьми любой предмет -
лишь отсвет, лишь примета.
И киноаппарат
уместней был бы тут:
как целлулоид, сад
скользит, сквозит - везут
в нем сквозь бумажный снег
немых героев льдин...
Клыки сточивший век
бледней любых Ундин!
Что горше - сбор, посев?..
Позор гниющих астр.
Веслодержащих дев
смертельный алебастр...
Где шершень, жук, оса?
Пустые терны гнезд...
Трамвай, закрыв глаза,
перелетает мост.
Вот выездной урок
ботаники, мой друг:
короче строчки срок,
и энный Рим из рук
спешит - нельзя сберечь.
И всё. И насовсем.
И все... И только речь -
неверный наш Эдем.
1
Стало меньше в лучах флогистона,
стало меньше в листве хлорофилла.
Пересохшее горло тритона
золотой скарлатиной забило.
Зарябил отраженье фронтона
дождь... Как век твой недолог, бацилла!
Уже мухи, сложившие лапки,
между рамами дремлют до лета.
Воздух - с привкусом мятной облатки,
а Фонтанка - что холст Каналетто:
и Михайловский замок, и Летний -
изо всех сухожилий стоящий
насмерть - сад... Клен зеленый последний.
Катер, аэрозолью пылящий...
Отключили фонтан у собора.
Притащили арбузные фуры.
Завели семинары. И скоро
в грубый ящик сыграют Амуры...
Филармониям лишь и капеллам
осень на руку, струнам победным.
А любви всё равно: в загорелом
теле, сказано, - та же, что в бледном.
2
На садовую сяду скамейку,
папиросу достану из пачки...
Ничего, если льет как из лейки, -
мы привыкли к дождю, точно прачки.
Так уютно за этой миткалью:
как живая листва шевелится...
Кто же это там крутит педалью -
то покрышка мелькает, то спица?..
Уже лето склонилось к закату:
не купанье, одно лишь сиденье
на скамейках - гулянье по саду
нам осталось... Но сад - загляденье!
В расписанье глухих электричек
появились прорехи, пробелы.
По утрам - ни клестов, ни синичек,
лишь фонтаны шипят оробело.
Скоро ужасом дунет и хладом -
не увидишь и дыма за снегом,
станет воздух серебряным кладом,
ледяным конькобежным разбегом...
...Но опомнись! Рубашку - хоть выжми.
Мы впадали в забвение? Вряд ли.
Или ролик из будущей жизни
показали нам в кинотеатре...
Нитевидны, суровы и тонки,
точно рифмы из старой шкатулки,
отчего же так громко эстонки
разговаривают в переулке?
Вот Царскосельский сад - ларьки со снедью возле
Турецкой бани, зной, и в водорослях пруд...
И некого спросить: куда нас денут после
того, как мы умрем, куда нас уберут?
Вот углекислый газ в стакане с лимонадом...
Не так ли душ немых витают пузыри
в растворе золотом, сияющем над садом,
над группами зевак, гуляющих внутри?
Нас в юности влекли безлюдные куртины,
где в сумрачных дубах осенний вечер гас,
а нынче в толчею мне хочется, за спины, -
как будто из толпы труднее вынуть нас.
Томил любовный жар и жгло желанье славы.
Но с той поры, как стал дичать обжитый мир,
я в силах лишь глазеть на детские забавы
из-под тяжелых век да ковырять пломбир.
Где стоит древесина осенних дубов и лип
в книгохранилище парка, где только вода в пруду
тяжела, как олово, и черна без рыб,
словно зеркало ночью или душа в аду,
где короста гнилых и легких стволов, корней,
где налипшей листвы так много, что мы вот-вот,
по колено, по пояс, по грудь увязая в ней
и вдыхая ее дурман, вступим в круговорот
элементов природы, и где никаких опор
жизни - только обломки мрамора от венер
безымянных авторов, где такой разор,
что Аид Версалем выглядит, например,
по сравненью с этим, и где сверх того
из сырых лощин выползает туман, клубясь,
на покатый луг, - ни повода нету для моего
утешенья, ни даже намека на нашу связь.
1
Кирпичный завод поднимает кирпичные трубы.
Окраина. Свалка. Колдобины. Чертополох
металла. Суглинок ручья. Пересохшие губы.
Кузнечик - за шиворот куртки. Курящийся мох.
И сверх этой горечи, зноя - еще папироса;
сверх этого жара травы, и жуков, и стрекоз,
промасленных шпал, и угля, и щебенки откоса, -
сверх этого ада - еще щекотание слез!..
Гурьба полуголых солдат, перемазанных в саже,
толкает вагон - скотобойня железа!.. Скажи,
зачем же нам зрение, слух, осязание, даже
зачем эта жизнь - при таком натяженье души?
2
И ветхое кладбище нас не приветит прохладой,
когда через сточную яму по шаткой доске
в него мы войдем, - духотой, детородною ватой
кривых тополей и гнилым камышом на песке.
Здесь раковины и обломки железобетона,
здесь ангел, несущий в объятиях призрак креста,
ограды из прутьев кроватей - о, царство Плутона! -
жестянки облезлых венков и листвы дурнота...
Глухая канава - отечество мух и личинок,
ос, бабочек, гусениц, кровососущих сильфид...
Здесь космы осоки, кукушкины слезки, барвинок -
ментоловый страх и расколотый мрамор обид.
3
Какое нам выдано место для летних прогулок -
здесь хватит зиянья на сорок романов!.. Пустой
бульдозер в траншее и груды заржавленных втулок,
разбитых бутылок... Кто слил этот адский настой!
Ах, нам бы гулять вечерами в общественных парках,
шипучий досуг из бумажных стаканчиков пить, -
чтоб клумбой в цветах и катаньем в прудах на байдарках
закрыть мешковину распада, каpкас заслонить...
А здесь словно хаос разводят на опытном поле,
усыпанном сором из пригородных поездов...
Здесь копится довод последний, как боль в альвеоле,
к приятью которого смертный пока не готов.
Мешковина тополя, слюда и смальта.
Как в чулане - места недостает предметам.
Пыльные голуби на сукне асфальта.
Маргариновый воздух... Из города летом
о невыезде кто даст добровольно подписку?
Лучше лето коротать в тамбурах электричек.
Пригородная ветка. Мельканье платформ по списку...
Или топонимика - лучшая из певичек?
Рябое желе залива. Табак тростника на пляже.
Коньячный зной. Сосны в греческом хоре...
Зренье и осязанье - душа. Но даже
и здесь ей тесно, словно в ячеистом коробе Терпсихоре.
Травертин, и мел, и мутное море,
и гнилые гроздья на лозах, розы,
увяданье империи на Босфоре,
водянистые лепестки, мертвые пчелы и осы,
ядовитый воздух осени, ужас сада
в мрачном пылании ацетилена,
луна и тленье, разрушенная балюстрада,
греческой статуи раненое колено,
хлороз растений, грубая склеренхима
крон, гербарий культуры, письмо шумеров,
черновики, монеты Микен и Рима,
бурые водоросли, заученный плеск Гомеров,
бронзовая листва, медная окись платы
Харону, весла и теплоходная будка...
А о чем все эти сноски, цитаты
и закладки - даже подумать жутко.
1
Трамвайный путь. Булыжник. Над каналом
нависший сад суров, как отзовист.
Мазут. Сухой июль. И вероналом
безветрия отравлен каждый лист.
Многооконный дом шестиэтажный.
Дощатый мост. Площадка для утех
подростков-футболистов. Сор бумажный.
Субботний вечер. Картонажный цех.
Солдат-узбек стоит без гимнастерки
в разодранных бульдозером кустах.
Торс варвара. И брюки - словно в хлорке
лежали. Пыль - на грубых сапогах.
Никчемная вода течет из крана.
И, охлажден коротким сквозняком,
отводит взор потомок Тамерлана
от женской ляжки с бледным синяком.
2
В серебряных узлах трубопроводов
завод запутан, как Лаокоон.
Бетон и прутья. Облачных разводов
лилово-кислый женский конфекцьон.
Как на трусах - желта посередине
канала незамерзшая струя.
Текст на фронтона выцветшей гардине -
"Т-во ...овъ и сыновья".
Порт. Голые столбы деревьев. Остов
пустой июльских дней... Что в жизни ты,
переходящий с острова на остров,
увидел - только реки и мосты?..
Клуб моряков. Заброшенные стены
ненужной церкви. Ржавчина... Вот-вот,
тревожа лед, отворит шлюз (как вены -
самоубийца) жалюзи ворот.
В конце концов надоедает
и сочинение стихов -
и только крупный снег латает
прорехи лунных облаков.
Мороз на площади. Сугробов
лежат тосканские холмы.
Скрипит, что ось земная, обувь
вольнонаемников зимы.
Из-под отягощенных арок
снопом автомобильных фар
выносит Гений мрак в подарок -
чернее вара этот дар!
На полированном граните
дрожат неоновые нити.
И царь несет широкий жест...
Лишь зренье мне не надоест.
Не царствуйте, цари, и ты, императрица...
Венера мне сестра, я сам на Пинде царь...
Мой друг Наполеон... Вселенна заключится
в мою златую цепь... А кесарь мой косарь...
Я памятник воздвиг, прославя Вас в альбоме...
Не знает смерти он... В печати буду жить...
И белая доска на желтом этом доме
лоб глянцем восковым не в силах охладить!
И Вологды лежит бессмысленное лето.
И душно в шерстяном лохматом пиджаке.
Сиди, как на крючке, не находя ответа,
и страшный этот мир разглядывай в тоске...
Измученный зрачок свербят сухие травы,
и потная ладонь - в скамеечной пыли...
Что хуже может быть бессмертия и славы -
блаженны канувшие в пропасти земли!
В лампе слабеет накал
медленно: мертв в ноябре
парк - заплетенный металл,
кварца налет на коре.
Окостенелостью крон
парк, где гулял Карамзин,
в крепкий раствор погружен,
как эмбрион в формалин.
Римский зеленый фонтан
выключен. Пуст Петергоф:
листьев последний метан,
бронза и мрамор богов...
(Только тепла не зови -
да и не в инее мы,
лучше слова о любви
прибереги для зимы!..)
Редкие крики ворон,
полуистлевший люпин...
Словно идем с похорон -
злыми вопросами спин.
Карповка - сваи, трава, катера,
мутные воды...
Всё принимают, приходит пора,
недра природы.
Мост Гренадерский, дощатый настил
в жирном мазуте...
Где же те клены и липы? Где ил
юности-жути?
Перекопали! Три года я здесь
не был, а словно -
тысячелетье... Где гулкая жесть,
черные бревна?..
Разве навек Ботанический сад
дан - и моторка?..
Падают листья. А люди стоят,
курят у морга.
Австро-Венгрию вспомню - дунайскую плесень, цветенье,
разложения фосфор, империи Римской эрзац...
Город к осени проще, но всё еще труден для чтенья
он, как набранный тесным готическим шрифтом абзац.
Столько черных деревьев продавлено, вмято в ограду,
в накрененный узор - да и как им ее не согнуть...
Кто же выманил нас прогуляться по дымному саду -
на гнилую траву и асбест изъязвленный взглянуть?
Бочки, стружка, окурки и доски от ящиков - в мыле
грязно-желтой, с пятном керосина, стоячей воды;
мост, торосы асфальта, завалы обломков и пыли,
закопченные стены, подъемные краны - зады
декораций!.. И глина... И в Царском траншеи копали,
а поэт описал... Или жизнь - перманентный ремонт?..
Но любовь и печаль хороши на Обводном канале,
где обильем предметов закрыт от зрачка горизонт.
Словно нас отвлекают безделками, словно дурманом
занавесили бездну - пошли перекапывать, рыть,
перекапывать, рыть и распихивать сор по карманам, -
чтобы страшную правду лоскутной порфирой прикрыть.
В корявом парке стариковском
декабрь не помнит о Каховском -
и Милорадович скорей
к себе добудет состраданье
здесь, на пленарном заседанье
ЦК эсеров-снегирей.
В стволах - просторно. В кронах - тесно.
Снег. Птичий гвалт. Порханье. Бездна.
Глухая сутолока... Спать!
И всё забыть! - Кто мы такие,
чтобы в оседлой ностальгии
чужие строки лепетать?
Так варвар, римскую прохладу
присвоив, входит в колоннаду...
Холопская откуда блажь -
судить дворянские раздоры:
слепящим магнием "Авроры"
один оставлен антураж.
Сугробы рифмуются с Римом -
об этом есть ворох цитат...
Кто быть мне позволил любимым
и пить прасковейский мускат?
Казалось бы, в лютую пору,
когда заморожена грудь,
не фавны являются взору,
а сонм бестелесный... Ничуть!
Но хмель новогодних пирушек
еще нерожденный Господь
простит: Он друзей и подружек
мне дал, эту душу и плоть.
И - вовсе не Янус двуликий,
но косного мира не раб -
глядит Его праздник великий
на хор околпаченных пап.
Крупный эсеровский шрифт
ночи почти не прочесть.
В желобе падает лифт.
Двор. Водосточная жесть.
Жидкий мочалистый сквер.
Хрип хулиганских гитар.
Хохот фабричных гетер.
Тисканья летний угар.
Шорох и шепот в кустах.
Где-то разбили бутыль.
Хлебозавод. На устах -
сон, кардамон и ваниль.
Арки бессмысленный грот
(пыл довоенных времен).
Полночь. В пустоты дремот
дождь, как глушитель, включен.
Летящая архитектура времен диктатуры -
дуги безумных арок, циклопические ворота.
И тогда был балет в цене - напоминают фигуры
балерин эти сверстницы чкаловского перелета.
С плоских крыш активисты разбрасывали листовки,
на огромном балконе немел знаменитый поэт...
Когда на гимнастерки интеллигенты сменили толстовки,
стали легче предметы, постепенно сходя на нет.
О, янтарно-рубиновый воздух столетья! От крови
всё багрово в меркнущем ноябре...
И, мерцая с экрана, пела Утесову и корове
Орлова арийские арии... О добре
и зле от отцов наследуется ли понимание -
или жизнь подобна щекочущему дождю?..
И уже, обезьянничая, Германия
орала: "Слава вождю!"
Льняная ткань сугробов и ветвей.
И ткань души, должно быть, не бедней,
но, впрочем, и не тоньше, не богаче.
К чему ей ворс, отделка, кружева!
В ней, как и здесь, - промерзшие дрова,
и двор, и редкий ельник возле дачи.
И снег... Зимы асбестовый завод
превысил план... Бескровный перевод
немецкого романа - тот же холод,
и тот же лен, и те же зеркала.
И тот же мир из мутного стекла,
каким он был, когда отец был молод.
И раньше. Но на даче подо Мгой,
где ржавчиной войны полны болота,
такой покой смущает нас, такой
прозрачный воздух стужи и свобода -
истории прохладная рука.
Она не приласкала нас - пока.
Коньячный зной. Античный хор
сосновый. Финского залива
желе. Купальщик, точно вор,
в нем копошится боязливо.
Торчит пещеристый камыш.
И крепкий камень - под затылком.
И мир. И вся опасность лишь
к разбитым сводится бутылкам?..
О, слабоумие и ложь!
Не может плоскость без наклона
любить меня... Куда плывешь,
кораблик тщетный Цицерона?
Спешишь, прилипший, - недвижим,
зажат вторым триумвиратом...
Подложен пляж, где мы лежим.
И знанья страшен каждый атом.
А возвращаясь в город, дверь
свою трусливо мы откроем...
Жить - значит списочным героем
быть: кто тут вычеркнут теперь?
Разбухла книга от закладок,
обложка - точно промокашка.
Как чай, в нее пролитый, гадок!
И видно, где стояла чашка.
Не то чтобы читать - смотреть и
притронуться невыносимо!
Откуда здесь козявки эти
и пятна цвета керосина?
Такой изящный был предметик,
что и листать мне было жалко -
теперь-то что? Возможно, медик
прочел бы, да не та закалка
у нас... Разверстый вид утробы,
жилище слизистое жабы!..
Ее я выбросил давно бы,
когда душою не была бы.
Неприбран пригород, как тело
десятиклассника в чаду
воображенья. Облетела
листва в издерганном саду.
Как носовой платок засморкан
и скомкан, лезет грязный дым...
Где русский Форд? Где русский Морган?
Увы. Лишь синька - над седым
полуошкуренным фасадом...
Но если есть загробный мир,
хочу чтоб он вот этим садом
зиял, чтоб стыл в канале жир!
Пусть мир ценитель малой прозы
зовет гармонией, но мой -
почат и, словно ствол березы,
обглодан зайцами зимой.
1
Январский воздух - итрий и германий -
безжизненный, изысканный состав;
и от свинцовых зимних спринцеваний
глазной хрусталик ломит и сустав.
Упав на герметический папирус,
твоя слеза становится стеклом.
И нас, еще несущих жизни вирус,
Сен-Жюст мороза лечит поделом.
2
Бумажный воздух разлинован косо.
В зачеркиваньях вызрел черновик
ночного сада. И простоволосо
живет душа, не обирая книг.
Ячеисто стоят сооруженья,
где, новых инструментов не ища,
и бог любви и Бог Любви сраженья
разыгрывают врозь и сообща.
3
Туман и снег - как размешали соду
в стакане, гипс... Скажи-ка, сколько слов
мне нужно, чтобы вычислить природу
твоих дурных чернот, Болиголов, -
и, выправляя каждую монаду
с безумным самомненьем двойника,
пройти сквозь черно-белую ограду
в пустую белизну Чистовика?
За краткий срок существованья
что мы узнали бы? Но чтенье,
обогащая наши знанья,
выводит нас из запустенья.
Вот Гёте, словно из тумана,
душистой вымытый водою,
из "Разговоров" Эккермана
выходит с орденской звездою.
Или, к примеру, у Монтеня
прочтем мы злые анекдоты
и мысль ужасную о смене
зимы и лета. Позолоты
громит, как папство, Лютер в парке.
Июнь пропитан римским потом...
За что такие нам подарки?
Чьим мы обязаны заботам?
Того ль, Кто, выгнав нас из рая,
прервав бессмертье, хлещет плетью... -
но вдруг, забывшись, прибавляет
к недолгим дням тысячелетья?
1. Особенно в праздник прогулка
двусмысленностью страшит -
безлюдного переулка
австро-венгерский вид.
В бульваре, словно иголка,
пунктирно трамвай бежит.
Карповка, как бутылка
брошенная, лежит.
2. Что сделали с тополями! -
стоят обрубки без крон.
Но лишь нарисуй - за нами
запишут сдвиг и уклон
от общедоступного зренья.
Тут не влиянье ли
конторы озелененья
на Сальвадора Дали?
3. Сто раз ходил вдоль фасада,
и только в сто первый раз
увидел деталь. Рассада
аллюзий всегда при нас...
Нет, город - не лес, не поле,
но Росси и Фельтен в рост
сданы, как вклады, тем более -
модерн и Кировский мост.
4. Здесь - мы целовались. Здесь - гений
показывал спесь.
Весь воздух дрожит от сравнений -
он сам метафора здесь.
Сегодняшний день и вчерашний
наш (книги, вино)
слит с Думскою башней,
и с ветром, и с Блоком в одно.
5. Есть площадь - мансарды,
сквер, Пушкин среди
старух и песочниц... "Три карты"
здесь помнят и дырку в груди
привезшего кудри из Бонна...
Карманный Париж!
Медуза Горгона
бессмертия смотрит из ниш.
Ноздреватых асбестовых крон
безжизненная статичность.
Не то чтобы загримирован
парк, скорее - напудрен.
Нишами и тенями
обогащен фасад.
Орнамент ограды еще хоть
способен что-то напомнить,
но стоит ли искать
аналог июльскому мраку -
мрак существует вне
эпох, империй, культур.
Ни римское лето, ни пыль
и пот позднейших походов
и битв ничего к нему
не прибавят - ни смерть
грузных вождей, ни плоть
любовников в простынях.
О, Мнемозина, тщетны
наши старанья!
Ни боги не оживят
грубую ткань, ни твоих
дочерей поделки.
Ни о чем не знает летняя ночь -
и не желает знать.
МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ. ПЕРЕД ГРОЗОЙ
Словно вымерли все. Широкий проспект разлинован
резедой. Дремота июля гнездится в пыльной листве.
Асфоделью плывет прозрачный редкий троллейбус.
Воскресенье. Пусты голубятни швейных цехов.
Свалка стрекоз - в саквояжах трамвайного парка...
Этот мертвый, статичный район всегда проезжал транзитом,
никогда не видел монастыря в лесах...
Как без рифмы, нельзя без ремонта - каким Аидом
сквозит осыпавшийся асбест, кирпичный гравий и прах!
Датчиками иных миров расставлены здесь киоски
и телефонные будки. И страшен жесткий повтор
цветов, которыми на безжизненном перекрестке
отсутствующее движение регулирует светофор -
красный, желтый, зеленый... Замасленных боеприпасов
в небесах молчит арсенал - туч кривошипы и шатуны.
Реанимация близится крон, под которыми спят Некрасов
и Тютчев, не слыша ни первых раскатов грома, ни тишины...
Роза в Петродворце - помертвелая, даже пчелы
не привлечь ей уже. Как чужая стоит под брезентом
серой, сернистой мглы,
разъедающей мрамор. И траурным лентам
уподобились травы вокруг ее стебля... Сравнишь
разве с нашими бедами это вселенское тленье!
Австро-Венгрию лишь
вспомнишь, Рим полусгнивший - положим, в период правленья
Александра Севера - и шпалы на станции Дно:
назреванье некроза,
кисловатый финал... До чего же темно
в дни, когда умирают империи, роза!
Слизь уже в лепестках. Медноокисный сумрак разлит
в парке, где разлагаются позеленелые трупы
олимпийских богинь... Мнемозина, ты помнишь Тильзит? -
разглядеть невозможно без лупы.
Ну, а глубже - всё гуще, всё глуше дурман и туман,
всё теснее сплетенье растений - названий не видно
и имен... Так на даче китайский роман
перечитываешь... Незавидна,
роза, участь твоя!
Роза, бедная роза!..
Но, на бурые глядя бутоны, трепещешь - и я?..
В каждом липком - таится угроза.
Как сюда мы попали? Зачем этот страшный процесс?
Разве нет ответвленья, какой-то лазейки?
Сохранить бы хоть зренье! Остаться б хоть без
ощущений - железной водою в разъеденной лейке!
1
Кому живется весело? Опять -
в сто пятый раз - копают на углу
Литейного и Пестеля. Ни дать,
ни взять - реинкарнация! К столу
яств, как германский империализм,
мы опоздали - нет ничьих земель:
уже зарифмовали всё, от клизм
до роз, поэты. Только карамель
да вермишель остались... Тот же шлак
и тот же щебень, та же нам летит
с карнизов лепка на головы (так
предсказано Некрасовым; петит
его разросся, вытеснив курсив
"общественных звучаний"). Никому
из пишущих спокойно на Руси
жить не дадут! В коричневом дыму
мазута плавят черный вар. Каток
бакинскую разравнивает смесь.
И если всё же выбьется росток,
то шинами его раздавят здесь.
2
Куски асфальта... Из каких краев
загробных лето к нам вернулось! Тьма
нагретых зданий: в этом Муравьев
жил, в том - Некрасов... Все-таки зима
бодрее здесь!.. Носы кариатид
облуплены. Кофейно-постный чад
из пирожковых. И песок летит
в потоке газа - выщербить фасад.
Здесь - распродажа пива. Там - ларьки
с газетами. Пустые имена -
на воске досок. Давка... Без руки
останешься, лишь палец дай, - темна
ли эта фраза Тютчева, в письме
оброненная? Церковь на Крови
не так уж далека. Держу в уме
"Воспоминанья" Витте и любви
к архитектуре соду. Мятежей
душа не жаждет - ей бы прясть и шить.
В ряднине этой, в грубой ткани ей -
пусть не вольготно, но хоть можно жить.
3
Извольский, Портсмут... Что за интерес
к восточным землям? Лично для меня
тут нет приманки - проживу и без
персидских роз и потного коня,
без гимнастерки выгоревшей... Вот -
жары и здесь довольно и солдат:
взметая пыль, идет из бани взвод.
Смотри, как в них младенчество и мат
совмещены, как мыло из ушей
не вымыто!.. Куда мы все спешим,
верней - куда нас гонят всех взашей?..
Подтягиванье сделай и отжим!..
Ресурсы - мы, резервы. Бог не съест -
свинья не выдаст... Для чего живем?
Давай-ка мы, пока возможен жест,
махнем на всё - лишь временный заем
печали, горя... Только мусор, сквер
невыстиранный и теплоцентраль
бессмертны - как Некрасов, например:
хоть век смотри - всё времени не жаль!
Продолжение
книги Алексея Пурина
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
"Urbi" | Алексей Пурин | "Архаика" |
Copyright © 1999 Пурин Алексей Арнольдович Публикация в Интернете © 1999 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |